Произведение «Богдан и его семья (воскресная школа)» (страница 1 из 22)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Темы: ХристосПравославие
Автор:
Читатели: 3753 +1
Дата:
Предисловие:
Эта книга - сборник статей, опубликованных в днепропетровском журнале "Богдан" в 2013-1015 годах.  Эти статьи призваны в игровой, доступной форме объяснить людям разных возрастов, почему православное христианство относится так или иначе к тем или иным проблемам и явлениям.

Богдан и его семья (воскресная школа)


Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серь-езная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церко-вью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда – довольно сложные, но папа с мамой стараются отве-чать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.


1. О Спасении. Зачем Бог стал Человеком.


Мама и Таня украшали новогоднюю елку – вешали на пушистые ветки яр-кие стеклянные шары, а так же снежинки и фонарики из цветной бумаги, кото-рые сами сделали сегодня утром.
- Мам, а когда родился Иисус Христос, елку тоже украшали? – спросила Таня. – Там, в Вифлееме, растут елки?
- Не знаю, растут они там, или нет, - ответила мама. – Но обычай украшать елку на Рождество появился через много веков после рождения Иисуса Христа, и не в Вифлееме, а в Германии. Впрочем, в России тоже с давних времен укра-шали елку, только не на Рождество, а на Пасху.
- Мам, - позвала задумчиво Таня. – А я давно хотела спросить тебя или папу – а зачем было нужно, чтобы Бог стал Человеком? То есть я знаю, что ради спасения нас, людей, но...
Таня замялась, не сумев подобрать нужные слова.
- Но ты хочешь понять, в чем именно состояло это спасение? – уточнила мама.
- Да.
Мама отложила в сторону елочный шар и села на стул.
- Не ты одна этого хочешь, - сказала мама. – Ты ведь знаешь, что ради на-шего спасения Господь и Бог Иисус Христос пошел на крестную смерть. А апо-стол Петр писал, что в тайну Христовых страданий и в последующую за ними славу желают проникнуть даже Ангелы (1 Петр. 1, 11-12).
- И у них получается? – полюбопытствовала Таня. – У Ангелов?
- Не знаю, я ведь человек, а не Ангел, - улыбнулась мама. – Но я согласна с царем Соломоном, который писал, что «человек не может постигнуть дел, кото-рые Бог делает от начала до конца» (Еккл. 3, 11). Я объясню тебе, как смогу, но ты должна знать, что дела Божьи не могут быть постигнуты нами полностью. Во всяком случае, пока мы здесь, на земле – так это точно. Те люди, которые станут наследниками Царства Божьего, конечно будут понимать намного больше, но даже там, в Небесном Граде Иерусалиме, люди, наверное, все же не будут знать абсолютно всего. Впрочем, не знаю, не мне рассуждать о таких вещах…
- Мам, подожди! – прервала маму Таня. – Я ничего не понимаю. Ты не можешь ответить на мой вопрос?
- Могу, - сказала мама. – И я рада, что ты начала о таком спрашивать – значит, ты становишься взрослой. Но ты, доченька, должна научиться смирятся перед величием Божьих дел. Даже в вещах простых мы не можем понять всего до конца. Вот, скажем, травинка – что может быть проще? Изучай еще так и этак, смотри под микроскопом, опыты проводи… Однако любой серьезный бо-таник скажет тебе, что как только мы узнаем о травинке что-то новое, как перед нами тут же встают новые вопросы. А потом – следующие вопросы, и так без конца. И это – в такой простой штуке, как травинка. Мы можем ее бесконечно изучать, но так и не познаем ее полностью. А о более сложных вещах и говорить нечего! Сколько бы мы не говорили о том, как Господь сотворил мир, о том, как Он Стал Человеком ради  любви к нам, о том, как Он умер на кресте, а затем воскрес - у нас всегда будут оставаться вопросы. И это – нормально, ведь Он ве-лик и Бесконечен, а мы малы и часто неумны. Так что твои вопросы о Боге мо-гут начаться, но не могут закончиться, Танюша. И это, кстати, совсем не плохо. Ведь размышляя над этими вопросами, мы думаем о Боге, а значит – приближа-емся к Нему.
- Мам, ну пусть будут вопросы! – воскликнула нетерпеливая Таня. – Начни уже объяснять хоть что-то!
- Чтобы понять, отчего нас спас Бог, нужно знать, в какую беду мы попа-ли, - сказала мама. – Все началось еще во времена Адама и Евы...
- Знаю, знаю! – закричала Таня. – Они съели яблоко...
Мама жестом остановила дочь.
- Ну, во-первых, доченька, если ты будешь меня перебивать, то мы нико-гда не закончим…
- Ладно, ладно! Не буду!
- Если не будешь, то продолжим. Во-вторых, в Библии этот плод назван не яблоком, а просто – плодом с дерева познания добра и зла. Каким именно был этот плод - мы не знаем. Кстати, на средневековых картинах в Европе этот плод иногда изображали похожим не на яблоко, а на лимон. Но это не важно. А важ-но то, что по поводу этого плода сказал Адаму Господь. Ты помнишь, что имен-но было сказано?
- Помню, - ответила Таня. – Он сказал, что Адам умрет в тот день, когда съест этот плод (Быт. 2, 17)!
Мама кивнула.
- При сотворении Адам был не таким, какие мы сейчас, - сказала она. – Он был святым, похожим на Самого Бога человеком – ведь был создан по образу и подобию Бога. И если бы Адам не ел от этого плода, то жил бы до сих пор...
- Мам, а зачем Бог создал такой плохой плод? – спросила Таня.
- Этот плод не был плохим, - покачала головой мама. – Бог не создает зло-го. Но люди могут использовать во зло то, что Господь создал для добра. Святой Григорий Богослов, например, говорил, что заповедь «не есть плода древа по-знания добра и зла», была дана людям не на всегда, а на время. Людям просто надо было до чего-то дорасти. Вот, например, детям строго настрого запрещено водить машины. Это не потому, что машины сами по себе плохие. Просто ребе-нок еще мал и, сев за руль, может покалечить себя и других. А вырастет – полу-чай права и води себе! Так что плод не был плохим, просто вкушать его люди были еще не готовы.
- Понятно, - кивнула Таня.
-  Если бы Адам не вкусил раньше времени этого плода, то жил бы до сих пор, - повторила мама. – Он был связан с Богом, и именно поэтому мог жить сколько угодно времени – ведь Бог вечен, а значит, может жить вечно и тот, кто «прилепился» к Богу. Мы не можем знать, в чем именно состояла эта связь, зна-ем только, что она была. Когда Адам вкусил запретный плод, он сам разорвал эту связь. И тут же в него вошла смерть – ведь он уже не был связан с Вечным.
- Но ведь Адам умер не сразу! – заметила Таня.
- Как сказать, - вздохнула мама. – Это уже был не тот святой Адам, что был раньше, совсем не тот! Тот, святой Адам, согрешив, сразу же умер, и вместо него появилось другое существо. Да, доченька, это уже было другое существо, пусть и в том же теле – поврежденный грехом, искореженный, изуродованный Адам. Теперь каждый его день был шагом на пути к могиле. Постепенно уми-рая, изуродованный грехом Адам прожил еще сколько-то лет, но это все равно очень мало, по сравнению с вечностью! И это все равно уже была не та жизнь! Жизнь вдали от Бога, в грехе – совсем не то, что жить рядом с Богом и в свято-сти! Свою беду – оторванность от Бога, наши прародители передали своим по-томкам – то есть всем нам.
Мама посмотрела в лицо дочери. Та молчала.
- Слово «религия» означает – восстановление разорванной связи, - про-должила мама. – Для того, чтобы мы, потомки Адама, могли жить вечно, связь с Богом нужно было восстановить. Бог не сразу принялся восстанавливать эту связь. Во-первых, люди должны были понять, что им плохо без Бога, а во-вторых – что они не могут наладить эту связь сами, своими человеческими уси-лиями. Когда люди все это поняли, Бог восстановил разорванную связь – Сам стал Человеком!
- Я поняла! – лицо Тани просияло. – Ведь Христос - и Бог и Человек одно-временно!
- Да, - улыбнулась мама. – И в Нем эта связь так прочна, что никогда не может разорваться. Думаю, что именно это имел ввиду апостол Павел, когда го-ворил, что Христос примирил в Себе земное и небесное (Кол. 1, 20). Теперь ка-ждый может выбрать – присоединиться ко Христу или – нет. Присоединиться (то есть, как бы «прилепиться» к этой неразрывной связи Бога и Человека) - зна-чит наследовать жизнь вечную, потому, что Сам Христос есть Истинный Бог и Жизнь Вечная (1 Ин. 5, 20). В основанной Самим Христом Церкви все (и таин-ства, и молитвы, и посты) направлено на то, чтобы каждый из нас мог стать к Нему как можно ближе. Как говорил Своим ученикам Господь - «Пребудьте во Мне и я в вас» (Ин. 15, 4). Ну, теперь поняла?
Таня замялась.
- Кажется, да, - сказала она неуверенно.
- Тогда ты все обдумай, а если что-то будет непонятно – спросишь у меня или у папы, - сказала мама.
- А я главное поняла! – сказала Таня. – Хорошо, что Бог стал Человеком! Мам, давай дальше елку наряжать!
- Давай, - улыбнулась мама.                        
                                                                                                                                                   

2. Еще раз о Спасении. Почему Господь спас не всех.

Однажды Богдан спросил папу:
- Пап, а почему Христос спас не всех?
- Почему – не всех? – не понял папа.
- А разве спасаются все? Вот мои неверующие друзья – разве они спасут-ся? – с болью в голосе спросил Богдан. – В Храме каждое воскресенье говорить-ся, что Кровь Христа, Кровь нового завета  за многих изливается (См. Мк. 14, 24). «За многих», понимаешь? Ведь не сказано – «за всех»?!
Папа внимательно посмотрел на сына.
- Христос спас всех, - ответил он.
- Значит, в Царстве Божьем будут жить все люди? Все-все? – уточнил Бо-гдан.
- Боюсь, что – нет, сынок, - ответил папа грустно.
- Как же так? – спросил Богдан. – Христос спас всех, но в Царстве Божьем не все будут? Как так может получиться?
- Видишь ли, сынок, - начал папа. – Бог хочет спасения всем, абсолютно всем. Как говорил апостол Павел: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись, и дос-тигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Но дело в том, что не все люди хотят принять предложенное Богом спасение!  
- Как это? – не понял Богдан.
- Если бы спасение было чем-то вроде медали за заслуги, то Бог дал бы та-кие медали всем, - сказал папа. – Более того – Он нас любит, и дал бы такие ме-дали и без всяких заслуг. Дело в том, сынок, что медаль - это нечто внешнее, ее ведь можно носить, оставаясь бесконечно далеким и от Бога, и от ближнего... А спасение... – папа задумался, подбирая слова. – По сути, спасение просто невоз-можно, если ты от Бога далек!
- Почему? – спросил Богдан.
- Потому, что только Бог вечен, только Он имеет бессмертие (1 Тим. 6, 16), - сказал папа. – А мы - просто люди, не более того. И, тем не менее – в Цар-стве Божьем никто из людей не умирает. Почему? Потому, что в Этом Царстве все люди разделяют вечную жизнь Вечного Господа – иначе вечность для нас просто невозможна! Господь не зря сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Обрати внимание – не «Я даю жизнь», но «Я есмь жизнь». А еще Он го-ворил «Пребудьте во Мне и Я в вас» (Ин. 15, 4). В этом – суть спасения. Мы должны  соединиться со Христом, чтобы Он пребывал в нас, а мы – в Нем.  
- То есть спастись – это разделить со Христом Его жизнь? –

Реклама
Реклама