ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Баллы: 3
Читатели: 331
Внесено на сайт:
Действия:

Предисловие:
Следует, наконец, раз и навсегда покончить с либеральной побасенкой о том, что человек, мол, когда-то жил весь из себя жутко рациональный атеист, а потом какие-то хитрые дяди выдумали религию: «Хорошую религию придумали индусы».
Мол, когда-то религии вообще не было и человек жил сам по себе, не тужил, а потом ему навязали религиозное видение мира, чтобы обмануть, затуманить мозги, закабалить в невежестве и жить-поживать за счёт обманутого народа.
И вот этот примитивизм выдаётся в Новое время за «научный взгляд на происхождение религии»! Невозможно перечислить здесь огромное количество имён учёных мужей разных стран, кто внёс свой замечательный вклад в уничижение религии. Легионы и легионы прогрессивных «мыслителей», наследников идей эпохи Возрождения, считали своим «долгом учёного» лишний раз облаять и боднуть религию.
А между тем, её никто не выдумывал – происхождение религии естественно и объективно, и её появление происходило и происходит постоянно вместе с рождением каждого нового человека.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ.

Мыслить разумно означает мыслить мистически.

Первый человек на земле просто не мог не мистически воспринимать окружающей его мир. Разум древнейшего человека был заполнен мистическими представлениями, и первый человек просто ещё не мог думать рационально. Во-первых, потому, что был ещё «слаб разумом» в силу его недавнего происхождения. А во-вторых, в силу того, что унаследовал от своих предков из мира животных мистическое видение мира.
Мистическая картина мира формировалась в человеческом мышлении по мере пробуждения разума – происходило разумное, по природе своей мистическое освоение и объяснение окружающий действительности. Разум изначально мистичен, он мистически познаёт мир, он природно-мистичен, то есть, по сути, религиозен.

Выходец из животного царства, древний человек не мог не относиться к окружающему его миру точно так же, как к нему относятся животные. Для животных и вслед за ними для древнего человека весь мир представляется живым в целом и в частностях, в существах и предметах. Каждый камень, каждая пылинка, каждая веточка и травинка для животного суть живые существа.
Покоящийся предмет (камень или палка, например) воспринимается животным всегда живым существом, которое в любой момент может начать двигаться. Солнечный зайчик для животного – точно такой же отдельный живой объект, как и камень на дороге, как и ветка дерева, как и нога или рука человека, как и такое же животное, находящееся рядом или стоящее вдалеке. Так воспринимает мир природы живое существо – живое в живом, живой во всех проявлениях мир.
Весь мир представляется для животного живым, то есть, понимания смерти у животных нет – животному это понимание не нужно в принципе, так как никакого прока от этого понимания для существа, лишённого разума, нет. Жизнедеятельности животных это понимание совершенно бесполезно.
Животные не делят мир на «живой» и «мёртвый» – такое понимание мира животному ничего не может дать сверх того, что у него и так есть. Приспособляемости к живому миру, что есть у животного, вполне хватает, чтобы обеспечить ему успешное существование и воспроизведение – для этого разум не нужен. Сама смерть воспринимается животным как момент жизни – как покой или сон.

Точно так и древний человек. Разум только пробудился в нём и поэтому окружающий мир воспринимался первым человеком, ещё во многом стоящим ближе к животному, чем к человеку, живым в целом и в частностях. Разделение мира на «живой» и «мёртвый» поначалу не существовало и в сознании древнего человека. Весь мир представляется для него живым, каждый природный объект наделяется им собственной жизнью-душой.
Это первое впечатление разума о мире находит своё отражение в одной из самых древних идей человека – идее реинкарнации, когда персональной жизнью-душой обладает каждый камень, каждая пылинка и травинка. И жизнь-душа всякого объекта не прекращает своего существования, потому что смерти в природе нет, а просто есть переход жизни-души из одного объекта в другой.
По мере взросления разума, древний человек открывает для себя существование «мёртвого» мира, мира бездушных предметов – предметный мир. Человек начинает постепенно осознавать принципиальное различие живого и мёртвого, различие жизни и смерти. В представлении человека определяются живой мир и мир мёртвый, жизнь и смерть. Появляются представления о душе, отличной от собственно жизни тела. Животное представление о вечной и всеобщей телесной жизни переосмысливается древним человеком в идею вечной жизни души. Не телесный человек живёт вечно, но его душа, которая сначала находится в теле человека, а когда тело умирает, то душа выходит из тела для иного, вне телесного своего существования.

Разум просыпался в человеке, возможно, миллионы лет, чтобы стать таким, каким мы его сейчас знаем. И сознание древнейшего человека было изначально ближе к животному сознанию, чем к сознанию наших современников. Если понимать под религией способ мышления, основанный на вере в сверхъестественное, то первобытный человек не мог не быть религиозен, поскольку внешний мир он воспринимал, как его воспринимают животные – живым в целом и в частностях, то есть, сверхъестественно.
С пробуждением разума одновременно появляется и религия, сначала примитивная – в виде мистических (религиозных) представлений. Проснувшийся разум не может не быть мистическим, религиозным, и вынужден объяснять различные явления природы только посредством привлечения мистических представлений. Далее мистические, религиозные воззрения складываются в определённую систему – так оформляется первая религия.
Разум не придумывает религию с чистого листа по своему произволу на каком-то этапе своего развития, как это пытаются доказать учёные Нового времени. Разум наследует мистические представления об окружающей действительности из мира животных и пытается разумно, то есть, по необходимости мистически, объяснить своё существование.
«Разумно объяснить» – это значит ответить на вопросы почему, как, каким образом и зачем происходит всё вокруг. Разум всегда ищет объяснения окружающей действительности – в этом его предназначение. Познаёт мир и животное, но объясняет его только человек.
«Разумно объяснить» на первых порах взросления человечества человек мог только мистически, поскольку разум, развившийся в одном из представителей животного мира, унаследовал и «животный» взгляд на мир. «Разумная картина мира» древнего человека изначально была мистической, религиозной, так как религиозное осмысление действительности тогда было единственно возможным, поскольку другого мышления – научного, рационального – у древнего человека быть ещё не могло.
Религиозное (мистическое) сознание, таким образом, имманентно разуму, религиозное сознание просыпается одновременно с пробуждением разума, одновременно с выделением человека из животного царства, и разум не может существовать вне религиозного сознания. Значит, с самого начала человеческого существования религия, пусть в крайне неразвитой форме, уже существует и определяет нормы поведения людей.
Религия, таким образом, есть единственный способ разумного осмысления действительности «человеком разумным» на ранних этапах его существования, так как человеческий разум изначально мистически осваивает мир.

Древний человек не мог ещё «верить» или «не верить» в Бога по своему произволу, поскольку до понятия Бога надо было ещё дорасти. Но понимание мира древним человеком было изначально мистическим, то есть, религиозным. Просто весь мир во всех своих проявлениях был одухотворённо живым, и древний человек изначально, как все животные, осознавал себя частью безбрежного живого мира.
«Верить» или «не верить» – это произвольный волевой акт. А древний человек, только что вышедший из животного царства, человек пробуждающегося разума, не мог «не верить» в полностью живой мир. Древний человек не «верил», он просто изначально жил с осознанием мистичности бесконечно живого мира.
Так из «животного видения» мира появляются у человека первые, по отсутствию иного – мистические (религиозные) взгляды на мир. Живая и одушевлённая природа, включая все объекты и явления мира, мистична и наполнена духами, которым человек лишь даёт имена. Так зарождалась языческая религия. Не по чьей-то прихоти, но по природной мистичности разума, для которого мыслить разумно означает мыслить мистически.

Религия, как определённая система мистических взглядов на устройство мира, постоянно зарождается вместе с просыпающимся разумом каждого нового человека на земле во все времена.
Как медленно развивался разум в «человеке разумном», так и разум ребёнка просыпается очень медленно. Новорождённые остаются по существу ещё животными и, как животные, они до определённого возраста воспринимают окружающий мир полностью живым. Играя первыми игрушками, младенец относится к ним как к живым существам. Лишь со временем малыш открывает для себя, что его игрушки – не живые существа, что мир делится на «живой» и «не живой».
Маленькие дети до поры не знают, что такое смерть, считая, что жизнь – явление постоянное и вечное. И все дети очень расстраиваются, когда начинают осознавать, что их мама и папа когда-нибудь умрут – открытие смерти всегда печально.
Дети с рождения погружены в мистический, таинственный и загадочный мир своих представлений. Всех детей земли пугают тёмные пространства, полные фантастических чудовищ и сказочных персонажей. Ночной мир наполнен для них неведомыми существами. Как только разум начинает разгораться в маленьком человеке, тут же сознание ребёнка погружается в мистический мир, явлениям которого он начинает искать объяснения, задавая бесчисленные вопросы самому себе и окружающим.
Ребёнок с какого-то времени начинает бояться темноты, начинает пугать своё воображение несуществующими явлениями, сказками. Взрослеющий ребёнок всякий раз создаёт для себя свой собственный мистический (религиозный) мир. В своей жизни он постоянно сталкивается с невозможностью рационально объяснить то или иное явление, поскольку ещё даже не знает принципов рационализма. Мистика, необъяснимое встречают его на каждом шагу и каждый ребёнок неминуемо рано или поздно подходит к выработке своих собственных мистических (религиозных) представлений. Так что, религия возрождается вновь и вновь в каждом только что родившемся человеке земли.
Поль Гольбах писал когда-то: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Совершенно верно: у детей, как и у животных, не может быть представлений о Боге, так как детскому разуму до таких сложных представлений ещё надо расти и расти. Но дети отнюдь не атеисты, как наивно полагал Гольбах, поскольку разум их мистичен с рождения – человек не рождается рационалистом! Человек становится рациональным (атеистом) только после соответствующего воспитания и образования. Отказ от Бога – это рациональный волевой выбор соответственно подготовленного человека. Глупо полагать, что ребёнок до определённого возраста способен к такому противоестественному выбору.

Мы, взрослые, несмотря на весь наш приобретённый со временем рационализм, с удовольствием погружаемся иногда, читая книги или просматривая фильмы, в выдуманный мир фантазий, полный нечистой силы, таинств и волшебства, суеверий и предрассудков. И переживая за судьбу выдуманного героя, какая-то часть нашего сознания допускает возможность сверхъестественного.
Каждый атеист и просвещённый рационалист современности, порой, не отдавая себе в этом отчёта, верит в различные приметы, символы, представления, образы, связанные с мистикой и сверхъестественным. Как бы ни отрекался иной человек от религии, в его сознании всегда присутствует мистицизм, порождающий собственные религиозные представления.
Человек провозглашает своё неверие в Бога, но одновременно с этим верит в возможность привидений, предсказаний, примет… Недостаточно формального отказа от Бога, чтобы полностью освободить своё сознание от мистических представлений! Это попросту невозможно, так как разум человека


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
     18:22 05.04.2015
идиотизм,но приятно пахнущий)
Реклама