Произведение «Наставления неизвестного инока»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Сборник: Варага Тетрадей
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 347 +1
Дата:
Предисловие:
Во времена, когда жизнь человеческая была коротка, а слово весомо, писалось:

«Человече не сможет быть естеством своим зол, и не может быть естеством благ. Ибо и благий бывает зол, и злой может быть благ. Три силы в душе – разум, чувства, воля. Не давай силу чувствам, держи их в узде волею своей, погоняй и направляй разумом своим…
Правда в душе борется с неправдой. Каждый творец правды и неправды. Мерзок ведающий неправду, но творящий ее ради набития мощны своей. Не все ведают, но все творят…
Цена человека – его деяния…
Кто подходит к себе с испытанием, тот уподобится наставнику душе своей. Знание, разумение и мудрость – разные дары. Каждый должен вызреть – упасть в руки. Не жди пока плоды вызреют, ибо с каждым сложнее решиться на поступок. Твори правду, как видишь ее. Не выжидай, не высматривай чистоты. Ведающие истину творить избегают. Сие неправильно. Испытывай себя больше, чем ближних. И тогда грех - твой, на тебе, ты в ответе – сие честно. Но грех твой здесь может быть во благо…»

Наставления неизвестного инока


НАСТАВЛЕНИЯ И МОРАЛИИ НЕИЗВЕСТНОГО ИНОКА МОЛОДОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ ЯРОСЛАВОВИЧУ, КОЕМУ ЕЩЕ ТОЛЬКО ПРЕДСТОЯЛО СТАТЬ НЕВСКИМ

1.
Примеры предков обязывают…
Все живое – мертвого не существует. Смерть – ложь, мир лжи не терпит. Мертвый только на время. Передышка на то, чтоб остальным осмыслить – достоин ли жить дальше, пример ли?

2.
Во всякой красоте изъян можно найти, во всякой истории, всяком подвиге. Не ищи! Барышнику не уподобляйся. Ты – русич! Та ворона, что утке подражать пытается, рано или поздно, но утопнет. Встретишь человека, говори с ним по-человечьи, а черта, то уже на его языке, если другого не понимает. Но думай и поступай на пользу человека.

3.
На ровном спотыкаешься, потому как, каверзы не ждешь. Ноги могут ходить само по себе, мимо мысли. Где ноги отпустить, как не на ровном? А мысли на ровном не отпускай, мыслям нужны колдобины. Без препятствий они не ходят – ленятся. Жирком обрастают. Не ходи проторенным. К тому, кто сиднем сидит, судьба тоже приходит, но скучная.

4.
Страх себя не стыдит, находит оправдания. Сила себя не честит – ей оправдания не нужны. Ставь препоны своему страху, делай шаг встречный. Кто за чем ходит, тот то и находит. Всякий раз суди и поступай по ПРАВДЕ. Правда и страх рвет на клочки.

5.
В камень стрелять – стрелы терять. Ищи путь обходный. Но слово держи, как шит и как меч. Ошибся дорогой, можно вернуться назад и найти верный путь, ошибся словом – назад дороги нет. Не так сделанное раскаянием не исправляй, а ищи иное дело – в противовес.

6.
Не бывает бесталанных людей. И у дурака есть свой талант – к той же дурости. Нет людей без пользы – в деле используй всех. Хвалить в человеке то, чего в нем нет – насмешка. Хотя только умный ее и распознает, но, что ни сказано, что ни сделано, должно примерять к себе. Найди в человеке зерно хорошее – укажи его всем. Тогда оно и взрастет.

7.
Рыбу, рук не замочив, не выловишь. На каждую прибыль свои издержки. Большое желание – большое разочарование. Но замахивайся на большое – малое само в руки упадет.

8.
Где сшито кое-как, там и прореха будет. Но бывает так, что и сшить не успеваешь, одно за другим сыплется, отваливается. Не спеши, может, надо шить заново, в другом месте, с другим материалом.
Впопыхах и булыжника среди камней не нащупаешь. Все, что наспех, к беде. Проскочит только с шального везенья.

9.
В иных случаях, усталый, что мертвый. Нет прав на усталость. Что не досмотришь, то доплачивать придется. Бывает, что жизнью.
Авось да небось жизнь заведут, хоть брось.

10.
Ремеслам давай волю. Выделяй лучших, чтобы остальные к ним тянулись. Знай умельцев, что из песка веревку свить способны. Держи для дел тайных.

11.
Не всякая дурь растет от корня, иную словно ветром наносит. Такие плодятся быстрее - не пускай на свои земли. Завистников и хитрецов до чужого лучше в пустыне селить. Но где столько пустынь взять? Не делай пустыни на своей земле. Не пускай тех, кто в пустыне бродил – значит сие за дело.

12.
Мутная вода всегда кажется глубокой. Не верь мутным, не ставь их подле себя. Ласковый язык все кости переломает. Прозрачный человек прост и неинтересен. Но окружай себя ими, со временем поймешь и красоту. Красота в простом, в затейливом много лжи попрятано.

13.
Не жди счастья с неба, не задирай вверх головы в его поисках. Не проиграв, не выиграешь, но легкомыслием не утешайся. Все доброхоты, а в нужде без охоты помогают. Не раскачать - не все верят, что на ноги сумеешь встать. Вставай всегда – тогда и вера будет, что встанешь.

14.
Пока жив, не соперничай с достоинствами умерших. В примерах предков силы черпай, но своему оценки не делай – мир оценит. Собственное хождение к правде примеряй в душе своей – достоин ли? Колодец один выроет, а попьют из него тыщи. И хоть пара на том подумает – кто рыл и как ему это пришлось - уже хорошо. Человек продолжает жить в вещах или делах, которые сотворил.

15.
Человек в чужих делах – зрячий, в собственных – слеп. Тому, кто других ведет, такого не пристало. Не будь мелок и будь чист.  Чужое людское позорище - смешно, собственное – лютая обида. Не делай людям обиды усмешкой.

16.
На каждое слово пошлину не удумаешь, человек будет говорить всякое. Положишь пошлину, тоже будут говорить, но самое дешевое. Иные разницы не заметят, но нужно ли дешевое подле себя?
Верь очам, а не речам. Глаза всегда открывай быстро, а рот не торопись.

17.
И не дурной от дурных мыслей мается. Сказанного слова уже не догонишь, петельки на него не набросишь, чтобы остановить, вернуть. Каждому слову, равно и поступку, есть обратное движение. Рот один – уста, а оттуда что угодно может. И тепло, и холод. Сласть и горечь. Жестко выстилать, мягко укрывать. Это все уста. Слово на кровь и на подвиг. Оно и казнь. Иные раны словом не залечишь – это тоже надо знать.

18.
К большой удаче прилипнет много мелких неприятностей. Большую неприятность скрасят мелкие удачи. Все имеет равновесие. Находись в центре весов, и будут считать, если не судией, то посредником. Обратятся те и эти.

19.
Начало жизни знаешь точнее точного, конец – смутно, но опять знаешь, что не избежать, чего же так середина пугает? На смирного сверху беда падает, наваливается, бойкий – сам в нее влетает. Беде быть всегда, это неотвратимо. Но бойкий влетит и вылетит, смирный под бедой останется, врастет ему в плечи. Всякое несчастье, кроме последнего, всего лишь пробный камень для человека, пристрелка к нему. А ты ворочайся! Не стой лунем под несчастьями!

20.
Когда знаешь, уже не лежишь, а бежишь. Чем больше знаний, тем дальше забежать хочется, голову во что-нибудь темное сунуть. Иди шагом, оглядывайся, что после себя оставляешь. Обычным человекам – обычные дела и ответ держать обычный. Тебе за всех ответ: за людей, за землю, за имя свое.

21.
Умное рассыпанное обери все. За умом не грех и побираться.
На всякую свою придумку больше одного раза не говори. Услышали - не услышали, не повторяйся. Дельное всегда услышат. А глупых слов и так полно в воздухе висит. Если в собственную речь хотя бы каплю крови не вкладываешь, это уже пустопорожние слова.
Каждая буковка по отдельности мертва, а слова из них складываются живые и крепкие – на века. Лучшие слова: ЧЕСТЬ, ДОЛГ – ими шагаешь. Еще: ВЕРА - это сила твоя. РОДИНА… А вот это – все, это и суд тебе посмертный, твоя бессмертность или проклятие тебе…

------------

Послесловие:
Инок подошел к распахнутому оконцу, тронул раму, привычно рассеянно настучав пальцами по бычьему пузырю трель, в которой, человек, родившийся несколько столетий позже, угадал бы «Интернационал». Выглянул во двор: увидел, как молодой князь со своими погодками под присмотром дядьки рубят хворостинами крапиву…
Вернулся к столу, сдул насыпанный песок, перевернул пергамент и на обратной стороне мелким убористым почерком принялся писать:

«А еще, княже, Богом тебя заклинаю, отыщи на польских землях иудея Бланка, а средь дворных холопов Мишку-Меченого найди, а средь смердов Борьку-Пьяного, и сделай им всем скорого карачуна, и семени их крапивному полный кирдык сделай, иначе они такого лиха Руси понаделают, какого никто не делал и даже Бату-хан…»
Реклама
Обсуждение
15:12 16.10.2014(1)
И  пришел  тот  Инок  из  будущего.  Дабы  уменьшить  зло  грядущее!  Не  дано  ему  сказать  истину,  вот  и  обрек  он  её,  в  поучения!
21:43 16.10.2014(1)
Нет. Истину дано говорить каждому, кто способен (или уподобился), но кто ей поверит? многие ли ее услышат, если она не внедряется усилием большим, чем усилия одного человека или группы людей? Ее казнят умолчанием, а не получится, так на каждую опасную истину будет спущены переврали спонсоров - вот это услышат, и только через них будут судить об истине.

Есть шуты, есть скоморохи.
Скоморохи (как странники) разносили правду, за нее и преследовались.
Шуты сидели на месте, их правды слышал ограниченный круг "допущенных", и по большей части, говорили ту "правду", которую следовало осмеять и "похерить".
23:35 16.10.2014
Истину  глаголите,  Александр!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама