Произведение «Любка» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 128
Читатели: 2368 +1
Дата:
Произведение «Любка» заняло 1 - место на конкурсе
10.03.2016
«Любка» выбрано прозой недели
07.03.2016
Предисловие:
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
Л.Озеров

Любка

Сумасшествие? Нет! Любовь. Та самая, единственная и неповторимая, яркая и трепетная, о которой мечтают все женщины, и на которую все меньше способны мужчины. Увы, «рыцарство печальных Сирано» все больше перемещается в женщин.  Только, чур! Говорю о просто женщинах, которым нужна старинная прелюдия к любви, как к таинству, как к чуду, а не следование доктринам: «Скорей, скорей, скорей! Сама, сама, сама!»  и «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен, чего зря время терять?!» Нет, я о тех женщинах, о которых четко и точно сказала Цветаева: «Девчонке, самой легконогой, все ж дальше сердца не уйти». Как в воду глядела гениальная Марина. У мужчин все же много страстей: наука, идеи, политика, служба, работа, а в корне всех страстей – честолюбие. А Женщина, опять же повторяю – Она, а не бесполое Оно - вся живет любовью и для любви. В этом она вся, как послушная бабочка чутко и нервно летит на ее свет, танцует в нем, покоряется, и зачастую сгорает...

Как размышлял  известный писатель(1): "разве красота, богатство, талант или власть покоряют женщину? Ничего подобного! Ничто так не действует магически на женщину, ничто так не наполняет ее внутренним светом и ощущением собственной женской сути, как страстное напряженное желание мужчины обладать ею." Она может отфыркиваться от этого, ханжески потуплять глаза, притворно негодовать, но - все мы дочери Евы! - и уже наша кровь отравлена, мы жаждем мужского поклонения и вожделения. Не грубого обладания, разумеется, простите, не гоп-стопом, но постоянной, натянутой нити желания. "Любит тот, кто безумней лобзает" - воскликнул когда-то Надсон и был прав. О-о-о!!! Это наполняет нас силой, уверенностью в собственной неотразимости, постоянной желанности. Отними у женщины это ощущение, и ... разом потухнут глаза. Все останется на месте, но глаза потухнут. А без огня в глазах, даже самое безукоризненное лицо и совершенное тело  - всего лишь безжизненная статуя.

Особенно чутки женщины возраста ночной фиалки.  Лекции о «бабьем лете» и буйстве гормонов оставим  для физиологов. Нет, я о том прекрасном времени, когда все чувства опалены и звенящи. Когда перед сентябрем неизменно есть ослепительный август. Август ночной фиалки, или любки, как называют этот цветок в народе. Ни одному цветку не удается так пробуждать молодые силы и нежные чувства, как ее скромным белым свечечкам.

Я знала такую любку!  Не было в моем окружении женщины щедрее и ярче нее!

Она была близкой подругой моей матери. Та называла ее «Эльза – 33 несчастья». Каждый ее визит для нас был счастьем и бедой. Меня она осыпала вкуснейшими в мире шоколадными конфетами с миндалем и грецким орехом, тающим во рту мармеладом и замечательными игрушками. Особенно запомнилась кукла, которая открывала рот для пластмассовой каши, но отказывалась от пластмассового же молока! Эту фарфоровую, в розовом платье и сером фартуке куклу Катарину у меня потом украли, и до-о-олго я поминала вора дурным словом! Маму она заваливала какими-то кофточками и баночками с дорогими консервами. Это было счастье. Вывалив все дары, и, насладившись нашими ахами, она скульптурно усаживалась на оттоманку и начинала рыдать. Рыдала она долго и с переливами, и это было бедой.

В личной жизни Эльзе не везло. Она всегда боялась одиночества, она всегда мечтала о счастье, и эти мечты не торопились воплотиться. С завидной последовательностью ее оставили два мужа. Рассказывая о них, она почему-то всегда прибавляла поговорку: «первым не наешься, вторым подавишься». Меня это веселило до чрезвычайности. Я так и представляла себе вкуснейшего жирненького первого, чьи мосольчики обсасывались, видимо, с большим удовольствием, и анемичного жилистого второго, застревающего в горле. Почему о первом надо было вспоминать с таким трогательным придыханием, мне  до сих пор непонятно. По приглушенным ахам и вздохам и утешениям мамы я догадывалась, что он бил ее смертным боем, и … «ты не представляешь, не представляешь, что он заставляет меня делать!» При этих словах мама отвешивала мне подзатыльник и выдворяла из комнаты, накрепко закрыв дверь. Мне было семь лет, я была ребенком с фантазией, но, слава Богу, мои предположения были безумно далеки от правды.

В конце концов Эльзе улыбнулась удача: муж, жаждущий изощренных утех, нашел себе достойную партнершу - не упрямицу, не скрытницу, не скромницу, - и быстро сделал из семьи ноги. Единственный их с Эльзой ребенок - мальчик, родившийся на четвертый год брака, умер от менингита в трехмесячном возрасте. Больше детей не было. Эльза поплакала, вздохнула, опять поплакала  и … ожила.

Второй появился в ее жизни внезапно и… ошеломил. Вообще, этого второго мужа мама называла «темной лошадкой». Каким образом и зачем он заглянул в скромное КБ, где она работала, на четвертом этаже обшарпанного здания, покрыто мраком забвения. Но Эльза была сражена! Она летала и рыдала, рыдала и летала! Промежуточного состояния не было. Но именно с ним ее жилище стало настоящим домом. Эльза оказалась хлебосольной хозяйкой. Никогда не забыть мне вечера, на который приглашены были мы с мамой. Низенький стол, толстые витые свечи, бутылка вина, кекс в виде сердца и блестящая желтая черешня в зеленой вазе. И Эльза в красном шелковом платье. Ее горящие глаза. Полуулыбка влажных губ. И маленькие белые руки, которыми она так и норовила дотронуться до своего ненаглядного. Жилистый, маленький, заросший до самой шеи рыжим волосом, он хмурился, покашливал, подливал дамам вина, а мне сок. В конце концов, под песни Джо Дассена вечер стал настолько томным, что мы поспешили ретироваться. Он вызвался проводить нас, но мама, видя в зеркале, как Эльза украдкой обняла его и поцеловала в затылок, улыбнулась и сказала, что дойдем мы сами.

Этот второй оказался крепким орешком. Эльза стала приходить реже, поток подарков иссякал. Кукла Катарина сиротливо пылилась в шкафу - мое десятилетнее сердце жаждало новых даров.

Они стали поступать через восемь месяцев. Первым подношением стал роскошный черный виноград в плетеной корзинке. Тугие, сизые, полные жизни гроздья так не вязались с исхудавшей Эльзой, что мама без слов обняла ее за плечи и усадила на оттоманку.

- Я несчастна, Оля! – успела сказать Эльза, и тут же поток рыданий, икоты и всхлипов прервал ее слова.

Из сбивчивого рассказа с запахом валерьянки следовало, что второй оказался: а)деспотом; б)тираном; с) монстром; д)скупердяем; е)первым, вторым, третьим и четвертым одновременно! Он не разрешал Эльзе работать, контролировал каждую копейку и требовал, чтобы она предъявляла чеки из всех магазинов. При этом был страшным грязнулей, увлекался выпивкой и заставлял, чтобы Эльза постоянно ходила или в красном, или в тигровом! «Я не могу, не могу так больше, Оля! Мне кажется, что я это не я, а какой-то окровавленный Шерхан!»

Наконец, Эльза нашла в себе силы и выставила его из дома. Гладко сей акт не прошел. Он несколько раз ставил ей фингал под глаз, ночевал на половичке перед дверью, и в середине ночи соседи трезвонили Эльзе, чтобы - или забрала своего Мусечку в дом, или отвезла его куда-нибудь. За страстными ссорами следовали такие же страстные примирения, потом опять ссоры. В конце концов, Муся исчез так же бесследно, как появился. Расписаны они не были, так что обошлось без юридических проблем.

- А-а-а-а! – раскачивалась Эльза на оттоманке. – О-о-о! Фар вос! (За что?) В минуты наибольшего волнения она переходила на идиш. Темными волнами этот язык всплывал в ее подсознании и протягивал невидимые нити к  родным по материнской линии, к полузабытому детству к и бабушкиным песням.

- Эльза!! – Мама звякала чашкой с чаем так, что брызги разлетались по столу. – Возьми себя в руки! Тебе только 40. Какие твои годы?!

Какие твои годы… У большинства из нас на лбу аршинными буквами написано: «Хочу счастья!» и только у некоторых, как исключение, нежностью мерцает фраза: «Хочу дать счастье!» Эльза не была исключением.

Через  8 лет счастье услышало ее. Тогда-то я впервые услышала от мамы слово «любка».

Эти восемь лет Эльза прожила Кочевницей. Она меняла жилища, как меняют чулки. Продав свою квартиру, она купила новую, начала делать в ней ремонт, не закончила, продала.  Купила другую, опять ремонт, пыль, рулоны обоев, штукатурка,  вещи,  наваленные в углу. За восемь лет она сменила 6(!!!) квартир. Вечный ремонт, из постоянной мебели только раскладушка, да старинная ширма,  разрисованная веерами и листьями. Креслами служили мешки с трухой и опилками, стульями - перевернутые ящики. Знакомые сначала шутили, потом - ворчали, говорили, что у дровосека-бобыля в избушке уюта больше чем у нее, предлагали помощь, деньги, мебель. Бесполезно! Эльза бежала от уюта как от дикого зверя. Сейчас мне кажется, что она поступала правильно. Как могла. Уют – состояние души, и стремление к нему, а у нее не было ни того, ни другого.

И вот, наконец, «вдруг, как в сказке скрипнула дверь».

История их знакомства была покрыта тайной. Версии были различны, но больше озвучивалась одна: на пляже. Эльза была хорошо сложена, с желтовато-белой кожей, гладкими черными, словно лакированными волосами. Не портили ее чуть выпирающие зубы,  и плоские мочки ушей, будто приклеенные к голове. Всего же хороши были глаза, удлиненного разреза и необычного фиалкового цвета. «Такие глаза в мире только у двух женщин, - говорила мама, - у Элизабет Тейлор и у тебя». Сравнение с Элизабет льстило Эльзе, всегда у нее на стене висел портрет актрисы в роли Клеопатры.

Что произошло на пляже, что произошло после пляжа трудно сказать. Но 48-летнюю потухающую Эльзу закружил, смял, заворожил вихрь страстей. Не вихрь, - вулкан, огнедышащая лава! Без того худощавая, она еще больше постройнела, глаза не просто вспыхивали и горели, а светились постоянным внутренним огнем, она пламенела дивной и страшной красотой предувядания.

Олегу было 29. Шатен с узкими зелеными глазами. Актер местного ТЮЗа. Когда вышел из возраста четвертого дерева и пятой кикиморы в «Аленьком цветочке» и «Царевне-лягушке», стал играть Д,Артаньяна и пирата Джона Сильвера. На момент знакомства с Эльзой эти два персонажа кристаллизовались в нем и выдали миру коктейль чего-то безумно отважного и обаятельно-циничного. Самоуверенного. В общем, того, что безотказно действует на женщину. Семьи у него не было. Жил он в маленькой съемной квартире на окраине города.

Несколько глубоких взглядов и искренней задушевности, подействовали на Эльзу опьяняюще. Через несколько недель он переехал к ней. Они стали жить вместе.

Эльза была прекрасна. Никогда раньше она не цвела так ослепительно. Глядя на нее, язык не поворачивался подумать и сказать что-то плохое. Хотелось, чтобы это состояние продлилось у нее как можно дольше.  Мама осторожно крестила ее вслед, когда она, уходя от нас, не сбегала, а слетала по ступенькам. Все сомнения мамы - «он же молодой, прощелыга, он же поиграет с ней и  бросит, еще и в квартире ее пропишется» - повисали у нее на языке. У Эльзы были такие струящиеся счастьем глаза, что все слова казались бессмысленными и беспощадными.

Скромница в первом браке, осторожная и деликатная женщина во втором, сейчас она будто наверстывала за всю свою


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:56 28.06.2023 (1)
Лямаша, я поняла.
Это - действительно рассказ-взрыв!!!
     16:36 28.06.2023
Спасибо
     20:03 26.01.2023 (1)
1
Как же вкусно написано! Ляман, слов нет - это талант...
     20:05 26.01.2023 (1)
Спасибо, дорогая.
Этому рассказу уже 9 лет...
     20:06 26.01.2023 (1)
1
Такие рассказы живут вечно.
     20:11 26.01.2023 (1)
Я помню эту женщину... Очень добрая и яркая была...
     21:10 26.01.2023
1
Женщин ярких  и добрых много, но далеко не всех так ярко описывают, как ты.
     23:19 25.08.2018 (1)
Ляман, браво! 
     23:33 25.08.2018
1
Спасибо огромное!
     11:11 10.04.2018 (1)
Замечательно- это просто ничего не сказать!Трогательно,душевно и грустно...Спасибо!))
     12:15 10.04.2018
Спасибо огромное!
     22:22 09.03.2018 (1)
Потрясающе хорошо написано! Героиня как живая перед глазами стоит!
Браво, Ляман! 
     17:15 10.03.2018 (1)
Спасибо, Юрий!  От всей души!
     17:17 10.03.2018 (1)
Ваши работы всегда вызывают у меня восхищение. Даже не знаю, что больше - проза или стихи. 
     17:18 10.03.2018
Господи! Стихов я вообще не пишу - это не стихи, так, вирши... Балуюсь рифмами...
Спасибо Вам огромное!
     10:54 04.02.2018 (1)
1
Ну до чего мне нравится этот рассказ - слов нет. Читаю уже наверное третий раз.
     12:08 04.02.2018 (1)
Спасибо, дорогая Магдалина.Это, признаюсь, один из моих любимых рассказов. И ему выпала судьба взять награды на нескольких конкурсах.
     12:10 04.02.2018 (1)
Значит, я не одна так думаю. Если рассказ хороший - ему везде дорога, и на конкурсах тоже!
     13:16 04.02.2018
Спасибо, дорогая!
     01:56 01.02.2018 (1)
1
"Оч. понр" - это не та оценка, что способна выразить мои чувства по отношению к этому рассказу. Да и вообще... Прочитав этот рассказ, не думается о какой либо оценке, да и сама мысль о ней представляется чуть ли не кощунственной... А всё-таки рука дернулась и кликнула.

Есть люди, чью жизнь трудно представить в образе мерно горящей свечи. Таких, пожалуй, можно сравнить с китайским фейерверком. Поднесенная к нему спичка стартует потрясающее зрелище - разноцветный огненный фонтан, вид которого завораживает и зажигает сердца зрителей. Но эта же спичка инициирует скорый и катастрофический финал... Фейерверк, несколько месяцев спокойно дожидающийся в упаковке своего часа, за несколько секунд превращается в кусок обгоревшего картона с запахом сработавшего пороха. Странно, но судьба таких людей незавидна и в то же время способна вызвать зависть. "Белую зависть". Люди с иным зарядом и устремлениями - не все способны постичь движущие силы людей-фейерверков. Никто не пожелает себе столь быстрого конца, но многие по доброму позавидуют урагану чувств и ярчайшему фонтану всепоглощающей любви, которые способны возбуждать в себе и искренне бескорыстно дарить окружающим люди-праздники... при одном условии: если поднести к ним "спичку".

Жалости достоин мир, в котором нет места Любке.

     08:57 01.02.2018
Спасибо Вам, Александр...
Мне даже трудно говорить - ком в горле...
Вы нашли те слова, которыми можно охарактеризовать мою "Любушку"
Девочка со спичками... Счастье только тогда, когда поджигаешь все спички сразу!
Есть песня Розенбаума старая. В ней очень емкие, на мой взгляд, слова:
"Но мне жаль тех немногих забывчивых женщин,
Лишь за то, что не кончилось лето у них..."
Спасибо Вам, что сказали милосердное слово о моей "Любке"
     16:46 01.11.2017 (2)
Произведение западает в душу. Так описывать жизнь и любовь дано не каждому. Про то, что бывают такие цветы, которые весь свой аромат отдают ночью, причём отдают так, будто это происходит последний раз в их жизни, я слышала. А вот про то, что бывают такие женщины - об этом прочитала в Вашем рассказе. Очень понравилось!
     21:42 01.11.2017
Конечно, не трудно! За такое произведение можно голосовать ещё и ещё. (А то, что сообщения теряются - так это с интернетом бывает).
     20:39 01.11.2017
Спасибо большое, Магдалина. Эту женщину я хорошо знала, и она оставила во мне впечатление чего-то необыкновенно яркого, ранимого и прекрасного.
Магдалина, только прошу Вас, если не трудно, продублируйте Вашу оценку, а то не прошла почему-то.
     14:53 17.09.2017 (1)
-1
Очень, очень, очень сильно!!!!!
Спасибо.
     15:17 17.09.2017
1
Спасибо, дорогая моя Гелечка!
     10:24 20.06.2017 (1)
1
Прекрасный рассказ. Ляман. Нет, она не дочь Евы. она дочь Лилит, мне встречались такие женщины. Их просто невозможно представить живущими всю жизнь с одним и тем же мужчиной. Такой была Аврора Дюдеван. Они проживают несколько жизней в одной, они ненасытны в потребности любить. Вы замечательно передали её образ и награды абсолютно заслужены. Поздравляю ещё раз. люблю и целую.
     10:51 20.06.2017 (1)
Спасибо, Танечка. Ваше мнение очень ценно для меня. Я знаю, вы относитесь к прочитанному очень вдумчиво.
Дочь Лилит...
Не знаю, возможно.
Надо подумать.
Мне всегда представлялись дочери Лилит более сильными, самодостаточными, не ведомыми, но всегда ведущими.  Помните отрывок из письма Авроры Дюдеван, будущей Жорж Санд о супружеских отношениях? Я не могу его здесь привести из этических соображений. Но он, как мне кажется, наиболее ясно характеризует ее как очень жесткую женщину мужского склада ума и характера.
Эльза, мне кажется, все же была ведомой. Это была настоящая дочь Евы, но какой-то "неправильный" ее ребенок! С вывертом. Знаете, как на розовом кусте иногда появляется цветок с крохотным зеленым листиком посередине. Считается пороком для цветка, но некоторые находят в этом своеобразную изюминку.
У дочерей Евы, настоящих женщин, все же есть одно великое качество. Терпение. Оно может быть со знаком плюс, или минус, когда терпеливо и хищно дожидаются своего часа, но терпение должно быть.
И чувство Дома Как мне кажется, это то, что характеризует Евиных дочерей.
А у Эльзы было всего слишком много, и самое главное - великое нетерпение сердца.
Огонь, который полыхал в ней, был слишком ярким, слишком высоким. Он и сжег свою хозяйку.
     11:17 20.06.2017 (1)
Я не могу вспомнить кто это говорил о Жорж Санд, что она шла от мужчины к мужчине подобно Дон Жуану. Никто из мужчин не мог дать ей той любви, которой она заслуживали и она охладевала. Вот и Эльза не дождалась. Вы же не ставили своей целью исследования причин разлада с её с мужчинами. дочь Евы приспособилась бы. Знаете моя двоюродная тётя  была очень похожа на Эльзу и умерла также внезапно. Она так любила яркую жизнь со страстями. хорошо одевалась. была хороша собой и в шутку говорила: если умру наденьте на меня самое красивое платье и накрасьте губы. Всё так и случилось. То. что касается Лилит, то она не  была расчётливой (насколько мне известно) Она любила и сострадала всем живым существам и слёзы её рождали жизнь Она не могла любить так, как Ева и поцелуи её дарили смерть. Мне кажется, что образ Лилит сродни снегурочке. Я как-то не очень удачно пыталась  отразить это в стихах. Ваша Эльза замечательный персонаж, в ней и от Евы и от Лилит, т-к. она ваше создание. Ева и Лилит две женские ипостаси, но , как известно, в чистом виде ничего не бывает.
     12:38 20.06.2017
Ой, Таня!!!
Спасибо вам ОГРОМНОЕ за этот чудесный, невероятно великолепный комментарий!!!
Светлая память вашей тете.
Вы знаете, моя мама так же говорила(как ваши слова буквально пронзили мне сердце): "Я накрашусь, оденусь, и на смертном одре буду самой красивой!"
Увы, так не случилось.
Перед смертью мы выбрасывали и прятали зеркала, чтобыона не видела себя. Случайно найденно зеркало она разбила и заплакала...
Помните, Танечка, слова из одной песен Розенбаума:
Но мне жаль
Тех немногих, забывчивых женщин
Лишь за то
Что не кончилось лето у них...
Вот и моя Эльза такая же.. Яркая, незабвенная
Может в этом и есть в ней что-то от дочери Лилит. Неприсобляемость.
Когда-то Чехов изумительно описал свою Душечку.
Вот она была стопроцентной дочерью Евы.
А моя Эльза - в ней много всего и от Евы и от Лилит.
Еще раз спасибо громадное!!!

А сказал это о Жорж Санд, кажется, Моруа. Точно не уверена, но, кажется, он.
Реклама