Произведение «Об одном совершенно "пролетарском" поэте, или "Бедный" Бедный!»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 395 +1
Дата:

Об одном совершенно "пролетарском" поэте, или "Бедный" Бедный!

(литературоведческое эссе по поводу одного несостоявшегося юбилея)


- Глубокою ночью воздух морозный
Прорезал призыв твой тревожный и грозный:
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Смертельный твой враг — у ворот!»

Твой голос, стозвучным подхваченный гудом,
Звучал, как набат, над трудящимся людом:
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Насильник стоит у ворот!»

Твой клич повторил пролетарий всесветный,
Доносится к нам его голос ответный:
«Проклятье злодеям, творящим разбой!»
К оружью, народ трудовой!»

( стихотворение Демьяна Бедного «Революционный гудок»)

В этом году совершенно незамеченным  читающей ( я уж не говорю про всю прочую) публикой прошёл юбилей -130 лет со дня рождения - замечательного  советского литератора – нет, не так: замечательного ОБРАЗЦА советского литератора, поэта Демьяна Бедного. Почему я уточнил это определение – именно образец литератора, а не собственно литератор? Потому что Товарищ Бедный помимо своих литературных талантов, обладал ещё одним ценнейшим для советского литератора умением – умением ОБРАЗЦОВО ЛИЗАТЬ (не буду уточнять что. Сами понимаете «что». Не маленькие). Что он и делал с просто-таки изумительной виртуозностью сначала товарищу Троцкому, потом с не меньшим усердием - товарищу Сталину и его соратникам. Лично я не вижу в этом «образцовом» лизании-облизывании ничего постыдного, потому что в то время советские литераторы лизали ВСЕ. Да-да, я не оговорился и не перебрал в количестве -  именно все, в том числе и считающиеся ныне непримиримыми литературными бунтарями того времени, такими как Пильняк-Вогуау с его совершенно невразумительной «Повестью непогашенной луны», Мандельштам ( одна «… и широкая грудь осетина» чего стоит!), или Ахматова, которую «замолчали» на целых тринадцать лет, потом слегка разрешили напечататься, а потом снова прикрыли в связи со «Звездой» и «Ленинградом»,  или Зощенко, сочинивший совершенно раболепские рассказики для детей о «добром дедушке Ленине». Конечно, были в этом деле и нюансы: тех, кто лизал с брезгливым и даже снисходительным выражением лица, в конце концов, отправляли в Воркуту и на Колыму. Зато тех, кто лизал с умилением – поднимали, давали должности, награды, пайки, премии и ордена. И опять же  я не вижу в этом ничего противоестественного. Можно подумать, что если сейчас, в наше время т.н. «свободы слова» ( вот уж совершенно нелепое словосочетание, не содержащее под собой никакой, даже элементарной логики, я уж не говорю о правде!) власти решат «завинтить гайки», будет что-то другое. Фигушки! Точно так же подожмут лапки и выстроятся в очередь на вылизывание!
Вернусь к Бедному. Хотя какой он, к шутам собачьим, Бедный? Настоящие фамилия, имя и отчество - Придворов Ефим Алексеевич. Родился 1 (13) апреля 1883 года в деревне Губовка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье крестьянина. Псевдоним «Демьян Бедный» взял на память о дяде, как он сам писал в анкетах, «народном обличителе и атеисте». Учился в сельской школе, затем в Киевской военно-фельдшерской школе (1896-1900), где ему как лучшему ученику было позволено, по высочайшему повелению великого князя Константина Константиновича, сдать экстерном экзамены за курс классической гимназии с условием предварительной службы в армии, выполнив которое Бедный в 1904 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (не окончил). В 1914-1915 годах — военный фельдшер. Первые стихи (в духе казенного патриотизма) опубликованы в газете "Киевское слово" в 1899 году; эпигонский характер носила и его поэма "Лебедь" (1901), романсовая лирика. Под влиянием революционных событий 1905-1907 годов Демьян Бедный в 1908 году начинает печататься в народническом журнале "Русское богатство", знакомится с его редакцией — В.Г. Короленко, П.Ф. Якубовичем, сближается с В.Д. Бонч-Бруевичем. С весны 1911 года поэт активно сотрудничает с большевистскими газетами "Звезда" и "Правда" и журналом "Просвещение", публикуя здесь свои пламенные произведения-манифестации: стихотворения "О Демьяне Бедном, мужике вредном" (1909, опубл. 1911), "Полна страданий наших чаша", басню "Кукушка" (1912), посвященную 100-летию со дня рождения А.И. Герцена и др. В 1912 году поэт вступил в РСДРП.
Дальше- больше: В 1920-е годы Демьян Бедный был едва ли не самым "массовым" писателем в своем отечестве, "товарища Демьяна" высоко ценили А.В. Луначарский и Л.Д. Троцкий. Потом – опала (о ней читай ниже). С началом Великой Отечественной войны возобновились его публикации (в основном газетные): стихотворение "Я верю в свой народ", антифашистские басни, песни и памфлеты ("Гитлер и смерть", "Анна-партизанка", "Помянем, братья, старину!", "Ярость" и др.). В майские дни 1945 года поэтом были написаны воззвание "Побежденное варварство" и "Автоэпитафия".
Умер Демьян Бедный в Москве 25 мая 1945 года.
Вообще удивительная, хотя и по тем, и по этим временам не такая уж необычная биография «придворного борзописца». И сгубило Бедного не чрезмерное лизоблюдство, а забывчивость. Он забыл, что человек по своей натуре такая скотина, которая быстро  ПРИВЫКАЕТ к хорошему ( в нашем случае - к жирному писательском столу) и вздумал даже не дерзить, а так – слегка литературно пошалить-поэкспериментировать. Реакция последовала немедленно: В декабре 1930 года специальное Постановление ЦК ВКП(б), в ситуации роста общей культуры читателей и расцвета многих поэтических направлений, осудило стихотворные фельетоны Бедного "Слезай с печки" и "Без посуды" за объявление "лени" и "сидения на печке" чуть ли не "национальной чертой русских". Усугубили тяжесть официальной опалы написанные в 1936 году стихотворение Бедного "Пощады нет!" (которым поэт думал вернуть себе расположение властей, в привычной для себя грубовато-лубочной манере обличая "врагов народа": Левку — Л.Б. Каменева, и Гришку — Г.Е. Зиновьева), либретто для оперы-фарса "Богатыри" (на музыку А.П. Бородина), высмеивающее крещение Древней Руси (спектакль после премьеры в Камерном театре А.Я. Таирова был запрещен), а также басня "Борись или умирай", отправленная перед публикацией на просмотр Сталину и жестко им раскритикованная. В 1938 году Бедный был исключен из партии (восстановлен посмертно в 1956 году), лишен доступа в печать и жил продажей книг из личной библиотеки.

И всё-таки не хочется мазать этого явного приспособленца одной лишь чёрной краской. Бедный-Притворов – типичный представитель  советской и постсоветской творческой интеллигентствующей   э л и т ы, которая по сути своей и по своему нутру есть   х о л у й с ка я (если хотите  мягче -   л а к е й с к а я, что принципа её существования не меняет). И лично я не представляю, что она может быть иной.

И в заключение. Сейчас  снимается много биографических фильмов и сериалов, так почему бы нынешним «киньщикам» не обратить своё внимание на эту колоритнейшую фигуру? Фильм может получиться весьма занимательным.
Реклама
Обсуждение
     23:02 03.12.2013
В истории советской культуры, да, впрочем, и в истории культуры вообще, есть одиозные фигуры, которым (по крайней мере, по нашим, человеческим меркам) здесь, в земной жизни воздаяния так и не было. За Демьяном Бедным, безусловно, даже по нашим, человеческим понятиям, есть кое-какие грехи, но мне кажется, что он расплатился за них ещё здесь, на Земле. Фигура эта скорее трагическая, нежели просто колоритная, как Вы её охарактеризовали, Алексей. И разумеется, небесспорная.
Реклама