В нашем Тверском регионе, странным образом оставшимся без своего лица - без культуры и просвещения между Москвой и Санкт-Петербургом, 24 мая, в Твери, в день равноапостольных святых Кирилла и Мефодия состоится международная конференция и празднование Славянского Единства. К сей замечательной дате приурочено открытие памятника святому Михаилу Тверскому.
Казалось бы есть повод для всенародного ликования, но общественность тверская скорбит, ибо знает заранее, что предполагается устроить карусель времён на Екатерининской знаменитой восьмигранной площади, ныне Советской, и установить там выходящего из всех эпох и стилей идола на коне, слегка напоминающего нам о тверском князе.
Скульптуру заказал в Москве А.Ковальчуку сам мэр Твери О.С.Лебедев, в связи с чем и был три года назад остановлен всероссийский конкурс на лучший памятник Михаилу Тверскому, а т.н. Общество Михаила Тверского в лице его председателя - заслуженного артиста России Г.Н.Пономарёва по заказу высокого начальства принялось доказывать непонятливым местным деятелям культуры, что князь должен быть на коне, и только московский академик А.Ковальчук в полноте понял и выразил сию оригинальную идею в своём проекте!
Члены совета Общества Михаила Тверского, озаглавив свою статью в газете «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» в Твери(16 – 23 января 2008г.) «Конный князь или пеший святой?», даже посчитали проценты неравнодушных тверитян и установили, что за князя проголосовали 44,4 % респондентов, за защитника Отечества – 41,2%, а за святого мученика – 21,5%. Интересно, как бы взглянул святой Михаил на рубрики статьи - «итога» рейтинговых голосований: «В чём протест?», «Конкурс был жёстким», «Князь или мученик?», «Эксперты сделали выбор». Поневоле вспоминаются слова Б.Л.Пастернака из поэмы «Высокая болезнь»: «И было много дел тупей, классификации Помпей».
«Венцом» сей статьи в очередной раз стало откровение Г.Н.Пономарёва от Общества Михаила Тверского о том, что « Михаил Ярославич Тверской отдал жизнь не по навету Юрия Московского – это был лишь повод. Причиной стало то, что Михаил Ярославич…добился от Орды права собирать дань для неё единой своею рукою со всей Руси, что и использовали московские князья в подготовке Куликовской битвы…И лишь следствием…стал подвиг жизни, отданной за други своя».
Читаешь такие вот безнравственные откровения и поневоле «не хочется мириться с открывшейся новой информацией» о Святом Михаиле! Нам, ничтоже сумняшеся, хотят внушить, что право сбора дани для татар куда как выше святости, мученичества, крестной жертвы! Час от часу не легче! То тверитяне хотели видеть князя в образе мученика с тяжёлою деревянною колодою на вые и в железных оковах и пресыщаться вместе с татарами его поношением, то им взбрело в голову трактовать святого праведника, как умелого счетовода и мытаря, открывшего Москве прямой путь к возвышению над соплеменниками умножением имущества. Неплохо придумано! Святой Михаил, яко предшественник Ивана Калиты, отбирающий у московита его денежный мешок по праву первенства! Браво, с таким ярким образом святости Москва не преминет согласиться! Это же неплохая возможность свалить свои прошлые грехи на Тверь! Мы-де не виноваты, это всё он, святой Михаил нас подучил!
После таковых откровений невольно возникает в душе вопрос, заданный ещё Т.Г.Шевченко: «Откуда в нас эта татарская закостенелость и чужебесие» …. Краеведы и историки Твери, священники и интеллигенты возмутились, вскричали обескуражено, а где же сама Идея конного памятника, как две капли воды похожего на все бездарные и безыдейные памятники сразу?! Все в один голос доказывали, что у А.Ковальчука плагиат. Кто приводил в пример конных Бориса и Глеба, кто Дмитрия Донского, кто наконец, даже римского императора Марка Аврелия, но никто не сумел до конца попасть в цель. Дело в том, что такого нелепого памятника, который задумал поставить напротив губернаторских окон А.Ковальчук, свет ещё не видел…
Это памятник без эпохи и лица - в полном смысле детище нашей перестройки, когда к городу мы ещё не пришли, а из сельской местности едва только вышли. Как уже говорят в простом народе – «это, прости, Господи, гроб с тараканом!». На огромном тяжёлом невысоком постаменте, это, чтобы проще было в потоке машин барельефы разглядывать, на стройном арабском скакуне, каковые к слову, появились на Руси не ранее XVIII столетия, сидит в расслабленной позе, поводя в пространстве медленно и нерешительно правой рукой, изящно одетый господин в «шапке Мономаха» XVII столетия (барельефы не стали делать, пожадничали... много Ковальчук слишком берёт, дорого себя ценит).
Вы спросите, а зачем он поводит в пространстве рукой, да ещё с прижатыми пальцами к ладони, напоминающими раскольничье двоеперстие? На наш досужий взгляд в этом жесте прочитывается и до конца позиция скульптора, который знает хорошо, что благословлять конному князю священническим благословением народ свой вроде бы не пристало, а с другой стороны ничего иного, что отличало бы святого Михаила от любого воина на коне ему в голову не приходит. Князь у А.Ковальчука по-юношески стройный, с длинной тонкой шеей и небольшой головой, так что больше обращаешь внимание на его головной убор, тяжёлый постамент и массивного коня и думаешь поневоле, что бы всё это значило?
Скульптор А.Н.Ковальчук известен в народе как мастер нестандартных решений. В тверском городе Бежецке недавно поставили памятник семье Гумилёвых.(ск. А.Н.Ковальчук) Прекрасная идея увековечить всемирно известную поэтическую семью приобрела совершенно неожиданное воплощение: где-то нашли бюст Н.С.Гумилёва и установили его на высоком постаменте. А.А.Ахматову маэстро посадил на венский стул, взяв позу её тела из композиции известного портрета кисти Н.Альтмана, а сына их Л.Н.Гумилёва поместил несколько впереди, в образе старца-профессора «тычущего в книгу пальчик», указывающего на свой график пассионарности.
Памятник во всех отношениях странный, но народу нравится, что обо всех в незаурядной семье вспомнили, никого не позабыли. Неужели тверичам мало «бежецкой троицы» и надо ли доверять этому скульптору экспериментировать над образом святого благоверного князя Михаила Тверского ? Возникает резонный вопрос, почему именно проект А.Ковальчука, «эту безальтернативную идею», проталкивают полтора года, почему эскиз заведомо спорный (см. подробную статью П.Иванова в «Тверских Ведомостях») объявлен окончательным вариантом? Почему такой долгожданный, знаменательный, имеющий сакральное значение акт непременно надо привязывать к ежегодному культурному мероприятию?
А через десять лет 5 декабря в год 700-летия памяти Михаила Тверского мы, возлагая венки и произнося высокопарные речи, глядя на аморфного идола в душе не устыдимся ли своему опрометчивому решению? Так может быть прав председатель Тверского общества краеведов Б.Н.Ротермель, что «спешка нужна в ловле блох», и пока достаточно памятного знака, положенного в основание памятника Славянским Единством в день Кирилла и Мефодия, благословляющих таким образом столь важное для Твери и России начинание.
Однако, «Сколько ни обсуждалось на страницах тверских СМИ, где стоять памятнику святому благоверному князю Михаилу Тверскому, вопрос уже закрыт. Строительство подготовительной площадки идёт вовсю. А вот каким будет сам памятник, узнаем в мае, во время Дней славянской письменности» (Тверская газета,№15, 18 апреля,2008). Вот, как и тверичи, также будут стоять в задумчивом остолбенении и приехавшие в наш древний город братья славяне из Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии…пока машины их в центре города не заставят отодвинуться подальше от памятника на екатерининский тротуар.
И не найдётся никого, кто поведал бы им, что площадь Советская на которой они стояли вперив взор в конного идола появилась в Твери после великого пожара и с этой исторической площади в 1763 году по указу Екатерины Великой началось каменное регулярное строительство не только в Твери, но и в Москве и Санкт-Петербурге и других русских губернских городах. Именно тогда Архитектурной Комиссией И.И.Бецкого был разработан знаменитый и совершенный план лучевой планировки города , исходящий из Полуциркульной Екатерининской площади и в Тверь были призваны архитекторы П.Р.Никитин и М.Ф.Казаков, занявшиеся строительством Тверского Путевого Дворца, в котором останавливались на ночлег российские императоры со свитой по дороге из Москвы в Петербург.
Сегодня перед Путевым Дворцом стоит на месте Златоверхого Тверского Преображенского собора «всесоюзный староста» неблаговерный М.И.Калинин, которого ни-ни, Господи упаси!, нельзя трогать, Путевой Дворец по-прежнему украшает мемориальная мраморная доска, установленная в честь нахождения в нём в 1918 году Тверской ЧК, а между его флигелями стоит Памятник в честь жертв революционных событий 1918 года. А по числу переименованных в честь большевиков, цареубийц и интернационалистов улиц Тверь и ныне впереди планеты всей.
Казалось бы три года назад установили камень в основании строительства вновь Кафедрального Преображенского собора и тут бы перед собором на территории исторического средневекового кремля и единственное место Св.Михаилу Тверскому, как образу Христа Распятого, принявшему мученическую смерть в Орде по московским и церковным общеизвестным интригам ( Михаил Тверской выступил против симонии митрополита Петра и поддержал письмо, направленное епископом Тверским Андреем Герденем константинопольскому патриарху), но тверские власти в лице, обвинённого ныне прокуратурой в коррупции мэра Твери О.С.Лебедева и упаковывающего уже вещи для отъезда в Москву на повышение в должности губернатора Д.В.Зеленина сделали всё возможное, чтобы не обижать коммунистов, у которых сильные позиции и серьёзные амбиции в губернии и решили поставить памятник у себя под носом в центре современной Твери среди уличного грохота машин, съезжающихся на Советскую площадь с шести сторон. На наш взгляд Советская площадь должна вновь именоваться Екатерининской и как памятник градостроительства федерального значения охраняться государством, вместо этого недальновидные чиновники и работающие по их указке псевдонародные «общества», типа Общества Михаила Тверского, её сознательно и злонамеренно разрушают амбиций ради, в угоду сиюминутным календарным торжествам.
И вот когда 24 мая будет на Советской площади открываться памятник, в это самое время на месте исторического Тверского Кремля будет всё также стоять в центре площади Октябрьской Революции перед Путевым Дворцом и на месте Преображенского собора идол советского периода неблаговерный Михаил Иванович Калинин, а напротив него в сквере М.Ф.Казакова жалкий бетонный общественный туалет с горами засохшего, годами не убирающегося дерьма.
Совсем недавно тверичи отмечали память Михаила Тверского. Для этой благой цели они на территории Фёдоровского монастыря на месте исторических
| Помогли сайту Реклама Праздники |