Произведение «Каменные оладьи. Сказочка про скалы Семь Братьев.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1351 +1
Дата:

Каменные оладьи. Сказочка про скалы Семь Братьев.

   Шел по лесу старичок.  Шёл он по хорошей дороге, нахоженной и наезженной. Шел к Семи Братьям. Остановился у родника, зачерпнул воды пластиковым стаканчиком, напился и пошёл дальше. Неблизкий путь. От посёлка до родника километров пять, да от родника до Братьев – ещё семь. Надо было старичку на покос. Выписали ему в администрации бумажку, показали на карте полянку, где косить. Под Семью Братьями где-то. Теперь надо было эту полянку застолбить, чтоб другие не выкосили. Взял старик из дома колышек и табличку фанерную, а на табличке два всего слова: «покос зарегистрирован». Хоть и невелик груз – колышек, да поди-ка протащи его двенадцать километров. Устал старичок.
         Старичку бы лучше было вместо колышка топор с собой взять. Там бы на месте колышек и вырубил. Но, старичок рассудил, что колышек полегче топора будет. Пошёл он с колышком в лес, да того не подумал, что топор-то можно будет в рюкзак засунуть, а колышек в руке тащить придётся. Пока до покоса шел, всю руку оттянула проклятая деревяшка.
              Пришёл дед на место, бросил колышек, да и сам под куст повалился.  Лежит, в небо смотрит. А в небе ласточки носятся, бабочки порхают. Красота. Полежал дед минут десять, да что-то есть ему захотелось. Что ж, путь неблизкий, вот и проголодался. Достал дед батон нарезанный в упаковке и колбасу. Вынул из кармана ножик китайский автоматический. Нажал на кнопку, лезвие и раскрылось. Отрезал кусочек, положил на ломтик хлеба. Перекрестился двуперстно и говорит:
-Благословите меня, Святые Отцы, попитаться и пить.
-Питайся во славу Божию – ответил дедушка сам себе.
             И только он стряхнул с бороды комаров и собрался вонзить в колбасу свои жёлтые, но ещё крепкие зубы, как из-за куста появился Лис Лисович.
-Дедушка, дай колбаски – протявкал Лис.
-Ты бы хоть поздоровался сперва, ворище.
Этого Лиса дедушка знал хорошо. Зимой на рыбалке он у рыбаков рыбу воровал. Лис этот здоровенный такой, да и рыжий как огонь. Его же на льду за версту видно. А он пакет на себя надел, дырки под лапки прогрыз, да так под пакетом и ползёт. Рыбак смотрит, никого вокруг, один пакет рядом валяется, а самого крупного окуня нет. Кто стащил? Пока один рыбак прыгает, ругается и грозит неизвестно кому, Лис у другого рыбака рыбку стащит. Почти всю зиму так кормился. Потом уж кто-то разглядел под пакетом хвост пушистый. Мужики за ним и гонялись, и стреляли в него из «стражника». Да разве из бесствольного в лисицу попадёшь? Настоящее-то ружьё на рыбалку брать боялись, а вдруг милиция выстрел услышит.
-Дед, а я ведь у тебя ни одной рыбки не украл - обиженно тявкнул Лис - почему же это я ворище?
- У других зато воровал. У кого бы ни воровал, всё равно вор. И у меня бы воровал, да я твои лисьи повадки хорошо знаю.
             Лис вылез из-за куста и сел прямо перед дедом, завернувшись в свой длинный хвост. Дед жевал колбасу с хлебом, искоса поглядывая на Лиса. Лис же умильно смотрел своими глазками-бусинками прямо деду в рот. Уж очень ему колбаски хотелось. Наконец дед сжалился, отрезал и кинул Лису небольшой кусочек. Тот мгновенно, как собака, на лету поймал колбасу и сразу сглотнул.
- «Праздничная»? – спросил Лис - Вку-усно!
- Ты колбасу ещё и по сортам различаешь, зверюга – удивился дед.
              Говорящие лисы не были новостью в этом лесу. Жестокий поединок природы и цивилизации учил зверей лучше всяких университетов. В наших краях человек наступал на лес уже три века. Благородные олени были выбиты человеком подчистую. Да что там олени! Крупных зверей в наших лесах не осталось вовсе. Остались только бурундуки, белки и мыши. Лисам для того, чтобы выжить приходилось умнеть. Самые же талантливые из них, те, что овладели человеческой речью, становились вожаками и хранителями лисьего народа. Один такой лис даже умел пользоваться сотовым телефоном. Он звонил в милицию и сообщал, что в машине у охотников спрятан героин. Милиция находила эту машину и проверяла, после чего охотникам было уже не до охоты.
              В общем, лисы были уже в шаге от того, чтобы давать кому надо взятки, и через представителей-людей воздействовать на общественное мнение. В своих лисьих интересах, естественно. А заграницей лисы, говорят, этот шаг уже сделали.  Вспомните запрет псовой охоты на лисиц в Европе. Это же была любимая забава разных лордов, пэров и прочих сэров. А её запретили. Не обошлось, поди-ка, тут без вмешательства тайного, но влиятельного лисьего лобби.
           Лис, съевши кусок колбаски, почесал лапкой за ухом, посмотрел вокруг и сказал:
- Дедушка, а дай ещё.
- Нет уж, нет уж – отказался дед – за просто так не дам. У нас, у людей закон такой: кто, как говорится, не работает, тот, как говорится, и не ест. И ты свой кусок заслужить должен. Расскажи мне сказку, тогда дам.
          Дед дал бы Лису кусочек и просто так, да ему что-то захотелось покуражиться над вороватым и хитрым зверем.
- А вдруг он сказку какую-нибудь знает, так тут и я послушаю – подумал дед.
- А про кого ты сказку хочешь? Про мышей?
-Нет, про мышей не хочу. Расскажи мне про древние времена. Про героев и богатырей. Знаешь?
Ветер подул чуть сильнее, раздвинул ветки, и в просвете между ветками показался серый бок каменного столба. Тихо было в этот час на Семи Братьях. День был будний, никто не жёг костров, не горланил песен. Только ветер тихонько шуршал выброшенными пустыми пакетами. Белка, тихонько перебирая лапками, поползла вверх хвостом с дерева. Остановилась на полдороге и замерла. Видимо, учуяла лисий дух.
-Лис, а почему ты здесь? Ведь раньше ты ближе к дороге жил.
         Лис и вправду жил почти у самой дороги, за большим камнем. Там ему казалось безопаснее. Не смущал его ни шум двигателей, ни выхлопные газы. Да и люди там ходили реже, а охотников не было и вовсе.
-А люди недавно дорогу расширяли, вот бульдозер и завалил мой домик.
-Значит, ты теперь переселился.
-Ага. Переселился. А расскажу я тебе старинную легенду о Семи Братьях. Тут и древние времена, и богатыри, правда, не совсем такие.
-Знаешь, Лис – укоризненно сказал дедушка – я и сам тебе могу все девять легенд рассказать о Семи Братьях. И про злого Монга, и про окаменевших стражников, и про Ермака Тимофеевича. И даже про клад, что под скалами зарыт.
-Девять ты знаешь, а вот десятую не знаешь. Слышал ты что-нибудь о Каменных Оладьях?
-Нет, ничего не слышал –сознался дед.
-Вот посмотри на эти скалы. На что они похожи? На людей не похожи точно. Зато похожи на каменные лепёшки или оладьи.
        Дед посмотрел на скалы и впервые в жизни обратил внимание на то, что они действительно напоминают оладьи. Огромные, каменные, они лежат высокими слоистыми стопками. Верхние лежат как бы отдельно, нижние слиплись. Почему по этим камням так удобно лазить? Потому что они лежат горизонтальными слоями. И вершины у этих скал все до одной плоские.
- Да, ты прав, господин Пушистый Хвост. Действительно оладьи.
- Вот о них –то я тебе и расскажу старинную лисью легенду. Легенда эта передаётся в лисьем роду от старших к младшим. Только дай ещё кусочек колбаски, а то рассказ мой длинный, я могу и обессилеть от голода.
-На уж, ешь, попрошайка- сказал дедушка и кинул Лису ещё кусочек.
          Лис облизнулся и начал рассказывать. Дед, забыв о колышке, который он так и не вбил на своём покосе, забыв даже о недоеденной колбасе, слушал Лиса. А хитрый зверь, почуяв благодарного слушателя,  размахивая хвостом, показывая лапками то на запад, то на восток начал свой рассказ. И вот что рассказал Лис.
           Давно, когда русских на этом месте ещё не было, жили здесь озёрные манси. Ловили они рыбу в озере, били стрелой зверя в лесах, собирали грибы и ягоды. Летом – то ещё жили так-сяк, а вот зимой приходилось им совсем плохо. Случился у них в племени какой-то мор на людей. И как нарочно, вымерли все самые молодые, сильные и смелые. А заяц, он белый и снег белый. Поди попади в белого зайца на белом снегу. Особенно, если у охотника глаза слезятся от старости. Попробуй выкопай яму- ловушку для лося, если лопата из рук валится от бессилья. А как трудно было зимой лёд долбить, чтобы сети закинуть. Зима долгая, лёд намерзал чуть не в рост человека. А если зимой враги нападут? Всех ведь поубивают или уведут в рабство. Нет тяжелее доли, чем доля рабская. Живи впроголодь, работай от зари до зари, а в награду получай пинки да тычки от хозяина.
           После одной из страшных голодных зим задумались старики. Вот пока тепло, потом будет ещё теплее, а через полгода зима снова придёт. Что делать? Вымерзнут же все, от голода вымрут. Да и степняки стали заглядывать в лесную сторону. Степняки-то они люди как люди. Кочуют там в своих степях.  Из кумыса бузу делают. Напьются бузы своей и ходят, улыбаются. Или борются на поясах. Скачки устраивают. А уж кони у них.
          Беда, если появится среди степняков какой-нибудь вождь. Народится кто-нибудь сильный и честолюбивый, вырастет и пожелает себе синюю юрту с золотыми звёздочками. Подкупом или лестью наберёт себе сторонников. И начнёт соседей воевать. Завоюет себе юрту, а ему уж этой юрты мало. Хочется не просто вождём, хочется ханом стать. Начинает такой вождь набирать себе войско уже не столько лестью и посулами, сколько угрозами. И опять на войну народ гонит. А когда его войско от мирного труда отвыкнет, и будут все воины думать, что грабежом жить легче и приятнее, тогда вот совсем плохо.  Мало становится такому вождю имущества своих ближних и дальних соседей. Хочется ему захватывать чужие города и страны. Мнит он себя уже великим ханом, а там недалеко и до властителя мира. Хорошо, если сразит такого деятеля вражеский клинок в самом начале его пути. А если пощадит его судьба, то плохо приходится и своим, и чужим, и ближним, и дальним. Такой вот кандидат во властители мира у степняков тогда и появился. И испугались озёрные манси.
           Сидят старики в берестяном чуме и совещаются. Вождь, шаман и два старейших охотника.
-Что ж нам, делать, шаман? – сказал вождь – Охотников у нас мало. Старики состарились, а молодёжь ещё не подросла. Кто будет охотиться, кто рыбачить будет, кто будет племя кормить? Что там говорят боги?
Шаман, прищурив свои узенькие глаза, не спеша, ответил:
-Боги говорят, что спасение придёт, откуда не ждали, и придёт не сразу. Такие вести принесли мне духи на кончиках своих крыльев.
-Опять то же самое – досадливо поморщился вождь - ты и в прошлый раз это говорил.
-Каждый день духов спрашиваю, ничего нового они мне не говорят. Спит, видать, верховный бог Торум, не слышит наших просьб.
-А правда ли - спросил один из охотников - что войска великого хана стоят уже недалеко от границ нашей земли?
-Не знаю - ответил вождь – обычно они так далеко на север не заходили.
-Наш край озёрный, болотистый. Не пройдут они здесь летом со своей конницей. Надо ждать их к зиме, как болота замёрзнут.
-А если нападут летом, то надо расставить дозорных и при первой же тревоге всем садиться в лодки и уплывать на середину озера.
        Струйки дыма от потухшего костра поднимались к отверстию, оставленному вверху. Обо всём было уже говорено-переговорено. Как спасти племя, никто не знал. Как только сошёл лёд, вождь отправил всех ловить рыбу. Но уже было ясно, что на всю зиму люди рыбы не наловят. Вернее, не сохранят. Соли не хватало. Соль можно было


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама