Произведение «Брежевская "Малая земля" - совершенно достойная книга! (разговор с культурологом)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 574 +1
Дата:

Брежевская "Малая земля" - совершенно достойная книга! (разговор с культурологом)


Сегодняшний день, четвёртое сентября, для советской литературы – знаковая дата: исполнилось ровно 35 лет подписыванию в печать вниги Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева «Малая земля».
- Сергей Владимирович а вы читали эту книгу? - спрашиваю моего давнего знакомого и соавтора книг, культуролога С.В. Коновалова.
- Конечно. Когда она появилась, я был старшеклассником, а книга была включена в школьную программу.
- И какое она произвела на вас впечатление?
- Тогда, естественно, негативное.
- Почему «естественно»?
- А потому что Брежнев к тому времени стал уже явно смехотворной фигурой. Все прекрасно понимали, что САМ ничего не мог написать.
- Позже её не перечитывали?
-Знаете, перечитал! Лет десять назад! И мнение своё в корне изменил! Не шедевр, конечно, но вполне читаемая книжка! И Брежнев в ней прописан не этаким былинным богатырём, а совершенно нормальным человеком, воином, мужчиной, наконец. И в описании тогдашних боёв под Новороссийском и в самом городе  я не увидел никакой утрированности, а  уж тем паче - слащавости и приукрашенности. Отличный литературный, даже скорее-  литературно-журналистский язык. Ведь писала-то книгу бригада из то ли семи, то ил восьми человек - журналистов из «Известий», «Правды» и АПН. Странно, но ни одного тассовца! Вспомнил: в начале 2000-х годов появилась версия о том, что за Л. И. Брежнева трилогию создали «литературные негры» . Согласно этой версии, «Возрождение» написал известный очеркист Анатолий Аграновский, «Малую землю» — публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин, а «Целину» —«правдинец» Александр Мурзин.
- Вас это не смущает?
- Что?
- Литературные «негры».
- А почему меня ЭТО должно.смущать? Такое в литературном процессе практиковалось и практикуется сплошь и рядом. Они же не докторскую диссертацию «лепили» «дорогому Леониду Ильичу»! Тем более смешно говорить о «неграх» в наше время, когда всякая мало-мальски заметная шавка покупает себе кандидатскую или докторскую и не считает это за постыдство!
И кстати, ещё о литературном языке «Малой земли». Он БЕЗУПРЕЧЕН! Вот что значит профессионалы! Они бы никогда не написали, скажем, «сЕмбиоз» или «киднеПинг»!
- А это-то при чём?
- При том самом. Недавно совершенно случайно прочитал рассказ одного современного подмосковного «известного» писателя». Боже мой! Это даже неграмотностью назвать нельзя! А он, между прочим, как сказано в аннотации, член Союза писателей, редактор литературного издания! Хотя всё правильно: каков ЧЛЕН, таков и СОЮЗ, таков и ЖУРНАЛ.
- Фамилию не назовёте? И название журнала?
- А зачем? Пусть живёт. Пусть «ваяет». «Инженер человеческих душ» с большой жирной двойкой по грамматике.
- Меняем эту щекотливую тему. Ещё один камень в «огород» советского агитпропа: совокупный тираж «Малой земли» превысил в те времена 11 миллионов экземпляров. Даже по советским временам цифра не просто большая – ГИГАНТСКАЯ!
- Я не вижу в этом никакой трагедии для нашей тогдашней литературы, и уж тем более - для полиграфической промышленности. Разве мало дерьма тогда выпускалось? Разве мало дерьма выпускается сейчас? И ещё неизвестно, когда литературного дерьма было больше (или есть).
- Вопрос, может быть, наивный, но всё же: «Малая земля» для сегодняшнего и следующих поколений безвозвратно, что говорится, похерена?
- Почему? Я верю, что когда-нибудь мы всё-таки узнаем ПРАВДУ о Великой Отечественной (или, по крайней мере, появится возможность ей узнать). Вот тогда-то именно МЕМУАРНАЯ литература, ЛИЧНЫЕ воспоминания фронтовиков ( в том числе, конечно, и Леонида Ильича) будут востребованы, как самый ценный  и правдивый источник для получения и узнавания этой самой, извините за тавтологию, ПРАВДЫ.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:40 04.09.2015 (1)
Вот так-то!
     10:07 05.09.2015 (1)
3
Да, так-то вот.
     10:53 05.09.2015 (1)
1
Дневников на войне я не вёл.
Вполне приличное начало "Малой земли".
Всё к тому времени уже забыли, что дневники были запрещены.
Книжки написаны на вполне достойном литературном уровне.
Правда, в оборот успели запустить лишь "Трилогию" остальные остались без паблисити.
А там же ещё штук пять книг. Последние выходили при Андропове ничтожным тиражом.
Реальные авторы сейчас, поди, все тоже отошли в мир иной. Но поработали они здорово. Кстати, гонораров они не получили.  Приварили биографию Брежнева к выигрышным страницам истории страны. И это, в принципе, соответствует действительности. Правда, целину начинал Пономаренко, будучи первым. Но потом Брежнев его сменил.
     11:17 05.09.2015 (1)
3
Александр, а зачем им гонорары? Авторство, то есть, это "написательство" книг ВОЖДЯ им такие возможности отрывало, что и  деньги не нужны!
     11:25 05.09.2015 (2)
1
Само собой. Они не остались в обиде.
Но это бы помогло сейчас выявить истинных авторов. Называют чуть ли не десяток имён. И в разных комбинациях.
Как писались статьи и доклады - это известно. Кстати, брежневские речи в литературном отношении были достойно слеплены. И умно. Как речи. Исполнитель подводил.
     11:35 05.09.2015 (1)
4
Добавляю. Вы же наверняка прекрасно знаете возню вокруг авторства "Тихого Дона. И чем она закончилась? А ничем! Шолохов как был, так и остаётся.
     11:42 05.09.2015 (1)
1
С Шолоховым вопрос именно политический. Это же наша единственная нормальная Нобелевка.
Одни всё равно будут оспаривать. Другие - защищать.
Есть же и Гомеровский вопрос. И вопрос об авторстве пьес Шекспира.
И с евангелистами не всё ладно.
Это совсем и не плохо. Больше интереса.
     12:58 23.11.2015 (1)
1
Это Солженицын, сучёныш, подгадил. Кстати, недавно посмотрел документальный фильм о Шолохове, так ведущий, его биограф (не помню фамилию) сказал, что вопрос о авторстве закрыт окончательно, потому что провели на самом высоком уровне не только лингвистическую, но даже и графологическую экспертизы, и практически на сто процентов доказали, что автор - именно Шолохов.
     13:16 23.11.2015
так ведущий, его биограф

Что ещё мог сказать ведущий биограф Шолохова. Это для него символ веры.
Я лично считаю, что вопрос не столь уж принципиален.
Книга есть. Иных реальных претендентов на авторство нет.
Не исключено, что Шолохова опекали. Но в этом ничего плохого нет.
Конечно, разница между "Тихим Доном" и "Поднятой целиной" очень существенная. Но "Целина" - это уже другая эпоха.  "ТД" опирается на реальность первой мировой, революции и гражданской войны. "ПЦ" опирается на чудо о коллективизации.
А у нас в стране Нобелей без скандала быть не может.
     11:34 05.09.2015 (1)
3
И опять не пойму (поверьте, пишу это без всякой иронии): а КАКОЙ СМЫСЛ в выявлении эти истинных авторов? Кому это надо?
     11:38 05.09.2015
1
Понятно, что политического значения это не имеет. Но факт биографии известного литератора.
     12:24 23.11.2015 (1)
Согласен. Отличная книжка. Жаль, что мало... Тогда у Л.И. не было таких возможностей лит. общения, как у нас; и никто ж из них, гадов, не подсказал...
     13:00 23.11.2015
2
Я сомневаюсь,что он очень уж нуждался в этом самом лит. общении (да и зачем ему?), но своё дело он сделал: под книжкой подписался.
Гость      12:09 05.09.2015 (1)
Комментарий удален
     13:40 05.09.2015 (1)
Спасибо, Марта. А замечание  обязательно учту. Потому что оно действительно ДЕЛЬНОЕ.
     13:42 05.09.2015
Нетрудно УЧЕСТЬ. Труднее выполнить.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама