Конечно, громко хохотали на фильмах Леонида Гайдая. Творения же Эльдара Рязанова смотрели с улыбкой. Иногда грустной.
Рязанов ворвался в кинематограф фильмом «Карнавальная ночь». Казалось, классическая советская комедия о борьбе лучшего с уже отжившим своё хорошим. Но блеснула на экране Людмила Гурченко. Да и сам фильм был человечней, ближе к жизни, чем кинокомедии прошлых лет. Это уже был фильм новой эпохи. Тогда открылось, что Рязанов не просто мастер кинокомедии, он сатирик.
Потом была опала. В 1961 запретили почти на 30 лет фантастическую комедию «Человек ниоткуда». Инициатором был главный партийный идеолог Михаил Суслов. А Рязанов всего-то хотел показать советскую жизнь глазами инопланетянина.
Однако в 1966 году вышла романтическая сказочка «Берегись автомобиля». Тоже почти об инопланетянине – о чудаке, решившем восстанавливать социальную справедливость собственными силами. Фильм-сказочка был острой сатирой на советскую действительность. И публика встретила его восторженно. Народу очень понравился финал, где главный герой Юрий Деточкин назван и «преступником», и «очень хорошим человеком». Сценаристом был Эмиль Брагинский. Это творческое содружество продолжалось долгие годы.
Потом были: «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Гараж» и популярнейшая новогодняя сказка для взрослых «Ирония судьбы, или c легким паром». Советская комедия долгие годы была, во многом, рязановской. Как уверяют сейчас иные критики, он потакал вкусам обуржуазившейся советской интеллигенции.
Создал Рязанов и типичный перестроечный фильм «Забытая мелодия для флейты», снятый в 1987. Это уже была прямая атака на власть. А песенка из этой кинокартины не потеряла актуальность.
Мы не пашем, не сеем, не строим,–
мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные, важные люди,
мы и были, и есть мы, и будем.
А вот премьера трагикомедии «Небеса обетованные» состоялась за несколько месяцев до гибели СССР. События одну часть рязановской публики поднимали вверх, а другую опускали на дно. Он отразил и это.
Эльдар Рязанов был талантливейшим продуктом советской и постсоветской эпохи. Он был человеком с активной гражданской позицией и оставался таковым до последних дней..
Одному из самых знаменитых режиссёров советского кино Эльдару Рязанову было 88 лет.
Снял щиты защиты - так может писать только очень хороший человек.