Произведение «Аму- Дарьинский вояж»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Произведения к празднику: День смеха
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 329 +1
Дата:

Аму- Дарьинский вояж

 


Затерялась где в Средней Азии маленькая республика со странным именем Каракалпакия.
С юго-запада к ней вплотную подступает огромная пустыня Каракум, на  северо-западе она граничит с  плато Устьурт, а на северо-востоке, сами  понимаете,  уже ее величество - пустыня Кызылкум. Есть там и  река и  звать ее Аму-Дарья. Не знаю как сейчас, но раньше она была вполне себе  судоходная. Мало того, по ней проходила граница  между Великим и могучим  Советским Союзом и Республикой Афганистан.
  В одно жаркое лето одна тысяча девятьсот  восемьдесят, в прочем это не  важно. Короче занесло нас с товарищем в столицу этой самой  Каракалпакии, в город Нукус. Работали мы там работали, и настало время   покидать  этот славный уголок, то есть убираться восвояси в четвертый  город союза, то есть в Ташкент. Убираться из  Нукуса можно двумя  способами, а именно на поезде через вышеупомянутые пустыни  часов за  35-40  можно доехать или самолетом часа за полтора. Поскольку выбор  средства передвижения напрашивался сам-собой, но отправил я своего  напарника, к стати звали его Акбор в местное отделения единственной в то  время авиакомпании с гордым названием «Аэрофлот».
Не было его  долго, по под вечер Акбор таки появился,  радостный, сияющий как медный пряник.
-Выстоял, купил устало произнес он и протянул мне два заветных зеленых  листка бумаги.
Сейчас мало кто помнит, но в те далекие годы, все авиабилеты по  всей  стране были  почему-то зеленого цвета и кассирша ножницами  вырезала   напечатанную на них цифровую сетку, тем самым  отмечая для покупателя, а  в основном для его бухгалтерии, сколько десятков, рублей и копеек  данный гражданин за этот билет  уплатил.
Взглянул я на эти билеты и обомлел. Кроме изрезанной сетки на них ничего  более обозначено не было. Ни тебе номера рейса и даты и времени вылета  ни даже фамилии пассажира, в прочем последнее для  жителей Каракалпакии  особо значения не имело.
-Акбор, с ужасом в голосе воскликнул я.
-Как же мы полетим по этим билетам, кто же нас вообще на борт пустит.
-Да запросто пустят, успокоил меня товарищ. Здесь люди добрые,  отзывчивые, они билеты  всем желающим продают. Не улетим по ним завтра,  значит улетим после завтра или через неделю. Зачем  почтенных людей  тревожить, бегать в кассу переоформлять. Нам главное в самолет попасть,   в него как в автобус всех пускают, а уже потом билеты проверяют,  просто, что бы были.
На следующее  утро мы поняли, что ни сегодня, ни завтра и вообще никогда,  из этого самого Нукуса не улетим.
   Самолет брали штурмом, с баулами, орущими чадами и даже  с мелким  домашним скотом. Портить  межнациональные отношения  и вступать  в  боевые действия с численно превосходящим контингентом, коренной  национальности  мы никак не хотели, а посему понурив головы поплелись из  аэропорта  куда глаза глядят.
 С горя пошли на речку, охладить свой пыл и морально приготовить себя к   длительному переезду в душном  вагоне через эти  самые пустыни.  Понятное дело, что  тогда о  каком -либо кондиционере  в вагонах еще и  слыхом никто не слыхивал.
И тут  меня осенило. Можно сказать шандарахнуло по башке, я даже обомлел  от посетившей меня наглой мысли. А что если пароходом. Искушенный  читатель, прочтя эти строки тот час же покрутит пальцем у виска и будет  абсолютно прав. Аму-Дарья через Ташкент не течет. Все верно не течет,  зато она течет через закрытый город Термез. Почему закрытый потому, что  там есть  мост соединяющий две страны и вообще руководству лучше знать  почему этот город закрытый. У нас в то время, не то что города, целые  области были закрытые, например Сахалинская, о ней я вам как-нибудь в  другой раз расскажу. Закрытость города заключалась в том, что  въезд,  влет или вплыв в него был возможен только при наличии специального  разрешения, каким-то там уполномоченным выдавшимся. Тем не менее, по той  же схеме, что и  авиабилеты, нам  билеты по  маршруту  Нукус -Термез   на пароход имени какого-то партсъезда продали. Ни даты и времени  отплытия, ни номера каюты понятное дело в билетах  традиционно указано  не было. Но главное было в другом, на пристани не было никакой очереди,  то есть  добираться пару суток до закрытого города Термеза, желающих не  наблюдалось. В своих командировочных удостоверениях мы  наглым образом  дописали еще один город, на это раз областного значения и без всяких  помех взошли на палубу, не совсем белоснежного, но все же лайнера.
Красота. С одной стороны афганская пустыня, с другой стороны-наша.  Услужливые стюарты, в белых униформах,  тьфу -ты черт размечтался,  короче  ребята матросы  приглашали нас  в свой кубрик на чай и макароны  по флотски, дружески хлопали по плечу,  приговаривали.
- Суд у нас гуманный, не то, что раньше, за незаконное проникновение в  закрытый   город нынче много не дадут, год, другой не больше. Опять же  если повезет, сидеть будете где-то под Ташкентом, почти дома.
Забыл сообщить тебе, мой читатель, что числился я тогда по Министерству  Хлебопродуктов УзССР. Которое имело в каждом областном центре, в том,  числе и в Термезе своё собственное  «Областное управление». Вот на  помощь товарищей из этого ведомства я и рассчитывал.
Как и полагается, по прибытию в главный город Сурхандарьинской области,  бдительные пограничники нас, мягко скажем задержали и  препроводили, нет  не в кутузку, а в это самое «Областное управление». Тамошние товарищи   наш статус подтвердили, правда без особого энтузиазма. И то правда, кому  нужны незнамо как появившиеся люди из столичного Главка. Быстренько  вручили нам  кипу документов для передачи Министерскому начальству и  милостиво попросили  пограничников, по возможности отправить нас первым  рейсом в столицу республики Узбекистан. Так как переданные нам  документы  содержат материалы особой важности и должны как можно  быстрее  попасть куда-то на верх.
 Аэропорт Термеза в те времена представлял собой летное поле и небольшую будочку на краю его. 
Ни очередей, ни давки, вообще никого. Под бдительным оком   пограничников, окошечко в будке отворилось и нам продали билеты на рейс  Термез - Ташкент, как и в Нукусе,  без даты вылета и номера рейса. Но  коротать время в обществе двух бравых ребят из  местной погранзаставы  было много приятней, чем в жарком и душном Нукусском аэровокзале, да и  самолет прилетел, как-то удивительно быстро.
 Самое  страшное ждало нас в родном министерстве. Нет ни  нагоняй от  начальсва- куда вы черти запропастились - это дело привычное. А  удивленный взгляд нашей любимой бухгалтерши Анны Петровны.
-Я тридцать лет сижу здесь и  командировочные документы принимаю, но еще  ни разу таких билетов не видывала. Она  внимательно рассматривала   серые клочки бумаги с большим якорем по центру. Вас куда послали, в  Каракалпакию, в Нукус, а там кругом пустыня, откуда вы там море взяли.  Нет, вы как хотите, но я  эти билеты никак  принять не могу. В купе с   не возвращенными  нами авиа билетами по маршруту Нукус-Ташкент   финансовые потери, каждого из нас,  были весьма ощутимы. Зато  путешествовали мы с Акбором  с комфортом и без всякой толчеи.
 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама