Предисловие: Это глава из моей книги "Новая Всемирная история на основе Новой Хронологии"
Когда воротимся мы в Портленд,
Нас примет Родина в объятья.
Да только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда.
Окуджава «Пиратская лирическая»
Прежде чем начать анализировать информацию о пиратах, приведем общераспространенные сведения о них. То есть то, что знает буквально каждый.
Как ни странно, общеизвестные данные о морских разбойниках содержат в себе ряд неустранимых противоречий, которые никто не замечает. Это психологический парадокс -«очевидное» кажется настолько давно понятным и потому скучным, что в него никто не всматривается всерьез. Именно поэтому «очевидное» часто становится источником самых основных (базовых) ошибок.
Итак, перечислим общеизвестные сведения. Они делятся на две взаимоисключающие группы:
1. Пираты (морские разбойники) - это сборище отбросов общества, которые грабили,
резали, насиловали и убивали, Отличались особой жестокостью - насиловали женщин,
убивали заложников, детей швыряли за борт. В свободное от преступлений время
беспрестанно пьянствовали в гнусных кабаках и в пьяном виде регулярно дрались между
собой.
Ничего другого не умели.
Отчасти это понятно, так как разбой есть разбой, и не важно морской он или сухопутный.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает следующее:
ПИРАТСТВО (от греч. peirates — грабитель, разбойник) (морской разбой), в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами; к пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран. Нормы международного права по борьбе с пиратством кодифицированы в Женевской конвенции об открытом море 1958 и в Конвенции ООН по морскому праву 1982.
С другой стороны
2. Пираты - это высокая романтика. Бунт против устоев серой мещанской жизни.
Понятие «пиратства» многократно воспето поэтами:
- «Капитан, обветренный как скалы»...
- «В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса»
- «Крики чаек, алый вечер, черный бриг...»
- «В чёрном парусе прореха, шторм не остановит нас»
- «Поскрипывают мачты над волной, На пенных гребнях вспыхивает солнце»
- «Пусть о нас рыдает Смерть - в руке коса. Ветер надувает Наши черные паруса». И так далее.
Не прошли мимо благодатной темы и писатели. Фенимор Купер, например, отметился романом «Красный корсар». Стивенсон написал хрестоматийный «Остров сокровищ». А Рафаэль Сабатини создал целую сагу (3 книги) о приключениях благородного пирата капитана Блада.
Кстати, из этой классической прозы тоже непонятно: кем же были пираты? -
У Купера один только капитан (сам «Красный корсар») отличается высокими нравственными качествами и отважно противостоит бандитскому экипажу.
У Сабатини весь личный состав флагманского корабля «Арабеллы» - порядочные люди, моральный облик которых сурово противостоит экипажам других пиратских кораблей. Что впрочем не мешает им делать одно с ними дело и временами даже действовать в составе одной эскадры.
В общем, ситуация неясная.
Заглянув в энциклопедии, справочники и многочисленные, претендующие на документальность и историчность «Всемирные истории пиратства», мы узнаем, что пираты, дескать, бесчинствовали на морях всегда. Но особенного расцвета морской разбой достиг в XVII веке.
Запомним этот интересный факт.
Теперь попробуем определить какие нации дали наибольший вклад в пиратство. Это оказывается неожиданно простым делом. Большинство морских разбойников являлись англичанами. Френсис Дрейк, Генри Морган, Томас Кавендиш, Счастливчик Эвери, Уильям Кидд - вот наиболее знаменитые имена.
Причем из всех вышеперечисленных на виселицу попал только Кидд, имевший неосторожность захватить несколько судов Ост-индийской компании.
ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ английская частная компания по торговле со странами Ост-Индии и Китаем, постепенно превратившаяся в организацию по управлению английскими владениями в Индии; существовала в 1600-1858 гг.
А если бы Кидд, как и прочие грабил бы только испанские корабли, то был бы не меньше остальных обласкан королями и королевами, получил бы почет и уважение соплеменников, а может быть и рыцарское звание. Чем он хуже Генри Моргана, о котором сообщается, что «английский король не забыл своего капера - Морган за выдающиеся заслуги перед короной (!) был посвящен в рыцари и назначен вице-губернатором Ямайки»? (Крылов Г.А. «Пираты», серия «Узнай мир» - СПб.: 2009 г.)
После прочтения данного текста создается впечатление, что перед нами какие-то не пиратские пираты.
Но давайте выясним, что означает слово «капер».
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона охотно поясняет:
Капер - частное лицо (и его судно), снаряжавшееся с разрешения правительства. Судно для захвата неприятельских купеческих кораблей и товаров с целью вредить торговле неприятеля; на это выдавались правительство особые каперские патенты. Каперы были обязаны соблюдать правила войны. За вред, нанесенный нейтральным подданным, каперы отвечали всем своим достоянием. В силу парижской морской декларации 16 апреля 1856 года каперство было объявлено уничтоженным; но к этой декларации присоединились не все государства.
Вот, похоже теперь мы начинаем приближаться к истине.
Морской разбой, так широко развернувшийся на просторах Атлантики и, в частности, в Карибском море, был не самодеятельными выступлениями отдельных преступников, а полномасштабной морской войной. Одна из противоборствующих сторон - Англия, другая - Испания.
Отсюда разделение: пиратов находившихся на службе английского короля считали благородными героями, их противников объявили грязными пьяными бандитами. Классическая ситуация.
Но зачем потребовалось адмиралов королевского флота (английского) вообще объявлять преступниками (пиратами)? Почему нельзя было честно заявить, что вот мы, объявляем вам войну, и будем биться за свои идеалы до последней капли крови? И да поможет нам Бог!
Ответ, скорее всего, кроется в том, что поначалу у Англии не было решающего превосходства в силах. Открыто заявив своих намерениях, англы могли ожидать высадку карательного корпуса на свою территорию. А так, когда к ним обращались с дипломатической нотой протеста, английские власти (англы) имели возможность сокрушенно разводить руками:
«Увы, это разбойники. Совсем распоясались. Просто не знаем, что с ними делать. Сами мучаемся».
В общем, нация юристов. Тот самый вор, который не пойман.
К 1856, когда победа англов (в истории их называют реформаторами) была достигнута окончательно, победители приняли парижскую морскую декларацию, в которой каперство признали незаконным. Это понятно, нужда в нем отпала.
Теперь обратимся к теме, которая остро волнует всех и является поистине животрепещущей. Это, разумеется, тема пиратских кладов.
С самого начала понятно, что английским пиратам и их союзникам зарывать в землю сокровища, добытые в нечестном бою, не было никакого смысла.
В самом деле, если имеется патент на занятие морским разбоем, то есть все делается по закону, с одобрения и даже с письменного согласия властей (на руках соответствующий документ)… Тогда награбленное можно смело везти на ближайшую подвластную Англии территорию. Там законно заплатить налог, часть вложить в покупку недвижимости, остальное положить в банк и жить на проценты с капитала спокойно и в достатке. С высоко поднятой головой
Нет смысла чего-либо прятать!
Но в войне помимо победившей стороны есть еще и проигравшая. Рассмотрим подробнее, как события развивались для побежденных.
Официально считается, что английские пираты сражались против испанцев. Те обладали великолепным флотом, их корабли были быстроходны, великолепно украшены и, главное, перевозили в Европу из Америки драгоценные грузы: колумбийские изумруды, жемчуг, серебро с перуанских копей, кожи, табак и, главное, золото!
О, золота было так много, что корабли, перевозившие его в Европу, получили название «золотые галеоны».
Именно на этих «золотых галеонах» сошлись интересы так называемых пиратов и английского правительства. Английские адмиралы, обладающие патентом на разбой, сражались ради личного обогащения, а благословившее их правительство радовалось подрыву экономического могущества политического противника.
В чем-то похожую тактику применяли фашисты во Второй мировой войне. Они массово изготавливали фальшивые английские фунты и забрасывали их на территорию Великобритании. Смысл был примерно таким же - подрыв экономического могущества.
Выше уже говорилось о том, что под Испанией, владеющей морями и огромными заморскими территориями, следует понимать Великую Могольскую империю. Которая, естественно, должна была принимать меры против английских бандитов.
И, оказывается, в имперских архивах сохранились некоторые документы. Во-первых, русская летопись, которая сообщает, что на море «разбойным обычаем корабли разбивают и из многих земель дорогу нашим торговым людям затворяют". Во-вторых, царский указ времен Ивана Грозного, в котором определялись задачи одного из морских «атаманов» и гарантировалась его безопасность:
"...силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям, того атамана и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать".
Любопытно, что слово «атаман», которым царь именует морского капитана, сразу перебрасывает в нашем сознании мостик между моряками и казаками. Тут же вспоминается, что у казаков и у «пиратов» имелся обычай носить в левом ухе серьгу. Как уже говорилось выше, серьга не была просто украшением. По ней атаман-капитан определял кого можно ставить на острие атаки, а кого пока нужно поберечь.
Но вернемся к тому описанию «пиратов», сражавшихся против Англии, которую оставили нам историки, пишущие по заказу победителей.
Понятно, что побежденным приписали все возможные пороки. Такие, например, как беспробудное пьянство, неумеренное буйство, дикую жестокость… В общем, ничего общего с лощеными английскими аристократами.
Одним из ярких представителей противоборствующей англам стороны можно назвать Эдварда Тича, получившим прозвище «Черная борода». Он хоть и родился в Бристоле, но захватывал английские корабли и потому в истории описан, как крайне отрицательный персонаж.
Даниэль Дэфо (говорят, он был шефом английской разведки?) во «Всеобщей истории пиратства» рисует следующий портрет Тича: «Борода его была черного цвета, и он отрастил ее до невероятной длины; что касается ширины, то она доходила ему до глаз; он обычно заплетал ее в косички».
Надо ли напоминать, что столь шикарные бороды до Петровских времен были в моде преимущественно в России?
Дефо пишет: «Во время боя он цеплял через плечо ружейный ремень, с коего свисали три пары пистолей в кобырах, и засовывал под края шляпы зажженные пушечные фитили, и когда они с двух сторон освещали его лицо, глаза его казались воистину свирепыми и дикими, и все это, взятое вместе, придавало
|
Толковая историч. справка
Да, хочется, чтобы Тич был нашим :)
Жаль, формат не позволяет рассказать о пиратах Юго-Вост. Азии
Приглашаю в наш питерский лит.ежемесячник
С уважением
Александр