В современных православных храмах часто кроме свечей и просфор продается много разных вещей прямо или весьма отдаленно связанных с православной религией. Многие как верующие, так и не верующие вспоминают в связи с этим Евангельский текст:
Ин. II, 13-16: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Возникает вопрос: не пора ли исполнить волю Иисуса Христа и изгнать торговцев из храма?
Обычно современные сторонники изгнания торгующих из храма неправильно трактуют эти евангельские слова. Они полагают, что торговцев надо изгнать потому что они или безнравственные, или мешают молиться или что-то подобное. Однако православная церковь иначе толкует эти действия Иисуса Христа. А именно, таким образом Бог прекратил жертвоприношение животных, а заодно и заповедь о десятине. Почему? Потому что вместо этого приносится Настоящая Жертва — Сын Божьий! Вступает в силу Новый Завет! В подтверждение этого продолжение Евангельского текста:
Ин. II, 20-21: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.
Подобные параллели между ветхим Заветом и Новым Заветом в Евангелие встречаются довольно часто. Таким образом Иисус Христос не занимался наведением порядка в храме (а он и в государстве и обществе порядок не наводил и это многим не нравилось) а выполнял исключительно мистическое религиозное дело. Кстати в Евангельском тексте даже сделан акцент что удаляется из храма именно «товар религиозного назначения» потому что он больше не нужен.
И в самом деле. В любом православном храме все необходимое для духовной жизни христианина подается всем верующим в церковные догматы и бесплатно. Это таинство покаяния и святая Евхаристия. Все остальное строго говоря не обязательно. Даже такие любимые русскими людьми свечи и записки совсем не необходимая вещь для спасения души. Что и говорить о книгах, компакт дисках и тем более шоколадках на которых на фантике нарисован преподобный Серафим Саровский с медведем, а под ним — второй фантик на котором написано фабрика «Красный октябрь»! Это, как говорится, юмор из серии «нарочно не придумаешь».
Тем не менее торговля в храме — это весьма интересное явление. В своей статье «Откуда у Церкви деньги» диакон Андрей Кураев сделал интересный вывод: оказывается церковь живет вовсе не на деньги христиан, а на деньги иноверцев в том числе и явных грешников. Потому что христианину в церкви не так много и нужно, а пожертвования в храм несут и свечи по десятикратной стоимости и мед не в магазине, а в церкви покупают люди далекие от веры. Таким образом торговля в храме это один из способов заработать немного денег которые сами в руки идут. Надо сказать что деньги это довольно небольшие. Даже кажущиеся немалыми доходы от торговли Фонда Храма Христа Спасителя не могли бы окупить затраты на содержание этого храма ибо огромное здание в центре города где стоимость земли просто астрономическая.
Тем не менее у торговли в храмах есть немало сторонников. Считается что церковная лавка привлекает людей в храм. Но привлечь человека в храм это вовсе не значит сделать его христианином.
Считается что продаваемая в храме литература может научить вере. Но в реальности далеко не в каждом храме можно купить Библию или учебник догматического богословия. Такие книги не пользуются спросом. Люди покупают более легкое чтиво, следовательно им и заполнены церковные лавки.
Считается что церковная лавка кормит храм. Но доходы от торговли весьма скромные и качество товара оставляет желать лучшего. Конечно есть любители которые покупая мед в храме по цене дороже чем в магазине гордо считают себя благотворителями. Но тем не менее на церковную лавку не распространяется закон о торговле а, следовательно, и закон о защите прав потребителей. Таким образом проданный товар обмену и возврату не подлежит, что весьма неправильно как минимум с гражданской точки зрения.
Торговлю в храмах критикуют не только светские люди но и церковные иерархи, однако она только увеличивается. Из помещения храма в самом деле выносятся книжки и компакт диски, оставляя только свечи и записки, но только для того, чтобы переселиться в расположенную во дворе храма церковную лавку более большого размера.
А возможно ли вообще убрать церковную лавку из храма? Если да, то чем ее заменить? Мне кажется что не так плохо что церковная лавка есть. Плохо если она единственное, что есть в приходе кроме Богослужения. Торговля чужим товаром это самый простой бизнес. Когда после распада СССР прекратилось производство, наука, культура — все начали торговать. А ведь Церковь призвана распространять и и защищать свое учение! И она этим занимается, причем весьма успешно. Сейчас реализуется довольно много церковно-общеественных проектов и мероприятий. Но если человек не интересуется христианством, то он о них ни чего не знает. А церковную лавку видят все и коментируют ее, каждый в меру своих амбиций и испорченности.
Колян Платков
ноябрь 2015
| Помогли сайту Реклама Праздники |
благодарю Вас! С интересом читаю Ваши статьи.
Прошу Вас, по возможности - думаю- Вы сможете - расставить точки над "i" - какова экономическая система русской православной церкви (в т ч в цифрах).