Произведение «Орган» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 1113 +1
Дата:

Орган

Орган
Олег Нагорнов
Орга;н (лат. organum) — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он используется при богослужении в церкви.  * Википедия.

  Маленькая, европейская страна. Древний, заброшенный замок. Четыре башенки, остатки крепостной стены и подъемного моста. Живописно…Представляет историческую ценность. Стоит на высоком холме, окруженным лесом, рядом протекает река. Чтобы проехать к нему на стареньком, взятым на прокат «Пежо», пришлось преодолеть два кордона охраны. До «огней большого города» – тридцать километров. Владелец, то ли барон, то ли виконт, пригласил экспертов (то есть меня и Виктора), для простой и ясной задачи: определить, сколько будет стоить реставрация. И уже исходя из цены решить, заниматься замком самому, или «подарить» государству в качестве жеста доброй воли, под какой-нибудь музей. Пусть у чиновников голова болит, где брать огромные деньги на восстановление. А виконту – слава, почет, благодарность. С первого взгляда мне стало ясно – замок достанется государству. Только на реставрацию фасада уйдет целое состояние. Причем «реставрация» - слово не совсем подходящее, тут понадобятся основательные ремонтно-строительные работы. Крыша кое-где провалилась, по стенам трещины. И так далее…
-А что он из него хочет сделать, этот эрцгерцог? – спросил Витька, разглядывая остатки витражей в окнах первого этажа. Внутрь мы пока не входили, грелись на ярком, весеннем солнце.
-Виконт. Гостиницу. То есть отель.
-Кто бы ему разрешил, - фыркает он. – Это же живая история!
-Во-первых, не такая уж и живая. Во-вторых, это замок принадлежал его предкам до черт знает какого колена, а теперь принадлежит ему.  Что хочет, то и делает. Сохраняя целостность архитектурного памятника, разумеется.
-Спасибо за лекцию, профессор!  
-Всегда рад, сынок. Все равно это пустые разговоры. Не хватит у барона денег, не хватит…
-У виконта. А если он его продаст?
-Не знаю. Да и кто купит? Огромные деньги за сам замок, бешенные на ремонт…
-Дикие на экспертов.
-Вот именно.
-А почему он сам здесь не живет? Вернее, почему здесь вообще давно никто не живет? - Не унимается Виктор.
-А я откуда знаю?
Лениво переговариваясь, входим внутрь, с трудом открыв тяжелые дубовые двери. История всегда производила на меня сильное впечатление, а уж история к которой  можно буквально прикоснуться – тем более. Огромные залы, немного зачехленной мебели, самых разных эпох. Пыльные гобелены, картины, скульптуры. Барельефы, некоторые в отличном состоянии.
-Можно уже сейчас вешать табличку: «Музей», - резюмирует Витька, и открывает ноутбук. – Так, так…что мы имеем? Построен…завершен…давненько, надо сказать…первый хозяин, рыцарь де Бригдаа…а…не могу выговорить. В общем – феодал. Далее: потомки, потомки, потомки. Ха, в чужих руках-то и не был. Чудом уцелел, чудом уцелел…в том числе и в двух мировых войнах. Ров зарыт…хм, давно. Стены разрушены прапрадедом нынешнего графа.
-Виконта.
-Не важно. Важно, что ни разу не перестраивался, по большому счету.
-Здорово!
-Ничего особенного в нем, кстати, больше и нет. Никто из серьезных товарищей не родился, не крестился, не женился и не умирал. Хм…никто даже не осаждал. Вот. Никто не живет с …больше ста лет, короче. Кроме приведе-е-е-ений….
-Нет, Вить, и они не живут.
-Почему это?
-Дорого, - вздыхаю я, смахивая пыль со спинки кресла времен французской революции.
-Что ты все о деньгах-то? Посмотри вокруг, красота какая.
-Смотрю, смотрю. Работать давай, эксперт.
-Успеем, три дня еще. Да тут и так все понятно.
-Понятно – непонятно, а отчет с примерной стоимостью нужен. Кстати….
В дальнем, темном углу большого зала я увидел нечто, заставившее и меня забыть о работе. Там стоял орган. Настоящий орган, причем огромный.
-Это что еще такое?
-Это? – Витька придирчиво оглядел инструмент, - это печка. Нет, шучу, средневековая кофемолка.
-Виктор Евгеньевич, я знаю, что это орган, просто мне интересно, что он вообще здесь делает?
-А что, нельзя?
-Это же не собор, в конце концов.
-Ну и что? Может, один из владельцев был любителем. Вроде Дэйви Джоунса из «Пиратов».
-Не знаю, не знаю…Посмотри, такое впечатление, что он такой же древний, как и замок. Изношенность, материал…
-Значит, строитель сделал. Романтик был, хоть и эксплуататор.
-Этого не может быть, Витя. Я конечно, не знаток кафедральной музыки, но это похоже даже не на итальянскую конструкцию, а на немецкую.
-Поясни.
-Такие органы появились намного позднее, чем был построен замок.
Виктор вздохнул.
-Интересно, конечно. Но всему есть объяснение.
-Слушаю.
-Рыцарь с непроизносимым именем был великим изобретателем музыкальных инструментов.
-Принято, как версия. Как дурацкая версия. Как, на редкость, тупая и неправдоподобная…
-Я понял, понял, - Витька трагически закрыл лицо руками, - прости, что оскорбил, учитель. Работать будем? А к кофемолке вернемся потом.
-Ты повторяешься. В досье есть что-нибудь про него?
-Сейчас, кровопийца. Так…так…не-а. Нет.
-Не может быть. Он что, не привлек ничьего внимания?
-Видимо, только твое. Хм, забавно…
-Что там тебе «забавно»?
-Да вот…Все поколения владельцев замка называли себя хранителями.
-Хранителями чего?
-Не знаю, - Виктор пожал плечами, - тут не написано. Самому интересно.
-Может, вот этого органа?
-Ты сходишь с ума, старший брат.
-Ладно, позвоню барону, из гостиницы. Узнаю. Там ничего больше про хранителей нет?
-Виконту. Всякая средневековая чушь, вроде «чистой души», «тайны поколений», «избранные» и так далее. Только драконов почему-то нет.
-Ясно. Ладно, потом. Через три часа начнет темнеть, давай работать.
  Из замка мы уезжали, когда совсем стемнело и дальнейшее исследование стало невозможно. Долго препирались с охранником, не хотевшим нас выпускать. Впускали-то нас франкоязычные ребята, а этот говорил по-немецки, и напрочь отказывался понимать и мой французский, и даже очень хороший английский Виктора. Языком Ницше мы тоже не владели, поэтому добрались до отеля только за полночь. Тем не менее, я решился на звонок хозяину замка, этот орган не выходил у меня из головы.
-Доброй ночи, князь. Прошу прощения за поздний звонок.
-Доброй ночи, только я виконт. Как дела? Что-нибудь можете сказать?
- Новости не очень. Гобелены, картины, мебель, скульптуры, учитывая их возраст, в отличном состоянии. Но вот сам замок… Уникальные барельефы утеряны частично, а витражи практически не сохранились. Мозаичный пол на втором этаже пострадал очень серьезно. Да и вообще, общее состояние…крыша, стены, все очень плохо.
-Понятно, - барон вздохнул, - так я и думал. Мой отец еще как-то пытался поддерживать замок в сносном виде, а вот я, увы…Нет времени. Что же, видимо с ним придется расстаться. Хотя конечно, я дождусь окончательных результатов.
-А продать его вы сможете?
-Что вы, конечно нет! Все-таки это одна из жемчужин в короне моего древнего рода. Правда, трудно понять, почему…Да и правительство не позволит. Историческая ценность.
-Понятно. Скажите, ба…виконт, а что это за орган стоит у вас на первом этаже?
-Орган? У меня?
-Да, такой большой музыкальный инструмент, из духовых, но скорее похож на большое пианино. У вас в замке.
-Я знаю, что такое орган, но поверьте мне, никакого органа в замке нет. Это же не собор.
-Как это нет?
Я сел на кровать, а Витька подавился пивом, которое пил прямо из горлышка.
-Вот так, нет, - голос виконта оставался спокойным и уверенным.
-Но…мы его видели, - промямлил я, причем по-русски.
-Что, простите?
-Мы его видели. Я и мой коллега. Громадный орган в большом зале, на первом этаже.
-Послушайте, мсье…эээммм…
-Не трудитесь. Все равно, когда вы произносите мою фамилию, это звучит как ругательство.
Барон аристократически рассмеялся.
-Хорошо, мсье ЭКСПЕРТ. Да, я давно был в этом замке, но все-таки был, поверьте мне. А ребенком, часто приезжал туда, вместе с отцом. Там нет органа.
-Понятно, – ответил я, хотя на самом деле, конечно, мне ни черта понятно не было. – А что вы знаете о хранителях?
-Хранители? Да просто семейная легенда, уже забытая. Что там они хранили, уже неизвестно. Это имеет какое-то отношения к вашей работе?
-Наверное, нет.
Я наспех пожелал графу спокойной ночи, повесил трубку, и повернулся к Виктору.
-Там нет органа. Он так говорит.
-Понятно, - Витька отхлебнул пива, и понимающе кивнул головой, - надо было спросить про кофемолку.
-Тебя ничего не настораживает?
-Нет.
-Вот как?
-Да он был там много лет назад, сам же говорил. Просто забыл, или не обращал внимания. Подумаешь, орган!
-Действительно! Пройдешь и не заметишь!
-Герцог мог и не заметить. Ему это вряд ли интересно.
-Виконт. Все равно, трудно не обращать внимания на махину, издающие громкие звуки, если она стоит у тебя дома. Даже если этот дом очень большой.
-А ты уверен, что эта махина издает звуки?
-Думаешь, не работает? Вот завтра и проверим!
-Маньяк, - пробормотал Виктор, но мне было все равно. Я выясню, что это за орган, и узнаю, работает он или нет. Ну не мог он остаться не замеченным. Не мог! И в досье о нем ничего нет. Вот из таких исторических казусов и рождаются легенды о приведениях, исчезающих предметах и прочих летучих голландцах…
-Все, спать! – приказал я, обломав Витьке ночную программу. – Если завтра что-нибудь раскопаем, сниму тебе отдельный номер. Люкс. С роялем!
-Можно и без рояля, – заулыбался Виктор, - спасибо, шеф!

  Рано утром мы уже были у замка. Виктор отчаянно зевал и тихо ругался. К подъему в шесть часов он явно не привык. Пока он отстегивал ремень безопасности и вылезал из машины, я успел открыть двери и войти. Орган, несмотря на мои некоторые опасения, стоял на своем месте. Пыльные трубы уходили к потолку, массивный деревянный корпус еще сохранял кое-где следы росписи.
-Посвети-ка, - попросил я подошедшего Виктора. Света в углу не хватало.
Он зажег фонарик.
-Очень интересно. Всего одна клавиша. Смотри, что-то нарисовано.
Витька посмотрел, зевнул.
-Ага. Только рисунок совсем стерся. Ничего не понятно. Значки какие-то.
-Угу, значки. Интересно, их можно восстановить?
-Понятия не имею. Вот тут, кажется, солнце…
-Похоже. А почему клавиша-то всего одна?
Виктор опять зевнул.
-Хватит зевать! Пробую?
-Давай! А я пока еще в базе пошарю, может, что-нибудь пропустил?
Я сдул пыль с клавиши, кажется, они называются «мануалы».
-Ну, с Богом… - почему-то я волновался. Может, правда схожу с ума?
-Что ты там бормочешь?
-Ты работай, коллега. Не отвлекайся.
Указательным пальцем правой руки я нажал на клавишу.

  В первый момент мне показалось, что замок взорвался. Орган заиграл, причем не одну ноту, как можно было ожидать, а сразу целую мелодию, и заиграл очень громко, мягко говоря. Музыка чем-то напоминала кельтские мотивы, но расслышать ее как следует, мне не удалось. Голова закружилась, все как будто ушло на второй план, даже рев


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама