Произведение «Какая эпоха - такие и дети ( к предстоящему десятилетию экранизации книги Анатолия Рыбакова "Дети Арбата")»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 588 +1
Дата:

Какая эпоха - такие и дети ( к предстоящему десятилетию экранизации книги Анатолия Рыбакова "Дети Арбата")

Совсем недавно перечитал книгу Анатолия Наумовича Рыбакова (по отцу - Аронов) «Дети Арбата», а на днях пересмотрел многосерийную экранизацию, в одной из аннотаций к которой прочитал: «Зритель оказывается то в неспокойной атмосфере коммунальных квартир, то переносится в кабинеты Кремля, то в мрачную тюремную камеру или в светлые аудитории института, знакомится с рядовой жизнью, бурлящей в небольшой деревеньке в Сибири и небольших провинциальных городишках, и оказывается вовлеченным в страшные и трагические времена начала Великой Отечественной войны. Герои сериала, такие непохожие друг на друга: обычные девушки и парни с Арбата и представители высшей власти страны - Сталин, люди, его окружавшие, руководители научных учреждений.
Фильм раскрывает духовный мир героев, их привычки и характеры, жизненные позиции и убеждения. Рассказывает о том тревожном и напряженном промежутке времени в истории Советского Союза, который оказал колоссальное влияние на судьбы многомиллионного народа. « (конец цитаты).

Помню, что когда прочитал «Дети Арбата» впервые, то не покидало какое-то гнетущее ощущение  ф a а л ь ш и в о с т и,    н е н а с т о я щ е с т и. По какой причине оно возникло, понял лишь через много лет: роман написан с выраженными личностными обидами на Советскую власть, потому что сам Рыбаков ( см. Википедию), «5 ноября 1933 года арестован и   осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.».

Да, потом воевал ( и судя по документам, за спины сослуживцев не прятался). В 1960 году полностью реабилитирован. Умер 23 декабря 1998 года  в возрасте 87-и лет в  Нью-Йорке.

И вот я  думаю: а на что же он был, собственно, всю свою обижен? На ту отсидку? Тогда многие сидели ( и евреи в том числе), да и сидение это для Рыбакова было не таким уж смертельно трагичным и не имело никаких печальных последствий (главный инженер Рязанского облуправления – куда как солидная должность!). А после Сталина у него вообще стало всё «белым и пушистым»: постоянные публикации, звания, премии (кстати, он же и при Сталине был Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).  С 1989-го по 1991 год был президентом советского  ПЕН-клуба, с ё1991-го - секретарём правления  Союза писателей СССР. Вопрос: за что обижаться-то? И на что? Может, за то, что был доктором философии Тель-Авивского, а не Московского университета?
И не нужно считать написание «Детей Арбата» этаким чуть ли не героически-самоотверженным поступком! Да, начал он его в 60-е годы, но никому не показывал, нигде не пытался опубликовать - так в чём же храбрость, в  чем геройство? Опубликован был роман лишь в 1987 году, в самую горбачёвскую «оттепель», в самое удобное и совершенно безопасное для подобных публикаций время -  так что опять же: где геройство? В чём? В том, что «гневно» обличил «человеконенавистнический сталинский режим»? Вопрос: а чего ж он его раньше, при Хрущёве и Брежневе, не обличал? Боялся. Страшно было. Инстинкт самосохранения у евреев развит до невероятной степени, что неудивительно: вечно гонимый народ ( вот и повод обвинить меня в антисемитизме!). Да и место главного инженера рязанского облуправления к тому времени было уже давно и прочно занято.

Я сейчас выскажу мысль, которая – уверен в этом – многим не понравится, но лучше бы он и дальше оставался детским писателем. Писал бы продолжения «Кортика», «Бронзовой птицы», Приключений Кроша» и прочего, соответствующего детско-приключенческой тематике. Вот эти книги у него получились просто-таки великолепными! Опять в в этих прекрасных, увлекательнейших книгах он  Советской власти не выказывал совершенно никаких претензий…
Реклама
Реклама