СОРНЯКИ ВЫ, СОРНЯКИ, СОРНЯКИ ПРОКЛЯТЫЕ
Редко читаю я рецензии, но когда сталкиваюсь с сим текстом, вникну в него, то оторопь берет. Голословность – не мой конек, поэтому…
Только что размещен опус начинающего рецензента, скрывшегося под ником «Al Katoi». В данном конкретном случае рецензент уделил свое драгоценное внимание сорнякам в стихотворении «О тебе я думаю» (автор Аделия).
Чем так не понравилась частица «же», кстати, не первый раз? Сорняк, словесный мусор, который следует выпалывать из поэтического творчества? Допустим, но как быть тогда с классиками?..
Например, с Пушкиным.
«Когда ж вновь сядем вчетвером...»
«Дарует то же утешенье…»
«Семейным сходством будь же горд…»
Тут, как кстати, и Сельвинский, обязанный не допущать сорняки, позволяет себе...
«Где же вы, Шарден, Уистлер и Квентисти...»
А вот, извольте, опять же Сельвинский:
«Кто же тот мудрый, а может быть, хитрый...»
Еще Сельвинский...
«Но уж я пардону б не попросил...»
Верно, поэт Сельвинский бы пардону ни за что не попросил у новоявленных рецензентов Фабулы. Между прочим, слово «пардону» явно «сорняк» и к тому же просторечное, а посему Al Katoi решительно выдрал бы из высокого поэтического слога.
Раз пошла такая пьянка, то (рвать сорняки так уж рвать все и с корнем). Рекомендую рецензенту объявить беспощадную войну еще одной частице "уж". Воевать так воевать. Кстати говоря, он в этом не будет первооткрывателем: на Фабуле немало великих филологов, поучающих всех и вся.
Как там у Пушкина? В стихе из трех строф сразу...
«Кто раз любил, уж не полюбит вновь...»
«Кто счастье знал, уж не узнает счастья...»
«Уж мало ли любовь играла в жизни мной?»
«Уж мало ль бился я, как ястреб молодой…»
Исключительно любопытства ради заглянул в стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского, потирая руки, думал: и его уж я ущучу, если мне, конечно, повезет.
Повезло.
«Я оставляю эту ниву тем же,
каким взошел я на нее. Но так же
я затвердел, как Геркуланум в пемзе».
Ну и на закусочку оценщикам поэзии. Тот же Бродский:
«Уж скоро осень. Школьные тетради...»
Так, господа рецензенты, что будем делать с подобными «сорняками»?
Не стоит притягивать за уши то, что никак не притягивается, - я так считаю. А вы? Зря спрашиваю, ибо, допустим, рецензент Al KATOI, который уже на берегу однозначно заявил: с авторами не дискутирует, так как выше их и мудрее их.
Напоследок, господа рецензенты: как любит говорить на телеканале «Культура» Игорь Волгин, читайте и перечитывайте классиков. От себя добавлю: чрезвычайно полезное занятие для любого критика-рецензента.
Впрочем, я не поэт и не литератор. Покамест всего-то ученик. Не шибко способный. Поэтому и не решаюсь учить авторов тому, чего сам не знаю.
Самокритично. Респект и уважуха.
Как говорится, утер нос.