Записки вожатой. (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 877
Внесено на сайт:
Действия:

Записки вожатой.

 

                                                                                                                                      В помощь вожатому.
                                                                                                                     

                                                                                                Предисловие.  


    Когда я писала свою сказку-быль «Путешествие в страну Пионерия», я предназначала ее для детей и для тех взрослых, которые хотели бы вспомнить свое пионерское детство. Но не только для них.  Также я предназначала ее и для вожатых. Да, для современных вожатых, потому что хоть времена и меняются, а дети-то все те же. Во все времена детям хочется пепла, добра и ласки от взрослых. Веселых игр и интересных мероприятий. Тем более в наше непростое время, когда родители часто больше всего озабочены добыванием денег.  В школе нет детской организации, а если есть, то таких школ мало. Кружки и секции платные. Дети разучились играть, да и негде, дворов-то нет. А виртуальные игры, конечно, не могут заменить реальные.

   Так вот, когда я писала свою «сказку», а на самом деле просто воспоминания о пионерском лагере, я заглянула в интернет. Что там сейчас предлагается вожатым, желающим поехать в детский лагерь ?  В наше-то время были обязательные вожатские городские семинары (по-моему, недельные) и неделя в инструктивном лагере. ( т.е. на две недели вожатых официально освобождали от работы).

    Так вот, заглянув в интернет, я обнаружила рекламный ролик для вожатых, которым, вероятно, предлагалось пройти обучение. Что же я там увидела ?  Повторяю, это был рекламный ролик. Может быть, занятия целиком были очень хорошие.

    Так что же я там увидела ?   И что меня удивило ?          
    Во-первых, там все время шла речь о взаимоотношениях взрослых ( а мне хотелось услышать о работе с детьми).
Например, говорилось о том, что если у двух взрослых людей в детском лагере не сложились отношения, то …   Дальше подробно рассказывалось о том, какими дорожками и тропинками в детском лагере они должны ходить, чтобы не пересекаться друг с другом. Это меня очень удивило. Если люди настолько некомуникабельны, что даже видеть друг друга не могут, то как они будут работать с детьми ?  Ведь дети тоже бывают разные, а работать-то надо с каждым ребенком, его нельзя обойти другой тропинкой !

    И еще был удивительный момент. Сначала я очень обрадовалась, услышав, что речь наконец-то пойдет о детях. Но то, что я услышала, меня мягко говоря, удивило. Привожу дословно : « Что можно сказать о подростках 10-14 лет ?  Только одно – хорошо, что этот возраст заканчивается !»

    Во-первых, дети 10 и 14 лет – это совершенно разные дети и они никогда не попадали в одну возрастную группу.
А за детей 10-12 лет, мне стало просто обидно.  Ведь это мой любимый возраст !
Я работала с детьми от 6 до 16 лет. В течение нескольких лет я прошла этот путь, т.к. пионерлагерь у нас был маленький, всего 6 отрядов, а потом вернулась к своему любимому третьему отряду, т.е. к возрасту 10-12 лет. И утверждаю, что это самый замечательный возраст.
   
    Почему ?

    Потому что они еще дети, еще не подростки, т.е. они послушны, взрослые для них еще авторитетны, а с другой стороны они уже большие дети и значит, они уже много чего умеют, т.е. с ними можно в лагере делать очень интересные дела. ( Если сейчас дети акселераты, согласна спуститься на год ниже, т.е. от 9 до 11 лет – замечательный возраст !  Хотя и от 12-летних я бы тоже не стала отказываться. Мне и сейчас приходится общаться с детьми и делать с ними разные интересные мероприятия, поэтому это не голословное утверждение.)
   
    Так вот, увидев этот ролик, некоторые другие и вообще, посмотрев вожатские сайты, мне тоже захотелось немного поделиться опытом ( хотя внимательный глаз увидит, что я это делаю в своей сказке «Путешествие в  страну Пионерия».)

     Так что, если кому-то интересен опыт другого вожатого, милости просим к нашему шалашу !


     

                                                                                    СОРЕВНОВАНИЯ.

         
Нужны ли соревнования ?    

Да, нужны ли соревнования в детском лагере между отрядами, между звеньями ?  Может быть, это анахронизм ?  Это в Советской стране все соревновались, а сейчас вроде этим никто и не занимается.

Абсолютно уверена – нужны. Потому что, это очень большая помощь для работы в отряде, да и в любом детском коллективе. И даже не коллективе. Ребенок может соревноваться сам с собой.
Пожалуй, я с этого и начну.


Не только  для родителей, но и для вожатых тоже.      

Я говорила, дорогие друзья, что ребенок может соревноваться даже сам с собой. Может быть, ему просто больше не с кем. Например, он один в семье.

Ребенок плохо кушает ?  Ленится убирать постель ?  Чистить зубы ?  и т.д.

       У нас на даче девочка Варя соревнуется сама с собой с малых лет. Я для нее повесила на стенке  большой лист бумаги. На нем написала в верху большими буквами «СОРЕВНОВАНИЕ», взяла это слово в рамочку и опустила от этой рамочки несколько линий, под которыми внизу сделала надписи : «как ребенок кушает, убирает постель, чистит зубы, делает зарядку, спит, помогает взрослым, добрые дела» и т.д.
Наверху нарисовала два кружочка – красный и синий, и напротив них слова ХОРОШО (это красный) и ПЛОХО (это синий). А дальше рисую синий или красный кружок на разных линиях. Очень наглядно. Ребенку интересно.
Обычно хуже всего у маленького ребенка с едой. И достаточно мне было сказать, посмотрев на то, как Варя ест : «Так, иду ставить синий кружок !» , она тут же говорила : «Не надо». И тут же начинала быстро есть. Ребенку необходима игра. А соревнование – это игра, хотя вроде все всерьез, но ведь игра!
     
      Кстати, когда на дачу приехал Варин троюродный брат Денис на неделю, я тут же нарисовала «СОРЕВНОВАНИЕ» на двоих. Конечно, Денис тут же с удовольствием включился в соревнование. И когда приехал его дедушка и узнал, что его внук каждый день убирает постель без напоминания, он очень удивился. Оказывается, дома он этого не делал никогда. Денису было 8 лет. И многие вещи он делал на даче с успехом. Хотя в первый день соревнования Варя ему говорила : «Тебе меня ни за что не догнать ! У меня большая тренировка. Потому что я уже несколько лет соревнуюсь.» Но кое в чем все-таки Денису удавалось Варю обходить, но главное, обоим было интересно, а у меня никаких проблем. Все делается !  Кому же хочется получить синий кружок ?


А теперь вернемся в детский лагерь.  

    Я думаю, вы согласитесь со мной, дорогие друзья, что если с одним ребенком легче совладать при помощи соревнований, то что же говорить об отряде в 30 человек ?

        Как сделать так, чтобы дети быстро вставали (сами !), бежали на зарядку (сами !), быстро приходили на построения ( например, в столовую или любые другие места, куда надо отвести отряд) ? А также уборка в палатах, территории и любые другие режимные моменты, которые делать детям не хочется, а надо.
       А ведь чтобы заставить это сделать, сколько надо вожатому потратить сил и энергии. А не лучше ли ее потратить на проведение интересных отрядных дел ?
       Если вам удастся запустить соревнование, уверяю вас, что проблем с дисциплиной и режимными моментами не будет. ( Я об этом кое-что пишу в своей «сказке». Там вообще коротко почти обо всем.).
Но  конечно, не достаточно сказать : « Ребята, будем соревноваться!». У меня, обычно, на то, чтобы закрутилось соревнование и вообще, чтобы дети научились выполнять все режимные моменты, т.е. уборка, построение, сон, чистка зубов, мытье ног. Что еще ?  …  На все это у меня  уходило три дня. Три дня я об этом говорила, напоминала, учила убирать постели, смотрела почищены ли зубы, вымыты ли ноги. На построении обязательно смотрела, какое звено первое построилось, какое  прибежало первое на зарядку и лучше всех ее делает, какое звено лучше всех убирает  территорию.
     
          Желательно, не позже второго дня сделать наглядное соревнование где-то на стенде, чтобы все дети могли видеть, обращать внимание на этот стенд. Здесь синие кружочки не обязательны. Кто лучший, тому красный кружок, или флажок, не важно что. Важно, чтобы это было наглядно. Кстати, желательно этот лист соревнований (ватманский достаточно будет) приготовить заранее, до приезда в лагерь. И не забыть на сборе отряда, где будут выбираться командир отряда, звеньевые, другие ответственные за что-то, обязательно выбрать ответственного за соревнование, т.е того, кто будет вам помогать проставлять эти самые кружочки или флажки.
       
     А самое главное, чтобы соревнование получилось, нужно отнестись к этому не формально. Ведь соревнование это игра. Нужно, чтобы дети захотели играть в эту игру, а произойдет это, если вожатые сами включатся в эту игру. Дети вообще любят, чтобы вожатые (и вообще взрослые) играли  вместе с ними, т.е. я тоже всегда была заряжена на соревнование, для меня тоже было важно КТО ПЕРВЫЙ ?   И обязательно помогать отстающим. У них будет стимул соревноваться, если они  знают, что МОГУТ быть первыми.

      Т.е. все три дня я с ними играла в соревнование. Хотя на самом деле, не только три для, а и всю смену. Но особенно первые три дня, пока дети не привыкнут. Ко всему. К режимным моментам, к дисциплине, к тому что идет соревнование.

    Кстати, первые три дня самые трудные. Ведь происходит знакомство с отрядом.

    Ну а что было потом, когда я видела, что соревнование пошло по-настоящему ?

     Я не будила детей на подъем, они сами быстро вскакивали и бежали на зарядку. Я не ходила с ними на зарядку. Зачем ?  Я знала, что они и без меня ее отлично сделают. Потом ответственный за зарядку скажет , какое звено ее лучше всех делало !  

      Конечно, пока я не была уверена, что мои дети сами встанут, побегут на зарядку и будут ее хорошо делать, убирать территорию без напоминаний, ложиться быстро спать и т.д., я их и поднимала и ходила с ними на зарядку, и учила убирать постели, убирать территорию. Но мне было достаточно трех дней, чтобы их всему научить. Конечно, потом приходилось повторять, но это уже между делом.
     Для человека без опыта может потребоваться времени немного больше. Но если есть желание и,  конечно, любовь к детям, то все обязательно получится.


Как лучше поделиться на звенья ?        

    Это зависит от того, для чего вы делите звенья. Если это формальное деление, это может быть «по интересам», т.е. кто с кем дружит.
А если звенья будут соревноваться, или у вас отдельные звенья будут делать какие-то отрядные дела, то нужно чтобы звенья были равными, т.е. в звеньях должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек, и дети должны быть приблизительно одинаковыми по возрасту и даже по росту.
Как это сделать ?
Нужно мальчиков и девочек построить отдельно по росту и предложить, опять отдельно мальчикам и девочкам, рассчитаться на 1,2,3.
1-е номера у мальчиков и девочек это будет 1 звено, 2-е номера – 2 звено, 3-и номера – 3 звено. В этом случае дети окажутся приблизительно равны.


В каком отряде лучше работать ?        

     Это зависит от того, какой возраст вам больше нравится.
С маленькими детьми в смысле дисциплины проще, но зато надо смотреть, чтобы они были одеты по погоде, помогать им убирать постели, помогаться убираться в шкафах, смотреть как они умываются, моют ноги, едят и т.д.
Т.е. даже


Оценка произведения:
Разное:
Книга автора
Язычество против псевдоязычества 
 Автор: Скрытимир Волк
Реклама