Глава 6 У каждого своя дорога и судьба
Раскрыты окна, улица бушует,
послушна времени, кисть мастера, бунтует,
покинув королей, вельмож, господ
.... То точками, то странными мазками...
(Бен - Йойлик)
Искусство, как молитва. Оно несёт свободу самовыражения, полёт мысли и наслаждение жизнью.
(Татьяна Дюльгер)
Гойя.
Франсиско отправился в Италию. Правящим принцем Пармы в то время был Филипп, брат испанского короля Карла III. Он задумал украсить свой дворец картинами на античные темы. По его распоряжению Пармская Академии художеств организовала конкурс, где Гойя примет участие, назвав себя римлянином. Он получит вторую премию, не добрав всего один голос, за картину «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии». Первая премия достанется Паоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю будут упрекать за «резкие тона», зато признают «грандиозный характер фигуры Ганнибала».
И в то время ценились родственные связи и были заранее обговорены победители.
В 1771 году Гойя вернётся в Сарагосу, разочарованный и уставший от неудач. Пройдёт несколько месяцев и ему, наконец, повезёт. Он получит свой первый заказ: выполнить серию религиозных росписей в часовне дворца местного графа Габарда де Собрадиель.
Художник будет стараться изо всех сил, чтобы оправдать оказанное доверие. Фрески очень понравятся заказчику. Это станет первым значительным успехом Гойи, как художника.
Потом он будет выполнять эскизы для фресок купола собора Мадонны дель Пилар в Сарагосе. Потребуется всего месяц работы, чтобы создать произведения, поразившие членов комиссии по реконструкции собора. Это будет второй успех Франсиско. Возможно, в этом сыграет роль то обстоятельство, что Гойя выставит цену на свои эскизы на десять тысяч реалов меньше, чем у остальных претендентов. Антонио Веласкес, например, потребует за свою работу 25 000 реалов.
К середине 1772 года художник закончит работу над росписью купола. Фреска, названная «Поклонение ангелов имени Господа», будет выполнена в стиле барокко. Насыщенная многочисленными фигурами ангелов, изображённых в образе прекрасных женщин, разнообразие ракурсов которых подчеркнёт динамику композиции, построенной на непрерывном движении, она принесёт художнику долгожданный и заслуженный успех.
Участие в создании живописного убранства собора Мадонны дель Пилар – поворотный пункт в карьере художника. Так медленно, но верно, главное, упорно, шёл по жизненной лестнице вверх Франсиско Гойя. Но без поддержки и покровительства и в то время приходилось трудно.
Франсиско будет покровительствовать самый знатный арагонец Рамон Пиньятели, чей портрет Гойя напишет в 1791 году.
Гойя станет уважаемым человеком и получит постоянный поток заказов, который так важен для любого художника. Наконец, он добьётся и материального благополучия. Бедствования юности уйдут в прошлое. Но иногда, особенно дождливыми ночами Гойя будет вспоминать Париж, Луи Виже и его беспокойную ученицу.
Следующей работой Франсиско Гойи станет создание целого цикла фресок для монастыря де Аула Деи и церкви ди Менуэль. Именно здесь в течение 1772-1774 гг. он напишет 11 больших композиций на темы из жизни Девы Марии.
Всё это известно нашей Елизавете, странным и необъяснимым образом оказавшейся в сознании Элизабет Виже. Только семь композиций дойдёт до XX века, да и те будут испорчены реставрационными работами.
Франсиско займёт должное положение в обществе и станет самым преуспевающим художником в Сарагосе, о чём он всегда мечтал.
В 27 лет Гойя решит жениться и в начале марта 1773 года художник отправится в Мадрид к своему учителю Франсиско Байеу, чтобы просить руки его сестры Хосефы. Пышная церемония состоится 25 июля того же года.
Глядя на счастливых влюблённых, недоброжелатели Гойи распустят слухи о соблазнении им двадцатишестилетней старой девы Хосефы.
– А что Байеу остаётся, как не выдать свою сестру замуж! – болтали сплетницы.
– Посмотрите, посмотрите! Да у невесты виден животик!
Действительно, Хосефа была уже на пятом месяце беременности. Она, как и Франсиско, не прислушивалась к болтовне окружающих. Молодая жена с радостью отправилась за мужем в Сарагосу, где Франсиско поджидали многочисленные незавершённые заказы.
Через четыре месяца после свадьбы у молодой четы родился мальчик, которого назвали Эусебио, но он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять детей, из которых выжил лишь один мальчик — Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — он пойдёт по стопам отца и станет художником.
Самого же Гойю, по всей видимости, не особо прельщала семейная жизнь – слава и время меняет людей. А возможно, не только это – творческие люди должны чувствовать себя свободными от ограничений и рамок. Гойя вскоре увлекла жизнь при дворе. Но, тем не менее, вместе они с Хосефой прожили почти сорок лет!
Хосефа была преданной женой и заботливой хранительницей домашнего очага. Она мало интересовалась светской жизнью. Достойно сносила трудный характер Гойи, его увлечения и частые отлучки из дома.
Умерла Хосефа тихо в 1812 году. За долгую семейную жизнь Франсиско Гойя написал всего один портрет своей супруги. Он изобразил её молодой.
На портрете лицо простой женщины. Она очень худа. Тёмные волосы, украшены заплетённой косицей. Небольшая чёлка не закрывает лоб. Овальное лицо, длинный нос, широкие брови. Большие глаза смотрят по - детски наивно.
Понятно, что Хосефа была замкнутым человеком – сцепленные руки, прямая, гордая осанка. Она сидит, не облокачиваясь на спинку кресла. Даже не видно, какое у неё платье, хотя рукава из блестящей, дорогой ткани. Плечи Хосефы покрывает лёгкий белый платок – обязательный атрибут замужней испанки.
В 1792-1793 годах в жизни Гойи произошло серьезное несчастье. После поездки в Кадис к своему другу Себастьяну Мартинесу художник перенёс тяжелую болезнь, приведшую его к параличу и частичной потере зрения, а также к полной потере слуха. Поговаривали, что Гойю пытались отравить. Следующие несколько месяцев художник был на волоске от смерти. Его начали посещать видения. Постоянным кошмаром стал «эль янтар» — то ли человек, то ли черепаха, полуденный призрак, предвестник беды. На нервной почве у суеверного Гойи появился страх слепоты.
Уже во время выздоровления Гойя начал работать над серией офортов "Капричос".
– Я делаю это, чтобы отвлечься от болезни, – говорил он. – Я могу дать себе свободу творчеству и работать не на заказ.
С этого времени в работах Гойи стали появляться странные образы, порождённые исключительно его фантазией и показывающие тёмную сторону жизни.
– Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес, – утверждает художник.
После смерти Байеу в 1795 году Франсиско Гойя становится директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Через три года он получает заказ от Карла IV на роспись купола церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Гойя исполнил поручение правителя необычайно быстро, выполнив более тысячи персонажей.
Тем временем он продолжает писать портреты аристократов, отличающиеся своей правдивостью и никогда не приукрашивая свои модели.
– Я рано осознал, что вижу мир не так, как другие люди, и не боюсь переносить свой взгляд на холст.
И уж, конечно, Гойя не терпел никакого диктата.
– Честь художника очень тонкого свойства. Он должен изо всех сил стараться сохранить её чистой, так как от репутации его зависит всё его существование; с того момента, когда она запятнана, счастье его гибнет навсегда, — говорил художник.
Когда в 1808 году Наполеон оккупирует Испанию, Гойя отобразит эти события в двух своих знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе написаны около 1814 года).
В последней картине – центральная фигура человека в белой рубахе — это автопортрет Гойи или портрет Испании, что одно и то же. Испании, не вставшей на колени перед французскими захватчиками. Солдаты стреляют залпами, повстанцы привязаны к столбам, мёртвые тела обвисли на веревках, и вот один обречённый выходит вперед. Это он, Гойя распахнул руки как распятый Христос. Надежды нет – есть только крик:
– Стреляйте, вот я! Я вас не боюсь! Да здравствует свобода!
Этот бесстрашный крик слышится века.
В 1814 году, после ссылки Наполеона на остров Эльба, Гойя уже знал, что реставрация монархии неизбежна. После прихода к власти Фердинанда VII ему удалось сохранить должность придворного художника, однако новый монарх не вызывает у него восхищения. Всё больше времени он проводит у себя на вилле, стены которой сам расписал маслом, создав 14 уникальных художественных панно, на которых преобладает дьявольское начало.
А в 1815 году случилось то, чего Гойя панически боялся всю жизнь: до него доберётся святая инквизиция. На допросе Гойю спрашивали о его «Махе обнаженной», найденной при обыске в доме Мануэля Годоя. Дальше допроса, к счастью, дело не пошло — за Гойю вступился сам король, желавший, чтобы знаменитый художник написал его парадный портрет.
До конца своих дней Гойя не забудет этого допроса. Он перестанет общаться с людьми, и больше не будет писать на заказ.
Гойя, наконец – то, как он давно мечтал, построит по своим эскизам виллу в пригороде Мадрида — мрачное строение, которую позже назовут «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
– Этот дом населён призраками, – скажет сын Гойи Хавьер.
Он вырос и вскоре женится на дочери богатого купца и решит поселиться отдельно от отца.
Гойя тем временем познакомится с женой предпринимателя Леокадией де Вейс. Она поселяется в «Доме глухого» на правах домоправительницы. Через год у них родится дочь Мария Росарио.
Опять поползли слухи:
– Гойя воспитывает чужого ребёнка!
Но он давно не прислушивался к сплетням и кривотолкам. Он не признаёт девочку официально, но будет относиться к ней как отец. Росарита, как нежно называл её Гойя.
Боясь преследования нового правительства, а не слухов, 78-летний художник с Леокадией и дочерью навсегда покидает Испанию и поселяется в небольшом домике, окружённом садом, в предместье французского города Бордо. Здесь Гойя вновь обретает спокойствие духа и проводит последние годы своей жизни.
Не на заказ, а по своему усмотрению он пишет портреты своих друзей-иммигрантов. Кроме того, Гойя осваивает технику литографии и создаёт серию, посвященную бою быков – «Бордоские быки». Не задолго до смерти художник совершит путешествие в Мадрид, где навестит сына и внука.
16 апреля 1828 года на семнадцатый день после своего 82-го дня рождения Франсиско Хосе де Гойя умирает.
Он не знает, что победил – да и победы никакой не искал. Правота не нуждается в торжестве. Побеждают на рынке, а искусству достаточно просто того, что оно есть. (1)
В год своей смерти Франсиско Гойя напишет:
– У меня не было других учителей кроме собственных наблюдений в мастерских других художников и знаменитых картин Рима и Испании, откуда и извлёк наибольшую пользу.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Правота не нуждается в торжестве. Побеждают на рынке, а искусству достаточно просто того, что оно есть.
Анечка, прекрасные слова . Интересен рассказ о Ф. Гойя.
И прекрасная работа о женщинах- художницах. Да вообще- супер!