Произведение «ЛЕТОПИСЬ. Ч 1.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Сборник: Религия
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 684 +1
Дата:
Предисловие:
название
В июле 2009 года, мне, Владимиру, прихожанину церкви Преображения Господня, что в селе Крымском, поручил настоятель, протоиерей Николай (Бабин) воссоздать и вести летопись храма. О себе не сообщаю ничего, не о том речь. Буду говорить "мы". Мы - вечная категория. Мы - это "храмовые", те самые "Плодоносящие и доброделающие во святых Твоих церквах": не представляющие жизни без Христа, молящиеся, стоящие за ящиком, поющие - все, служащие Богу. Но, естественно, не случайные посетители. Понятие "мы" включает в себя и тебя, читающего, в каком бы году ты ни жил. Апостол Лука, в своем Евангелии (Лк. 1: 3) обращается к тебе через века как к "Феофилу" то есть, к "Боголюбу" - заметь, с большой буквы! В таком вот смысле и присутствуем мы здесь: живущие и ушедшие. Боже, помилуй нас грешных!

ЛЕТОПИСЬ. Ч 1.

[b]С чего пошла быть наша, та, что в селе Крымском (сейчас Одинцовского района Московской области), церковь? О! Она имеет богатую историю. Великое множество древних хронистов первые строки посвящали сотворению мира. Таково было правило. Мы живём в другую эпоху, и вольны начать повесть с любого периода истории. Но какая-то логика изложения должна присутствовать? Где начало?
Равноапостольный Владимир крестил Русь. Сразу же противопоставив жизненные интересы жречества, почитаемого тогдашним обществом, с требованиями духовности христиан, поддерживаемых и направляемых властью. Триумфу нововведений способствовало и то, что язычество тогда находилось в глубоком кризисе. Если уж оно претендовало на роль государственной религии, то нуждалось в коренном пересмотре со стороны верхов; что и попытался сделать Владимир, но, убедившись в бесполезности реорганизаций, князь задумал принять христианство. Значительная, но неоконченная перестройка, постигшая идолослужение, обострила старые и выявила новые недостатки, ещё более ослабив примитивную космологию. Надо также отметить, что христианство внедрилось в народ как-то очень естественно. Почему же? Может быть, заявляя таким образом, мы лишь тешим гордыню, дескать, славяне так скроены, что учение апостолов им впору? Нет. Говорить подобным образом совершенно недопустимо. Во-первых, было же длительное и могучее противодействие Евангелию (вспомним хотя бы Новгород и Добрыню, отметим, что пережитки язычества сохранились вплоть до XIX века). Как же иначе! - дьявол постоянно воюет против Истины. Во-вторых, к тому моменту Благая Весть уже проповедана и принята во многих государствах мира. И в некоторых из них - почти за тысячу лет до упомянутых событий. Славяне, и Русичи в том числе, много раз успели повоевать с христианами, неся им мучения и разорения; работая, таким образом, Сатане. Когда они, то есть, бывшие нехристи, созрели, то и крестились. А в тот период как было? - раз крестились, значит, с христианами помирились. Итак, не надо никого народа выделять! Об этом апостол Павел предупреждал: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3: 26 - 28). Так что же послужило причиной молниеносного распространения Благой Вести по Руси (как, впрочем, в своё время, и в других землях)? У нас есть уникальная возможность узнать точку зрения греческого священника, участвовавшего в крещении киевлян (ничего странного, он - как раз один из тех, кто образует то самое многоликое "мы").
- Что скажите, отче?
- Во всём происшедшем в мире за 988 лет после Рождества Господня: в невиданно скором укоренении Христианства в самом Риме и окружающих племенах в первые века... В разграблении варварами Запада и его падении, завоевании части Востока мусульманами, а особенно в событиях на Руси при князе Владимире, бесспорно, прослеживается Промысел Божий.
- Простите, в Вашем высказывании чётко выделяются четыре пункта. С первым согласится каждый. Четвёртый требует пояснений. Ну, а второй и третий! - разве такие лишения...
- Давайте будем верующими! Тогда утверждение "на всё воля Божия" ни в коем случае не останется голословным. А среди верующих бытуют слова: “Хотите жить по-своему - живите”, т. е. неверы вне благодати существуют. Испытания посылаются Господом за беззакония, для вразумления нераскаянных грешников (и для укрепления праведников), вернее, дьявол попускается (разрешается ему) действовать на беззаконников.
Сравним происшедшее на Западе империи со дней появления самого понятия "Западный Рим" до его падения... с произволом, творящимся в России в период с первой четверти ХХ до первой четверти ХХI века. Россия охвачена безбожием, разворовывается и разоряется ловкачами. Кто-то из ваших сказал, что воровали в России всегда. Но, как отметят позже, особо самозабвенно этим занимались во время и сразу после двух революций: октября 1917 года и августа 1991. Причём, при приближении к крайним датам и до достижения относительной стабильности, напор деляг не ослабевал, а иногда даже усиливался. "Продали Россию и перепродали", - утверждали изгнанные большевиками русские интеллигенты, а вслед за ними и обманутые советские граждане. В свою очередь, Западный Рим, истощаемый набегами диких племён, неоднократно захватывался их ордами. Последние покорители питали такое презрение к никчёмному, с их точки зрения, государственному образованию противников, что даже имени прославленной в веках державы взять не пожелали. Но провозгласили собственную империю. А Восточный Рим, так называемая Византия? Всё ли нормально в её развитии? Она пока ещё декларируется оплотом веры (как и Россия вашего времени). Да, святые сияют среди Ромеев по-прежнему ярко, но их единицы по сравнению с общим развратом, коварством правителей и безбожием, прикрытым показным рвением. Над Византией вознёсся карающий меч Ислама. Вообще, там, где мельчает Христианство, его замещает Ислам: великая религия народов востока, отрицающая, к сожалению, Богочеловечество Христа и данные Им Таинства. Не замечали? Теперь о Крещении Руси. Кто, как не Сам Творец указал на тучную ниву? Поле ждало жнецов, русский конунг искал их по всему миру. И если разум его вначале, возможно, руководствовался политическими соображениями, то душа жаждала Бога. Итак, Единый Истинный Бог, Пресвятая Троица: Отец, Сын и Дух Святой руководит нами. Мы живём в мире и согласии, только когда действуем по Его воле. Но спасение - это соработничество Бога и человека. Почему подданные Владимира, в большинстве своём, искренне приняли новую веру, лучше спросить у них самих. Что касается меня, то я считаю, что чудесное обращение Руси, мощной Восточноевропейской державы, и есть явленное в истории человечества чудо Господа нашего Иисуса Христа.
- Благодарю. Обязательно воспользуюсь Вашим советом! А! - вот, кстати, и Киевлянин 9 века! Мил человек! Не подскажешь ли... Меня волнует вопрос: недавно все беспрекословно крестились...
- Странные вопросы задаёшь, чужеземец. Вообще-то я должен вызвать стражу, пусть допрос учинят. А там... Князь милостив, говорят...
- Что ж, зови ратников. Да вот только крест на мне Христов! А спросил, потому, что сам не присутствовал. Не знаю, как другим растолковать. Врать начну, не поверят.
- Раз так... Отвечу. "Беспрекословно", пожалуй, не то слово. Не просто всё. Да, у государя огромный авторитет: "Уж если он так решил, значит, дело стоящее". Да, против властителя не попрёшь. Ведь он бросил кличь: "Кто не придёт в установленное время на реку Почайну (Днепр), будет противником Господу Иисусу Христу и мне". Да, можно креститься, а потом жить, словно ничего не произошло. Но Таинство свершилось. И весь вопрос в том, как ты шел к нему: добровольно, или нет. Если через силу, останешься нечистым. А если хоть какую веру имел, хоть какую надежду таил, то Господь освободит от греха. Воспылает дух твой восторгом. И нет счастливее тебя, потому, что ты обрёл Отца на Небесах! Не просто родителя, а Самого Бога! Он всегда считал тебя Своим чадом. А тобою, Его творением, Отцовство Божие так долго и так нагло не признавалось! Мы шли на крещение с надеждой. Откуда она? Вы, в большинстве своем, с малолетства христиане, мы - язычники. Не ведаете вы смертной тоски. Мы сжигали усопших, творя огненное освобождение душ. Но как существуют они вне тела? Пребывают в другом мире, где питаются образами кушаний живых? Ну, может, еще какими способами... Но запасов, сделанных при погребении, да и даров, приносимых на кладбища, не хватает. Там, в обиталище душ, видно, пищу готовить не из чего. Да и некому: всё у них меж пальцев бежит... Что поделаешь? - духи. Им нужна энергия! Её только через питание, как жрецы учат, получить можно. Тела-то нет. Вечный голод вынуждает душу вмешиваться в дела потомков. Люди же заставляют духов творить волю заклинателей в обмен на сытость. Значит, впереди у нас рабство и вечный голод? Знаете ли вы, что такое, когда нечего есть? Ваши родители почувствовали это в детстве. Всю оставшуюся жизнь боялись: делали запасы, выращивали картошку на дачах. Христос и обращается к таким, испытавшим нехватку еды и тепла: "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лк. 11: 11 - 13).
Что ещё можно пригрезить во язычестве, не ведая Единого Истинного Бога? Да, что угодно! Как, однако, у других народов? Отрывки греческой и скандинавской мифологий дурили голову. Нас ждёт вечное страдание в царстве тьмы? Или вечные пиры с богами, для избранных? А куда денутся остальные? Короче, полный сумбур, приводящий к отрицанию посмертного существования. И кто такие наши боги? Их можно умилостивить, принося жертвы (давая взятки), можно отлупить, если просимое не выгорело, попрекая: "Я же столько в тебя, негодяя, вложил! Или супротивник дал больше? Ах ты, ненасытный! Сказал бы, я ещё отвалил!" Значит мы сильнее богов? Важна жизнь в этом мире, не в загробном? А может, "богов" просто нет?
Мы презирали смерть, исполняя законы навьи, то есть, умерших, которых почитали. Иначе и не прожить в бешеном мире, замешанном на крови. А что после конца? Старались не думать. Но подобное исследуется подобным. Смерть - горе. Смерть - вечность. Бездна, грозящая роду человеческому, перед которой боль, страх. А за ней? В Киеве издавна были христиане. При Ольге их стало больше. Они, особенно монахи, жили и умирали не так, как мы. Когда поклонник Христа заканчивал свой жизненный путь, его друзья вздыхали: "Упокоился". Мы, даже на одре, умирали люто. На войне, исполняя долг, в вихре боя, визжа от лихости и исступления, просто падали, не замечая смерти. Погибнуть в схватке - почётно и легко. Мир тяжек. Селимся кучно. Всё на виду. Постоянно оглядываться на соседей? Что скажут, за что осудят? Как истолкуют правила и повеления предков по отношение ко мне, моей семье? Существование без конфликтов, зависти, произвола, мелких придирок, интриг - бывает только в сказках. Самого главного - быта, не замечают ваши новоявленные язычники. Даже восторгаются законами нехристей. А языческие правила писаны, исходя из отрицательного жизненного опыта. Основа реальной жизни - право сильного. Если волхв или кто из влиятельных земляков тобой недовольны? Давно не было человеческих жертв. Вдруг понадобятся? Обычно идолам приносят врагов, или чужих. Но своих жертвовать - гораздо надёжнее. Смотри, сколько чувств брызжет. Пускай, ты не женат. Что почувствуют твои родители и близкие? А невеста? Если же у тебя семья... Богам чувства нужны. Они на бедах и болях жируют. Уж точно исполнят просимое. А ты - бесправен. Обмажут идола твоей кровью, усы и губы особо натрут. Тело твоё сожгут. Гуляй, душа! - ты свободна. У тебя только свобода и осталась. А Христос Сам Себя в жертву предал. Кровью Своей и Плотью нас защищает. Убеждает:[i]


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама