Алмаз в красном
Ч.3 В лучах открытий долгожданных
Богатство мира – в оригинальных людях.
(Томас Карлейль)
В лучах открытий долгожданных
Видны страданья прошлых мук.
(Григорий Александров)
От неудач к новым свершениям
Поражение в войне с английскими колониями повлияло на перемену общественного мнения. До этого большинство британцев достаточно равнодушно относились к многочисленным нарушениям, допускаемых Георгом III. Он самовластно распоряжался государственными должностями, портфелями министров и церковными имуществами.
О деспотизме короля раньше писали и говорили только виги. Теперь деспотом короля называли все. Англичане собирались на митингах и провозглашали:
– Требуем правильных выборов!
Центром, объединявшим противников самовластья Георга III, стала Палата Общин, где заседали в основном виги. Это было единственным местом в Великобритании, куда не мог войти король. Эту традицию ввели депутаты после того, как в 1642 году король Карл I попытался арестовать пятерых членов Палаты Общин за антироялистские взгляды.
Король так переживал потерю власти и постоянно твердил:
– Меня называют деспотом? Требуют выборов?
Обычно очень собранный, он ходил потерянный из угла в угол в своих покоях. И наконец, решительно заявил:
–Я отрекусь от престола и уеду в Ганноверское курфюршество.
Но эта угроза не произвела на англичан никакого впечатления. И Георг вынужден был смириться.
– Терпение, мой король, только терпение, – советовал ему оставшийся верным Георгу Фредерик Норт. – Я вас не оставлю.
В 1783 году Норт заключил союз с вигами во главе с Фоксом и вернулся в правительство. И только ухудшающееся зрение заставило его через три года окончательно отойти от активной политической деятельности.
В 1784 году во главе правительства встал Уильям Питт-младший.(1) Он держал себя по отношению к королю почтительно, но твёрдо. К власти в парламенте пришли тори. Георгу на много лет пришлось смириться с властью Питта Младшего.
Георг видел себя как бы со стороны – Уильям был старше короля всего на один год. Впервые Питт возглавил кабинет в 25 лет и стал самым молодым премьер-министром Великобритании за всю историю страны.
Питт Младший, так же как Георг работал над государственными делами и днём, и ночью. В Англии начинается период процветания и материального прогресса.
Жизнь не стоит на месте. Даже неудачи подталкивают к новым свершениям. Голубому бриллианту Око Бхайравы было интересно наблюдать за последующими событиями в Великобритании, благо его осколков – «глаз» было ой как много!
Подъём в экономике, технические новшества – всё это было так неожиданно и непривычно для меланхоличного Георга III . Он не успевал следить и тем более контролировать происходящие изменения, что вызывало у него резкие перепады настроения и внутреннее беспокойство. Казалось, что он предчувствовал что-то, а что, никак не мог понять.
Но всё по порядку.
Начало промышленного переворота
Мало что изобрести – нужно ещё, чтобы кто-то оценил изобретение и хотя бы украл его.
(Кароль Ижиковский(2)
Потеря английских колоний, как рынков сбыта привели к дальнейшему разграблению Индии. Оттуда вывозилось золото и драгоценные камни, что привело к значительному росту богатства английской буржуазии и чиновников.
Разбогатевшие предприниматели вкладывали свои капиталы в мануфактуры. В них широко начинает применяться разделение труда: каждый рабочий в совершенстве овладевал одной, нередко мельчайшей операцией.
Изобретатели – рабочие и мастера пришли к мысли, что руку человека можно заменить машиной. Появились новые инструменты и механизмы. В стране намечается промышленный переворот, положивший начало переходу в экономике от мануфактуры к фабрике.
Одним из самых важных изобретений стало усовершенствование ткацкого станка.
Джон Кей, (3) работавший раньше ткачом, а потом механиком, ещё в 1733 году изобрёл летучий челнок. Это позволило изготовлять более широкую ткань. У станка теперь работал только один человек, а не двое и челнок двигался быстрее. Это увеличило производительность труда в 2 раза, а значит хлопчатобумажных и шерстяных тканей производилось больше.
Но вот беда, ускорение производства создало нехватку пряжи. Возникла острая необходимость усовершенствования процесса прядения.
Как говорится, стоит только потянуть за ниточку, и появятся новые проблемы. Встал вопрос о создании прядильной машины. Эту задачу решил Джеймс Харгривс. (4)
Он работал плотником и ткачом на обычном ручном станке на ткацкой мануфактуре в городе Блэкберн.(5) С начала 1760-х годов Англию стали завозить дешёвые индийские ткани, борясь с конкуренцией и как истинный англичанин, Харгривс задумался над усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 году он соорудил механическую прялку, но это лишь незначительно ускорило процесс прядения.
Однажды к Харгривсу в цех пришла жена с пятилетней дочерью Дженни. Принесла мужу обед, так как он, собираясь утром на работу, забыл котомку, которую ему собрала жена. Последнее время Джеймс был очень рассеянным, его занимали мысли о новом станке.
Харгривс отвлёкся, и тут любопытная Дженни опрокинула прялку. Девочка так испугалась, что заплакала. Мать бросилась к дочери, а Харгривс увидел, что одно колесо прялки продолжает крутиться, а веретено по-прежнему прядёт пряжу, находясь не в вертикальном, а горизонтальном положении.
Это толкнуло Харгривса на создание механической прялки, которую он назвал в честь дочери «Дженни». На этой машине один работник мог ткать полотно из нескольких разных нитей – шерстяных, хлопковых и льняных.
Прялка «Дженни» представляла собой механизм, обеспечивавший одновременное вытягивание и скручивание нити. Прялка приводилась в движение одним рабочим и производила в шесть раз больше пряжи, чем обыкновенная прялка за то же время. Производительность труда прядильщика возросла в 18-20 раз. Каждая новая прялка такого типа лишала работы как минимум пять прядильщиков.
Харгривс успел продать несколько экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных ткачей. В 1768 году они разгромили дом изобретателя и сломали оборудование. Хорошо, что ни жена, ни дочь не пострадали.
Тогда Харгривс с семьёй был вынужден переехать в Ноттингем(6). В этом старинном городе он совместно с владельцем ткацкой мануфактуры Томасом Джеймсом, заинтересовавшимся новой прялкой, построил небольшую ткацкую фабрику. В 1770 году Харгривс получил патент на свое изобретение и стал одним из первых фабрикантов.
Но прялку «Дженни» нужно было приводить в движение. Пока это достигалось за счёт силы мускулов рабочего, поэтому дальнейший рост производительности труда был ограничен. Необходимо было искать более мощные источники энергии.
В 1771 году предприимчивый Ричард Аркрайт (7) основал предприятие, где машины, подобные прялке «Дженни», приводились в движение при помощи водяного колеса. Это уже была не мануфактура, а первая в истории фабрика – промышленное предприятие, где основные операции осуществляются машинами.
Ричард Аркрайт родился в многодетной семье портного Томаса Аркрайта – главы союза ремесленников Престона. Ричард был младшим из 13 детей и из-за недостатка средств не ходил в школу. Читать и писать его учила двоюродная сестра Элиза.
Он занимался с большим рвением, использовал для занятий любую свободную минуту, отец пытался привлечь мальчика к своему делу.
– Я вырасту и стану богатым, – столько раз мысленно повторял эту фразу маленький Ричард.
Ремесло портного его не интересовало, но он научился делать причёски, сначала Элизе, потом своим старшим сёстрам.
– Ричи! Как у тебя это хорошо получается, – восхищались они.
Сёстры и уговорили отца отдать мальчика в ученики к парикмахеру Киркхаму. Через несколько лет Ричард становится самым модным мастером. К молодому парикмахеру начинают записываться в очередь. Кирхейму это не нравится. Он злится:
– Этот мальчишка переманил к себе всех моих постоянных клиентов!
Ричард это видит и уходит от своего учителя. Но прежде всего он поблагодарил его.
– Сэр! Огромное спасибо вам за заботу обо мне, – сказал юноша. – Всё, чего я достиг, это результат вашего труда. Я всем буду рассказывать, какой вы хороший учитель!
Так Ричард решил не настраивать против себя человека, который помог ему найти себя и своё дело в жизни, как он считал.
К тому же скопилась небольшая сумма денег и 18-летний Ричард открывает собственную парикмахерскую в Болтоне. Здесь он сделал первое своё изобретение – водостойкую краску для париков. Краску хорошо раскупали. Но тут у него появилось новое увлечение: механика.
Совсем недавно Ричард женился, очень удачно, как считал он. Девушку звали Кейт, она искусно вязала, и Ричард задумал усовершенствовать процесс прядения. В 1769 году он изобрёл прядильную машину «Waterframe» и зарегистрировал на неё патент.
Женившись во второй раз на богатой наследнице, Аркрайт нашёл двух партнёров, с помощью которых организовал в Кромфорде промышленное применение «Waterframe». На фабрике было установлено несколько тысяч веретён и работало до 300 человек. Рабочие здесь управляли машинами, подавали сырьё (хлопковую вату), собирали и паковали готовую продукцию.
Аркрайт объединил в единое целое источники энергии, станки, недорогой труд и новое для своего времени сырье – хлопок – что позволило ему впервые в истории создать массовое производство пряжи. Фабрика Аркрайта в Кромфорде считается первой в мире фабрикой современного типа.
Для того времени это было экспериментом: ряд связанных между собой зданий, вытянутых вдоль обрыва, использование силы воды из небольшого ручья Бонсолл-Брук и пруда Кромфорд.
Для привлечения молодых сильных рабочих, которые так необходимы новому производству, Аркрайт строит дома для них и их родителей.
Эта идея была повторно использована для строительства второй фабрики в Кромфорде в 1776—1777 годах. Таким образом, была сформирована концепция индустриальной общины, которая затем многократно повторялась в других поселениях долины.
Это интересно
По приказу английского адмиралтейства с 1776 года при производстве канатов для военного флота в них должна вплетаться красная нить, чтобы её нельзя было удалить даже из небольшого куска каната. По всей видимости, эта мера была призвана сократить воровство канатов. Отсюда происходит выражение «проходить красной нитью» о главной мысли автора на протяжении всего литературного произведения, а первым его употребил Гёте в романе «Родственные натуры».
В 1784 году фабрику Ричарда Аркрайта посетил Эдмунд Картрайт. (8) Он так заинтересовался прядильным и ткацким делом, что пошёл дальше и изобрёл чесальную машину с паровой обработкой волокнистых веществ, а также паровую машину, в которой вместо паров воды действовали пары алкоголя.
4 апреля 1785 года Картрайт получает патент на механический ткацкий станок с ножным приводом. 50 английских фабрикантов подают в парламент
| Помогли сайту Реклама Праздники |