Сказ про невесту Царя Морей
Далеко, ох, как далеко от Большой Земли затерялся в северных водах Баренцева моря этот остров. Жители побережья забыли, или даже, знать не знали, как его называли прежде. Знали лишь, что окружали этот остров другие острова с диковинными именами – Мёртвого оленя, Нерпы, Зуба… И правда, зубов было много и на самом острове. Акульих, острых, смертоносных. Но они уже никому не могли принести вреда, поскольку были не в акульей пасти, а в каменных бусинах. Или в слезах.
Давно это было… Люди слышали и передавали из уст в уста, что наплакала эти каменные слёзы невеста Царя Морей... Вот про неё и будет мой сказ…
Одной бесконечной северной ночью в чуме немолодые муж и жена вели неспешный разговор.
- Как долго тянется эта ночь… Хоть дожить бы до тёплых деньков…
- Ты, старая, не гневи Царя Морей! Благодари его за то, что он позволил мне летом наловить много рыбы. Хвала царю, мы дотянем с вяленой рыбой до лета. А там я снова поплыву рыбачить…
- Куда тебе, старый, рыбачить… Ты уже еле ходишь… И видеть плохо стал… Ой, не дотянуть нам до лета…
- Тьфу на тебя, глупая! Не гневи Царя Морей, я тебе говорю! А то он заберёт Яляне - нашу радость, нашу надежду, наш солнечный луч*… Тут старик глянул с нежностью на накрытую шкурой белого медведя дочь. И он был прав: второй такой красавицы Север давно не родил. Даже не видя чёрных сияющих глаз спящей девушки, от неё невозможно было оторвать взгляда. Белоснежная кожа лица, тонкие соболиные брови, алые пухлые губы, толстая чёрная коса – эти достоинства нельзя было переоценить. А, если ещё к этому добавить высокую грудь, тонкий стан и стройные ноги, скрытые под тёплой одеждой, то становилось понятным, почему старики так дрожали за свою дочь. Они, конечно, надеялись её выдать замуж за богатого местного князька. Тогда и их ожидала бы обеспеченная старость, и дочке почёт и благодать.
Но, видать, у морского царя-чудища были другие планы. Он сам не раз посылал северные ветры на разведку. И они неоднократно облетали все острова и Большую Землю в поисках девушки, достойной стать невестой самого Царя Морей. Вот и успели они потрепать нежные щёчки нашей красавицы ещё прошлым летом. Задумав увести девушку в свой подводный терем, Царь Морей смилостивился над её престарелым родителем, закидав целый чёлн рыбой чуть ли не своими собственными ручищами-плавниками.
Наконец, решило это чудище морское послать своих сватов, белых медведей. Нет, никто, конечно, не знал про то, что сваты - оборотни. В чум зашли двое крупных мужчин в расшитых тулупах и песцовых шапках. А вот из вод морских во тьме кромешной выходили самые что ни есть настоящие белые медведи. Только они быстро встали на задние лапы и за несколько секунд преобразились в мужиков.
Зайдя в задымленный чум, сваты невольно поморщились. Но не дым их смутил, конечно. Им не понравилось, что весь чум изнутри был выстлан… шкурами белых медведей.
Первый сват низко поклонился старикам. Потом обратился к отцу девушки:
- Шкуры эти ты добыл?
- А как же, - приободрился старик. Было дело, это когда я ещё женихом ходил, был сильным…
- Ну-ну… Ладно, что было, то было… Мы к вам пришли от самогО, от владыки морского…
У стариков подкосились ноги.
- Говорил я тебе, старая… Начал было старик.
- Так вот, - продолжал первый мужик. Мы – сваты великого Царя Морей. Он влюбился в вашу дочь и хочет взять её в жёны.
Старуха, рыдая, упала на колени.
- Не надо, женщина, не благодари. Радуйся, что тебе такое счастье выпало!
- Какое же это счастье, когда нашу Яляне увезут и утопят в морской пучине…
- Глупая женщина! – и тут второй сват так сердито глянул на старуху, что она и притихла.
- Наш господин ничего плохого не сделает вашей дочери. Он её сделает морской царицей.
Старики обречённо опустили головы. Почтительно молчавшая во время разговора девушка спросила:
- А какой он, Царь Морей?
Сваты оживились, и стали наперебой расхваливать царя. Под конец они вышли из чума на короткое время. Старики молча переглядывались, не смея возразить почётным гостям.
Вернувшись в чум, сваты позвали родителей девушки и показали им девять прекрасных оленей, осветив их светом факела. А поодаль от чума стояли новенькие нарты.**
- Если отдадите вашу дочку, эти олени с нартами будут ваши. Старик зажмурил свои и без этого узкие глаза, представив себя каюром,*** лихо управляющим этой великолепной рогатой девяткой, другим жителям острова на зависть.
Поверив речам сватов и видя повеселевших родителей, девушка прошептала матери на ухо, что согласна выйти за Царя Морей. Но при одном условии. Мать, в свою очередь, прошептала услышанное мужу.
- Мы согласны отдать Яляне Царю Морей в жёны. Только пусть он сам придёт её сватать.
Сваты обещали передать условие своему господину. И умчались на оленях к морю. Теперь в морскую бездну ушли не только медведи-оборотни, но и олени, превратившиеся в нерп. Нарты просто рассыпались белым песком у кромки воды.
Белые медведи-сваты передали царю просьбу девушки. И он стал думать, как ей понравиться. Он, в силу давнего проклятия Морского Бога, не мог превращаться в человека. А в нынешнем своём виде он был страшен.
Снова обратился Царь Морей к ветрам. Полетели северные ветры по всем островам холодного моря. Заглянули в каждый чум. С трудом, но нашли того, кого искал их господин. Молодого оленевода по имени Ясавэй.**** Высокого, сильного и уверенного в себе. На сей раз, сваты-оборотни заглянули уже в его чум. И стали сватать свою невесту. Девушку дивной красы. Загорелся оленевод. Давно мечтал он о такой жене. Согласился поехать со сватами к девушке. И даже не обратил внимания на их просьбу-условие; называться царем...
Так и состоялось знакомство красавицы с «царем». Полюбили Ясавэй и Яляне друг друга с первого взгляда. Оленеводу-«царю» не терпелось увезти невесту в свой чум. И девушка уже было готова прыгнуть в пучину морскую...
А сваты этого и ждали. Но, сначала сказали молодым повременить несколько дней, пока царь не подготовиться к свадьбе. На самом же деле они хотели убить оленевода и увести девушку далеко в море.
Невеста подслушала разговор сватов-медведей возле своего чума и решила защитить ставшего милым её сердцу жениха. Но не знала она всей силы морского чудища. Не помогли оленеводу и её уговоры не идти со сватами. Силой сильною потащили юношу к воде. И продолжали затягивать всё глубже и глубже, обернувшись белыми медведями.
А красавица металась по берегу, истошно кричала и рвала на себе одежду.
- Злой царь! Я тебя ненавижу! Никогда не буду твоей! Сгинь с нашего края! Больше не появляйся в водах морских! Верни моего Ясавэя!
Разозлился Царь Морей, услышав подобные речи, и тотчас же приказал самой большой акуле разорвать юношу на части.
Яляне хотела прийти на помощь, но неведомая сила держала её на берегу. Она стояла на месте, её ноги отяжелели и, будто, примёрзли ко льду.
А Ясавэя акула растерзала на глазах у девушки. Почувствовав вдруг, что больше ничто не удерживает её, Яляне бесстрашно вошла в бурлящую от крови её любимого воду. Потом открыла акуле пасть с непонятно откуда взявшейся, силой исполинскою и стала выдирать один за другим острые зубы. Раскидала их по воде. Но, всё равно, не смогла вернуть своего жениха. Вернулась на берег, горько рыдая. Посмотрела своими чёрными сияющими глазами на море в последний раз и застыла, теперь уже навечно, красивой белой глыбой. А акульи зубы волнами прибило к берегу и покатило дальше, до этой самой глыбы. Пока зубы катились, их плотно обволакивали песок и мелкая галька. Вот так и остались лежать с тех пор каменные слёзы прекрасной Яляне с акульим зубом в каждой слезинке-шаре. И стал для северных народов акулий зуб амулетом, защищающим от сглаза и колдовства.
Отсюда и пошла молва о камнях-сферолитах на далёком острове Чампа в Земле Франца-Иосифа.
* Яляне "свет-женщина" (по-ненецки) (когда рождение дочери в семье сравнивали с лучом солнца).
**узкие длинные сани.
***погонщик упряжной нарты.
****Ясавэй "знаток местности" (по-ненецки).
Август 2015 года.
|
Хорошее получилось сказание, хоть и закончилось грустно.