Произведение «На жертвеннике» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 2281 +1
Дата:
«На жертвеннике» выбрано прозой недели
13.10.2008

На жертвеннике

... не каждому дано уметь ценить то, что дает жизнь…
Неизведанный мир искушает, но и становится ловушкой.
Причины, заставляющие человека отречься от чего-либо, забываются быстро, отречение – остается.
Никакая государственная система не может гарантировать человеку счастья .
Поспешность ведет к неудачам.
Аксиомы

Часть первая
Поспешность Восхождения

1. В той жизни
Они никогда не собирались покидать России и вообще переезжать куда-либо. В той жизни они были по-человечески счастливы и по-советски обеспечены. Хорошая специальность, работа – в удовольствие, зарплата, квартира, машина.
Михаил заведовал нейрохирургическим отделе-нием в областной больнице. Ирина преподавала историю в школе для одаренных детей. Дочь Леночка училась в престижном лицейском классе.
Все произошло как-то сразу. Михаил попал в аварию, разбив вдребезги свой «Москвич» и новенькую машину одного из депутатов горсовета. Суд взыскал с Михаила по всем «накруткам», что равнялось как раз стоимости двухкомнатной коопе-ративной квартиры.
Авторская программа преподавания, практикуе-мая Ириной в школе для одаренных детей на протя-жении трех лет, неожиданно была раскритикована сначала педсоветом, а потом Институтом усовершен-ствования учителей. В результате Ирина не получила причитающейся ей по праву категории.
Дочь Леночка вдруг съехала в учебе. Но дело было не в этом. Утраченное родителями влияние с неизбежностью вело к переводу девочки из лицей-ского класса в обыкновенный.
Беда не коснулась только кошки, которая всегда преданно ждала домочадцев у входной двери. Ласко-вым мурлыканьем, или просто тихим своим присут-ствием, она пыталась внести в дом утраченную гармонию. А тут как раз пробудилось сионистское самосознание у медперсонала больницы, где работал Михаил. Тяга к Сиону началась с очередей в синагоге за бесплатной мацой, шаббатным вином и еврей-скими календарями.
Очередей понадобилось немного. Исчез, как весенний снег, душевный трепет перед Россией. В один месяц уехали главврач, два его зама и несколько медсестер.
Навалившиеся на семью беды легко вписались в емкое понятие – галут. Вот и уехали, словно никого и никогда здесь не любили, словно и не были счастливы. Жалели лишь о том, что вырученные за квартиру деньги были отданы на новенькую «Волгу» народному избраннику.
И тем не менее, Михаил обосновал их переезд как восхождение – более качественный уровень освоения пространства и высоты. Этот подъем он определил как прорыв к новым духовным ценностям и выразил желание обосноваться только в воспетом мировым искусством Иерусалиме. Сама близость национальной святыни гарантировала обретение исторических корней, духовной цельности и способности к самовыражению. Свободный выезд за границу открывал новые пути к повышению профессиональной квалификации. Появлялась воз-можность дать своему ребенку европейское образование. Манила близость личного счастья и нехарактерная для зрелых людей убежденность в том, что государство, о котором тысячелетиями мечтал в изгнании еврейский народ, основано на принципах справедливости и гуманности. В таком государстве любой человек должен чувствовать себя личностью.
А еще… была обида, сделавшая глаза – слепыми, былой жизненный опыт – инфантильным, жалость к себе – неразумной. И еще было много всего… Главное, что ничего с этим всем нельзя было поделать. Впрочем, кое-что из жизненных ценностей уцелело… Помните, у Рильке: «Жизнь плюс кошка – удивительное сочетание…»? Это сочетание остава-лось неизменным для всех членов семьи.

2. История и провидение

Ирину можно было отнести к тем учителям, которые жили своим предметом, как параллельным бытием. Она собрала уникальный иллюстративный материал, библиотеку, фильмотеку с учебными фильмами, которые давала ученикам и преподава-телям школы домой. Иногда она настолько погружа-лась в историю древнего мира, что суета настоящего и надежды на будущее, словно и не интересовали ее вовсе. Древний мир, с его неторопливой парадок-сальностью был ее страстью.
Те, кто работают с детьми, знают, что темы, связанные с животными, особенно с домашними, как правило, – наиболее благодатный материал для урока. Здесь учитель и ученик могут достичь особого взаимопонимания. Одной из таких тем для Ирины стала страничка из истории Древнего Египта, связанная с обожествлением кошки. Специально для жены Михаил скачал из интернета учебный фильм о культе Баст. Ирина ставила на уроке диск с записью фильма на проигрыватель DVD, и археология открывала тайны, погребенные неумолимым временем:

«Древний Египет.
Ко 2 тыс. до н.э. относятся первые изображения домашней кошки. Это связано с распространенным в устье Нила и его среднем течении культом женщины-кошки – богини радости и веселья, покровительницы супружеского союза и любви, именуемой Баст (Бастет).
Традиционно она представлялась в виде женщины с кошачьей головой и музыкальным инструментом систр. Даже случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, каралось смертью».

Фильм был красивым, с факельной подсветкой сохранившихся археологических памятников, завора-живающих настенных изображений и папирусов. Древность будила фантазию, но раздражал гнусавый голос именитого историка за кадром, наукообраз-ность изложения, подходившая скорее для симпозиума по археологии, чем для урока в пятом классе.
- Неужели нельзя сказать о том же, но иначе? – внут-ренне возмущалась Ирина. И тогда – в дополнение к учебному фильму – она написала свой театра-лизованный сценарий, все роли которого исполняли ученики прямо на уроке…

3. В Долине кошек
Сценарий урока

Ведущий:
- Утлую лодку с чужестранцами прибило к одной из бухт Нила. Муж, жена и дочь вышли на благословен-ную землю, где выше прочих богов почиталась бес-пощадная, как война, и прекрасная, как солнце, Баст. Женщине-кошке поручали воспитание юных охот-ников и воинов.
Муж:
- Мы должны принести жертву к алтарю Баст, чтобы получить кров на ее землях.
Ведущий:
- Очень быстро он смастерил ловушки для полевых мышей и расставил их в угодьях богини. Уже через сутки в них попались несколько зверьков. Путники взяли полевок и отправились в Долину Кошек. Это был день празднества в честь Баст.
Во всем своем великолепии, богиня взошла на колесницу, запряженную восьмеркой узких, как таксы, и длинномордых, как шакалы, египетских кошек. Движение повозки было бесшумно, как кошачья поступь.
Чужестранцы не могли отвести от Баст восхищенного взгляда. Встречный ветер развевал струящееся золото платья, лаская грудь и талию божественной женщины с царственно поднятой головой белой кошки. Кошачьи глаза, излучали ослепляющий свет, и были похожи на застывший пламень.
У бревенчатого строения, наполовину ушедшего в землю, Баст остановила кошачью упряжку и сошла на вымощенную камнем площадку рядом с жертвенником.
Грянули торжественные звуки систр, привет-ствовавшие богиню дома Гора и палящего Солнца.
Зачарованные происходящим чужестранцы приблизились к Баст. Благовония, исходившие от Богини, мутили сознание. Трое коленопреклоненных путников просили о приюте.
Муж:
- О Божественная, мы просим тебя о милости…
Ведущий:
- И вдруг под гипнотизирующим взглядом женщины-кошки, сердце мужа замерло, а руки охватила слабость в тот самый момент, когда он уже занес свой клинок, чтобы обагрить мышиной кровью жертвенный алтарь... У него закружилась голова, он выронил клинок, полевых мышей, и его руки словно прилипли к бедрам богини! Таково таинство исходивших от нее сжигающих чар. Облака закрыли луну. Долина Кошек погрузилась во мрак.
Одна из полевых мышей, упав на мягкую лапку вельможной кошки из свиты Баст, поняла, что спа-сенья ждать неоткуда. И в предсмертную минуту она укусила священную кошку за лапу. Та истошно замяукала, вскинув розовые лапки в молитвенном жесте, обращенном к своей покровительнице.
Вельможная кошка:
- Мяу!
Ведущий:
- И метнула Баст грозный взгляд на чужестранцев.
Баст:
- Да будет мертв тот, по чьей неловкости ты страдаешь.
Женщина:
- О Баст, могущественная богиня счастья, веселья и радости, покровительница супружеской жизни, не оставь нас без кормильца, пощади моего супруга!
Девочка:
- О великолепная, самая прекрасная из богинь, не погуби моего отца!
Ведущий:
- И взмолились мать с дочерью, облобызав край золотого платья ослепительной властительницы.
Баст:
- Сто плетей, а потом – он ваш.
Ведущий:
- Произнесла жестокосердная Баст, и ее кошачья голова словно стала головой львицы, а шерсть на узкой груди недовольно вздыбилась...
Не отвращая лица, жрица наблюдала за истязанием, определяя взмахами статуэтки силу ударов. Так в день празднества Баст ее алтарь был орошен человеческой кровью.

Так история культа Баст стала «театральной сценой». Но образ далекого феноменального мира по роковой иронии был устремлен в реальность будущего, которое предстояло пережить, а, пережив, – смириться…

Часть вторая
Мститель небес

1. Жертвенный агнец
Рассказ девочки

Кошку Белоснежку, как члена семьи, конечно же, взяли с собою. Ее посадили в картонную коробку, в которой проделали много-много дырочек. Так сделал Маленький Принц для своего барашка в сказке Антуана де Сент-Экзюпери.
Но в полете держать коробку с Белоснежкой рядом с собою нам не разрешили. Ее поставили то ли в грузовое отделение, то ли в отсек для животных. Когда в Тель-Авиве выгружали клетки с испуганными домашними питомцами: одни выли, другие мяукали, а некоторые молчали, как сама смерть. Наша Белоснежка много лет не покидала дома. Когда она была совсем котенком, я принесла ее в детский сад. Все дети сфотографировались с нею. Воспитательница сказала, что Белоснежка вела себя как настоящая фотомодель. С тех пор ее никогда не выносили из квартиры. Ее общение с внешним миром ограничивалось балконом на пятом этаже. Наверное, во время полета, пока нам давали разные вкусности, Белоснежка взбесилась от стресса. Она прогрызла картонную стенку коробки и, когда открыли багажный отсек самолета, стрелою вылетела на взлетное поле аэропорта «Бен-Гурион». Что стало с нашей Белоснежкой потом, мы не знаем. Не думаю, чтобы она стала тель-авивской кошкой. Ничего, кроме вареной рыбной «мелочи», она в жизни не ела, к мусорным ящикам не привыкла, всего на свете боялась.
Мы были в шоке. Я плакала, а мама с папой начали страшно ругаться, обвиняя друг друга в том, что так и не купили для Белоснежки нормальной клетки.
Один мужчина с громадным носом, стоявший рядом с нами в ожидании вещей, сказал мне:
- У тебя была очень умная кошка. Она, видно, знала, что в Израиле семьям с животными не всегда хотят сдавать квартиру, или такую цену назначают, что еще десять раз сами подумаете, как от нее избавиться.
Я с ненавистью глянула на него, еще сильнее заплакала и закричала:
- Вы не понимаете! Она погибнет здесь без нас! А мы без нее погибнем!
Тут у меня началась настоящая истерика. Я метнулась на взлетную полосу. Полицейские броси-лись за мною, схватили, я вырывалась, отчаянно кричала, что Белоснежка погибнет. Потом меня от-правили в медпункт, накачали какими-то лекар-ствами. Не знаю, что это было, галлюцинация или сон, но я вновь пережила

Реклама
Реклама