Такая вот краткая предыстория, того побуждающего фактора, который и засадил меня за написание этих воспоминаний.Скажу откровенно - надоело давать ответы в интервью, на одни и те же вопросы.Хорошо, что ещё за личную жизнь не мытырят, не то совсем было бы плохо.
Как Вы поняли , уважаемые читатели - почти всё это было шутка исходящая от моего характера, ну разве что кроме выставки и того назойливого репортёра.А если говорить серьёзно, то мне и самому до сих пор не понятно, как я смог достичь таких успехов в своём творчестве.Скажу честно есть чем гордиться - более тысячи написанных картин, двадцать персональных выставок из них несколько за границей, звание народного мастера и членство в нескольких творческих союзах - хотя скажу честно - я туда особо и не стремился вступать.Пригласили - вступил, потому, как добрый я, ну не могу людям отказать.Хотя стараюсь в их общественной жизни не участвовать - не останется время на творчество.
Молодые авторы - примите это к сведению, как добрый совет от мастера.
В начале своего творческого пути я любил, прохаживаясь возле развешанных на стене в зале музеев и галерей своих картин, с умным выражением на своём одухотворённом лице, несколько украшенным шрамами ( память о бурно проведённой на боевых службах молодости ) рассказывать, ошарашенным от произведённого эффекта моих работ, корреспондентам, какой я был в детстве вундеркинд, не выпускающий из рук баяна и кистей с карандашами.Вы не поверите, но я чуть было не закончил музыкальную школу по классу баяна, но не судьба - помешало не серьёзное восприятие жизни и живость характера, которые довели меня, вместе с самопалами, до детской комнаты милиции. И если бы не отец моего товарища, фронтовик и отставной работник комитета, пилил бы я сосны на родине своего отца в России.И пропал бы я для искусства.Президентом может быть какой-нибудь страны и стал бы , а вот для искусства, скорее всего что погиб.
Так вот скажу, как на духу, до двадцати лет ( пока не попал на службу ) я в руки не то что красок, даже фломастера не брал.Не моё.Спорт, лёгкая атлетика и бокс, винчик, водочка и бабы, чем не жизнь!?Таки есть же за что вспомнить.Но, увы всё в прошлом.Хотя... может на этом фундаменте и базируется моя изощрённая фантазия - отточенная на умении выживать в экстремальных условиях, которых на боевых службах было в преизбытке и предостатке.
Дальше мы делаем перерыв, потому как к искусству те события что происходили в моей жизни отношения не имеют, разве что окончание Московского университета искусств и попытка поработать в школе по специальности, так спасибо тем трём алконавтам, которые пропили в Беловежской пуще Союз.И чем он им помешал!?Пришлось засунуть свой диплом вместе с приватизационными ваучерами в панельную щель, полученной благодаря Горбачёву квартиры и заняться коммерцией.Вот уж где полёт фантазии.На дворе лихие девяностые, лютуют мусора и рэкет и кто из них кого опаснее неизвестно.Вот уж где пригодились мои навыки полученные в молодости на улице, ну и на службе конечно тоже лишними не оказались.Сначала стреляют, а потом, ну те кто остался в живых, трут тёрки, пардон занесло - выясняют отношения.
А у меня корреспонденты спрашивают, как я дошёл до такой жизни и достиг в искусстве тех высот.Они наверное думают, что я всю жизнь просидел в мастерской и кроме запаха льняного масла и красок больше ничего в жизни не нюхал.Наивные люди, я потому и считаюсь художником-баталистом, что до сих пор по ночам в кошмарах отдаю свой интернациональный долг в стране где молятся на Восток, что потом ярко и отражается в моих рассказах и картинах - отсюда и такой эффект их восприятия.
Не помню кто из искусствоведов сравнил мою манеру письма, с манерой Пиросмани.Лестно конечно, но не согласен.Я не думаю, что Пиросмани столько пережил, сколько пережил я .У нас разный жизненный опыт и как итог - разная вложенная в картины энергетика.Такой энергетикой обладают некоторые работы Пикассо, особенно те, во время работы над которыми он калечил своих моделей. Думаете опять шучу?Думайте так и дальше.Я пытался не писать на эту тему и не вкладывать в своё творчество такой энергетический посыл - не получается, прошлое не отпускает.А вы думаете, как создаются шедевры - взял краски, кисточку помакал её в краски повозил по тряпочке ...и шедевр готов?В настоящую работу, мастер вкладывает часть своей бессмертной души и не только. Это относиться не только к картинам, к моей литературе и всему творчеству в целом.Потому, что кроме всего того, что я перечислил, я ещё и занимаюсь миниатюрной скульптурой.Талантливый человек - талантлив во всём. И нечего этого стыдиться и скрывать свой талант- это второй совет молодым авторам от мастера. На каждый товар есть свой покупатель - сиречь поклонник автора, но как же он сможет найти своего автора, если автор пишет в стол или сундучит картины не выставляя их на персональные выставки?
-Так когда же Вы написали свою первую картину?
Вот первый вопрос который не даёт покоя ни мне , ни тем людям которые мытарят меня по персональным выставкам.Как на него можно искренне ответить - честно говоря не знаю.Потому, как хочется нам или не хочется, а рисовать нас заставляют ещё с детского сада на какие-нибудь выставки детского рисунка.А вообще серьёзную первую работу я сделал в Тартусе, в лазарете, куда влетел на месяц подлечить пошатнувшееся здоровье.От скуки я взялся перерисовать картинки в альбом.Потом ко мне положили моего земляка и он уговорил меня переколоть ему старую наколку, что я с помощью туши и тупых иголок выполнил мастерски.Во мне оказывается спал талант татуировщика.Лучше бы он и не просыпался.Вместо того, чтобы заниматься своим здоровьем мне пришлось работать как шахтёру в забое, народ повалил косяком - пришлось делать всем наколки.Там-то я и отточил глазомер, и набил руку.Пришлось - иначе в случае ошибки, набили бы фейс. Представляете, что это такое - наколоть картину на теле и без ошибок?Вот где школа искусства.
Следом идут вопросы попроще, как им кажется:
- А как вообще происходит этот процесс и за сколько времени Вы можете написать картину?
Обычно я отвечаю так:
-Да на спор за пять минут легко, а вот будет ли это картина, в полном понимании этого процесса - это уже другой вопрос.
Насчёт процесса я уже просто прикалываюсь так:
- Беру, - говорю я им - подготовленный холст, ставлю его на мольберт и не отходя от него, часами на него смотрю, пока не проявиться картина.Потом я её быстро фиксирую в одном цвете, и только потом уже прописываю во всех цветах. Если кто из молодых авторов не допонял, повторюсь - это была шутка.Не то у них хватит ума глазеть на мольберт без толку. Хотя...говорят если долго смотреть на свой пуп, то можно увидеть вокруг него радужное сияние.Возможно. Но всё таки на мольберт я пялиться не советую.
Никто из авторов своего источника вдохновения не раскроет.Сколько авторов - столько и муз.
-А какими красками Вы пишете и на чём?- хоть и часто задаваемый, но в принципе нормальный вопрос.
-Пишу,- делая умное лицо, обычно отвечаю я таинственным голосом,- своими особо приготовленными по рецептам старых мастеров масляными красками, на особо загрунтованном холсте.Которые развожу...А вот здесь, увы это маленький профессиональный секрет, такой же, как и состав красок. Могу дать просто совет молодым авторам - если не хотите ждать полгода, пока высохнет картина, не разводите масляные краски подсолнечным маслом,Оно вообще-то не для этого.
Что делать, в каждой профессии есть свои нюансы и секреты, которые передаются или по наследству или продаются.Так как мне передавать их было некому, мне пришлось их открывать самому методом втыка, то что не смог - купил.Видите, что получается - мало иметь талант от бога, надо суметь его в себе рассмотреть, разбудить и ещё технически воплотить на холсте.Не зная этих технических приёмов можно ковыряться над картиной месяцами и не факт, что будет толк.У меня на мою первую картину маслом ушёл почти год.Сейчас два, три дня иногда несколько часов.Всё зависит от настроения, вдохновения, но не от допинга.Спиртное наоборот тормозит мой творческий процесс.Потом да,Или во время проведения мероприятий, но никак ни творческого процесса.Вообще допинг в искусстве - вопрос довольно интересный и у каждого он свой сугубо индивидуальный, тут уж советовать что-то бесполезно.Повторюсь ещё раз - у каждого художника, подход к допингу сугубо индивидуальный.И ещё одно - без куража к работе лучше не приступать.Можно просидеть у мольберта несколько часов, а проведя пару ломанных линий плюнуть и заняться другими делами - не пишется.Но зато когда накрывает лавина вдохновения или куража - время летит не заметно и работа движется, как по мановению волшебной палочки.Непередаваемое чувство свободы и творческой эйфории.
Так как же я вызываю у себя это чувство?Вернее будет спросить не как, а когда - так будет вернее.Обычно я сажусь работать рано утром, часов эдак в пять или около того и в это же время, где-то в глубоком космосе, как я подозреваю и открываются временные врата в параллельные миры, где всё относительно и где царит полная гармония во всём - не передаваемая атмосфера покоя.И вот окунувшись в эту благодать я и черпаю своё творческое вдохновение.
Надеюсь я всем понятно и доступно объяснил?
-Что ещё Вы можете сказать о своём творчестве?
Спрашивающий меня, вернее здесь будет уместнее употребить глагол - пытающий - меня молодой парнишка корреспондент с республиканской теле-радио компании, был назойлив, нагл и нахрапист, как большинство из его братии, а я, как мог уже битый час давал ему интервью, вытирая обильно струившийся с моего могучего чела пот и поминал не злым тихим словом тот момент, когда меня от скуки на досуге, посетила мысль провести в запорожском художественном музее это мероприятие, посвящённое нашему городу.И вот я, как художественный руководитель и автор персональной выставки, находясь в холле этого самого музея, в душный не по осеннему жаркий вечер, отдувался за весь коллектив нашего культурного центра, давал ему интервью.А коллектив, в это время, удобно устроившись в банкетном зале фуршетил, услаждая свой слух музыкой наших доморощенных бардов.
-Так, что же ещё Вы можете сказать о своём творчестве? - повторил он свой вопрос загоняя меня им в глубины моей памяти, где я собирающий по свалкам бутылки босяк не только не мог рисовать картины, писать книги, а и вычислять простые тригонометрические функции.
-Что я могу ещё добавить к выше сказанному? - задумался я и улыбнулся - меня опять посетила мысль - Вы знаете, а я лучше напишу всё что помню о себе и о своём нелёгком, тернистом пути в искусстве.О моих творческих муках и гениальных прозрениях.А Вы уже сами выберете из моих воспоминаний, то что Вам будет надо.Согласны? По глазам вижу, что согласны, а сейчас пошли на фуршет.Надеюсь, что нам там ещё кое-что оставили.Хотя думаю, что навряд ли...