"Элегантность ёжика".
"Оксюморонистое" и говорящее название романа француженки Мюриэль Барбери.
Главный прием писательницы- это несоответствие внешнего и внутреннего в образе героини. Прием, открытый Л. Н Толстым и примененный им впервые в " Войне и мире", Мюриэль Барбери берет на вооружение для создания образа своей героини.
Ведь совершенно не случайно Толстой является любимым писателем Рене, а имя ее кота -Лев. Более того, она мечтает прочитать этот роман на русском языке. Хотя меня чрезвычайно смутило замечание писательницы о " пресном русском языке". С чего бы это?
Ну да ладно.
Повествование ведется от первого лица. Вернее, от двух первых лиц.
Потому что Рене находится на нижнем этаже дома и на нижней ступеньке социальной лестницы. А на верхнем живет богатая семья , в которой мается несовершенством жизни двенадцатилетняя интеллектуалка и умница Палома, ведущая свое повествование.
Таким образом , в романе параллельно идут две линии- нижняя и верхняя, и мы чувствуем, что они непременно пересекутся.
Писательница не объясняет, откуда у Рене такая начитанность. Она работает консьержкой после смерти мужа. Возможно, она приобрела свой багаж, когда ее муж, Люсьен, был жив, а она не работала.
Сейчас же она вынуждена скрывать свою образованность, поскольку это не понравится напыщенным и важным богатым снобам, живущим в пяти этажах этого дома.
Палома намеревается поджечь свою квартиру и уйти из жизни, ибо, обладая недюжинным аналитическим умом и наблюдая за членами своей семьи и окружающими ее людьми, не видит в жизни никакого смысла.
Мадам Рене Мишель, напротив, умеет извлекать из самых крошечных событий максимум удовольствия. Например, в чаепитии, превращенном ею и ее подругой, португалкой-уборщицей Мануэлой, в ритуал.
Мадам Мишель тоже прекрасно знает всех жильцов дома. И хотя они с Паломой абсолютные противоположности по всем параметрам, их наблюдения совпадают.
Мадам Мишель 54 года, то есть она немолодая особа "с косточками на ногах".
И, кроме кота и Мануэлы , в ее жизни практически никого нет.
Но сюжет построен так, что неожиданно в нем появляются еще два человека. Палома ...и пожилой богатый японец Какуро Одзу. Который влюбляется в Рене.
Это казалось бы неправдоподобным, если бы не одна важная деталь.
Когда Какуро заселяется в их дом, в квартиру умершего Пьера Артанса, в разговоре заходит речь о семье Пьера Артанса, и Рене проговаривается, цитируя знаменитую фразу Толстого из " Анны Карениной": " Все счастливые семьи похожи друг на друга..." И Какуро подхватывает- а каждая несчастливая семья несчастлива по - своему. ( А кота и кошку Какуро зовут Кити и Левин).
Начинается интрига, о которой я не буду рассказывать, поскольку надеюсь на читательское любопытство.
В целом роман оставляет приятное, светлое впечатление, несмотря на несчастливый конец: Рене нелепо погибает, кинувшись помочь пьяному клошару и попав под автомобиль.
Немного мешают многочисленные выкладки-рассуждения Рене об искусстве, философии, науке... etc... Но должна же была автор подтвердить интеллект своей героини, который та приобрела исключительно самообразованием, поскольку нигде, кроме школы, не училась.
Да и полностью назвать финал несчастливым нельзя, ибо Палома изменила свой взгляд на жизнь, передумала уничтожать свой дом и себя и нашла, благодаря встрече и дружбе с Рене, выход к людям.
| Помогли сайту Реклама Праздники |