Произведение «Сопрык» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Юмор
Тематика: Юмористическая проза
Сборник: В дебрях науки.
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1086 +1
Дата:
Произведение «Сопрык» участник на «Конкурс реалистического рассказа – 2013»
18.11.2013

Сопрык

Дурников разложил на столе исписанные листки и осмотрел присутствующих красными, мелко помаргивающими глазами.
- Я беседовал с директором и он очень заинтересовался возможностью повышения рабочей температуры на триста градусов. При подобной температуре мы сможем работать с материалами совершенно нового класса!
- Петр Васильевич, а кто будет заниматься новыми материалами?- Викоша смотрела на Дурникова, как собака на сахарную косточку.
- Конечно же вы, Виточка! Вы же у нас всегда впереди! Первая во всех начинаниях! Вот Клара Самойловна вам поможет разработать методику испытаний,- Дурников повернулся к сидящей сбоку Кларе Самойловне.- Вы же поможете Виточке?
Клара Самойловна только что поднесла зажигалку к папиросе и вопрос застал ее врасплох. Она поперхнулась дымом и закашлялась, а папироса упала и покатилась по полу, рассыпая мелкие огненные крошки.
- По... по... стар.. рас... юсь!- с трудом перевела дыхание Клара Самойловна.- Мы сегодня же определим, что нам необходимо для подобных измерений и...
- У нас нет времени на бесплодные размышления!- тут же вскипел Дурников.- Директор требует результатов уже сейчас! Я подготовил всю документацию и сам выполнил все необходимые расчеты. Ознакомьтесь и начинайте готовить установку.
Клара Самойловна принялась изучать листки, которые сунул ей Дурников, потом остановилась и подняла на него глаза:
- А как же мы сможем поднять рабочую температуру на триста градусов?
- Ну это же совсем просто! Вот же тут все указано!- Дурников выхватил у нее листки и быстро нашел нужное место в записях.- Вот! Если повысить питающее напряжение на двадцать пять вольт, то рабочая температура вырастет на триста градусов!
- А получится ли у нас так повысить напряжение?- продолжала сомневаться Клара Самойловна.
- Конечно получится! Вот можем у специалиста спросить. Алексей Михайлович, мы можем повысить напряжение на двадцать пять вольт?
Михайлыч в это время тихонько сидел в уголке и предавался размышлениям о бренности существования. В верхнем уголке окна полуподвала было видно, как к киоску на противоположной стороне улицы подъехала машина и из нее стали выгружать упаковки с пластиковыми бутылями пива. Пива! Прохладного, пенистого! Михайлычу уже виделось, как он сворачивает белую тугую крышечку и раздается столь приятное уху шипение, а потом темная упругая струя ударяет... Михайлыч так погрузился в свои размышления, что пропустил заданный вопрос.
- Так что, Алексей Михайлович!- возвышая голос, повторил свой вопрос Дурников.- Сможем мы поднять напряжение на двадцать пять вольт?
Резкий неприятный голос начальника вырвал несчастного Михайлыча из сладкого мира пивных грез. Он судорожно сглотну внезапно набежавшую слюну и растерянно кивнул:
- Да конечно! Если надо, то сможем!
- А если понадобится на тридцать или, скажем, на тридцать пять?- не отставал от него Дурников.
- Сможем! Конечно сможем!- сделав верноподданническое лицо, заверил начальника Михайлыч.- На сорок, конечно не получится, но на тридцать пять вполне сможем!
- Вот и прекрасно!- обрадовался Дурников.- Приступайте! После перерыва доложите о результатах.
- Петр Васильевич, а как же...- с выражением крайнего ужаса на лице пролепетала Викоша.
- Я все помню, Виточка, я все помню! Клара Самойловна, ознакомьтесь с моими выкладками и помогите Виточке освоить новые измерения!
Сотрудники разошлись по рабочим местам. Позади всех шел Михайлыч и напряженно думал — чего от него требовал Дурников и что именно он должен был повысить? Двадцать пять литров? Двадцать пять градусов? Килограмм? Рублей? От этих мыслей не слишком крепкая, как всегда по утрам, голова Михайлыча окончательно пошла кругом. Он с радостью бы спросил, чего он него хотели, только спросить было не у кого. Если обратиться к Кларе Самойловне, она, конечно ответить, но тут же побежит к Дурникову докладывать, что Михайлыч в очередной раз не слушал ценные указания руководства. К Викоша обращаться за разъяснениями было совершенно бесполезно. Вряд ли она вообще поняла о чем речь, но настучать, если спросишь, конечно же не забудет, присовокупив еще, что Михайлыч говорил гадости или, того хуже, пытался ущипнуть ее за зад.
Путем тонкой дипломатии и косвенных вопросов Михайлычу удалось таки, не привлекая к своей особе внимания, выяснить, что же собственно от него ожидал Дурников. Михайлыч выяснил и тихо пришел в ужас. Даже его, далеко не самого компетентного в этих высоконаучных вопросах взгляда, было достаточно, чтобы понять, что идея Дурникова обречена на провал. Рабочая камера установки не была предназначена для столь высоких температур также, как и нагревательные элементы. Повышение питающего напряжения на термоэлементах приводило в одновременному повышению тока, это... Самый приблизительный расчет показывал, что с подобной нагрузкой трансформатор справиться никак не мог. Обилие неразрешимых физических и электротехнических проблем отозвалось в голове несчастного Михайлыча тяжелым гулом. Он понял, что если не прибегнет к единственному спасительному средству, то совсем свихнется; Михайлыч уже потянулся за пиджаком, чтобы отправится в киоск за спасительным лекарством, когда к нему в каморку влетела Клара Самойловна:
- Вы это видели? Видели?- принялась она советь ему под нос пожелтевшие листки с какими-то электрическими схемами.- Вы понимаете, что это работать не будет?
Одуревший от такого напора Михайлыч ничего не понял, но согласно закивал головой в смысле, что никак работать не будет.
- Нужно что-то срочно предпринять!- распаляясь, замахала листками Клара Самойловна.- Скоро придет с проверкой Петр Васильевич, а у нас совершенно ничего не готово!
Михайлыч с сожалением повесил пиджак обратно на спинку стула. Поход за столь необходимым ему лекарством откладывался на неопределенное время. От разглядывания схемы шум в голове только усиливался, а еще вдобавок рядом, как большая назойливая муха, зудела Клара Самойловна. И в этот столь напряженный момент Михайлыча посетила счастливая мысль. Он несколько раз черкнул карандашом по схеме и принялся объяснять:
- Мы повысим питающее напряжение вольт, скажем, на двадцать пять - тридцать. Если поставить вот здесь перемычку, то измерительная схема будет запитана от основного источника, а вот здесь необходимо поставить балластный сопрык и все заработает, как надо!
- Что, простите, вы хотите там поставить?- не поняла Клара Самойловна.
- Балластный сопрык! Сопротивление. Ну резистор такой прецизионный! Повышенной, значит, точности!
- Повышенной точности?- озаботилась Клара Самойловна.- И где же мы такой возьмем? Может быть в отделе метрологии есть?
- Нет, в метрологии таких нет!- ощутив прилив сил от посетившей его плодотворной идеи бодро вскочил Михайлыч.- Это надо к электрохимикам сбегать. Я сейчас!
Пальцы Михайлыча цепко ухватились за пиджак и он широкими шагами направился к выходу. Злодейка судьба уже показывала Михайлычу все свои белоснежные тридцать два зуба в широкой улыбке, когда у поворота коридора его остановил строгий голос Дурникова:
- Вы куда, Алексей Михайлович?
Широкая улыбка судьбы исчезла и вместо нее появилась бананообразная рожа Дурникова, желтоватая и бананообразная.
- Я? Я за сопрыком! Там балластный сопрык надо!- залепетал совершенно потерянный Михайлыч.
- Какой еще сопрык?- загремел на него Дурников.- Что еще вы там выдумали? Я же специально для вас подготовил всю необходимую документацию! Вы ее читали?
- Читал,- слабеющим голосом пролепетал Михайлович.
- Вы ее внимательно изучали?- возвысил голос Дурников.
- Внимательно,- совсем уже тихо пробормотал несчастный Михайлович.
- Так зачем вам понадобился какой-то дурацкий сопрык? Что это еще такое — сопрык?
- Как это что?- собрался с духом страдалец.- Балластный сопрык. Резистор такой!
- Не нужен там никакой резистор!- категорическим тоном заявил Дурников.- Вы даже не удосужились разобраться в том, что я предложил сделать! Это безобразие!
Дурников ухватил Михайлыча за рукав и потащил обратно в лабораторию.
- Пойдемте, пойдемте! Сейчас вы переключите питание и приступим к измерениям.
Не прошло и получаса, как установка была подготовлена к новым рабочим условиям. Викоша с торжественным видом встала за пульт, Дурников устроился рядом на стуле, а Клара Самойловна у стола нервно постукивала папиросой по вытертой крышке портсигара. К Михайлычу, после того как он повысил напряжение, утратили всякий интерес. Он быстро сообразил все выгоды своего нынешнего положения и тут же отправился в ближайший киоск за столь необходимым ему лекарством.
Не прошло и десяти минут, как Михайлыч, радостный и умиротворенный, помахивая увесистым пластиковом пакетом, возвращался назад. Уже на подходе к лаборатории в душе его поселилось какое- то нехорошее чувство и он, заскочив к себе в каморку, быстренько принял необходимую дозу лекарства и отравился в комнату, где проводились исторические измерения.
За время его кратковременного отсутствия обстановка в комнате существенно изменилась. Бледная, с красными пятнами на щеках, совершенно растерянная Викоша крутила на пульте различные ручки. Рядом с ней с зажатой в зубах папиросой стояла Клара Самойловна и с беспокойством осматривала шкалы многочисленных приборов. Дурников, нервно терзая руками пластиковую папку:
- Поднимается?- спрашивал он, устремляя на Викошу полный надежды взгляд.- Температура поднимается?
- Нет!- озабоченно пробормотала Клара Самойловна, окутываясь облаком сизого табачного дыма.- Что-то тут не так! Должна подниматься.
Дурников тут же накинулся на появившегося Михайлыча:
- Алексей Михайлович, почему не поднимается температура?
- Ну, не знаю,- замялся Михайлыч.- Может мощности у трансформатора не хватает, а может что-то с нагревателями...
- Так почему у трансформатора недостаточная мощность?- в возмущении замахал папкой Дурников.- Я же просил, чтобы вы все проверили, а вы даже мощностью не поинтересовались!
Возникла бурная дискуссия в ходе которой Дурников, Викоша и Клара Самойловна обвиняли Михайлыча в безответственности. В качестве аргументов такого его отношения к работе приводилась недостаточная мощность трансформатора, что по его вине температура в рабочей зоне ниже требуемого уровня и прочих мыслимых и немыслимых прегрешениях. В ходе спора, постепенно переходящего на личности, Михайлыч заметил, что неплохо бы было замерить напряжение в сети. Предложение было немедленно принято, а Дурников тут же приписал авторство этой идеи себе.
Как и следовало ожидать, напряжение оказалось ниже всяких мыслимых пределов и Михайлыч под стройный хор, исполнявший на три голоса кантату его о его халатности, принялся переключать установку. Потом Михайлыча заставили перекладывать кабели и передвигать пульт поскольку Викоше было неудобно стоять, а Дурникову наблюдать за ее работой. Советы и указания, посыпавшиеся на Михайлыча со всех сторон, совершенно лишили его душевного равновесия.
- А вы уже установили соплик?- неожиданно спросила Клара Самойловна.
- Чего?- опешил Михайлыч.
- Ну вы же утверждали, что измерительная схема не может работать без балластного соплика. Так вы его установили?
- Ах, сопрыка!- сообразил

Реклама
Реклама