Произведение «Букет Императрицы или история одного аромата» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Произведения к празднику: Международный женский день
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 652 +3
Дата:

Букет Императрицы или история одного аромата


                            

 Моя  вечно занятая дочь в конце концов таки решила навести порядок в  своих «авгиевых конюшнях». В  мешок с прочим девичьим хламом полетели   поздравительные открытки  позапрошлогодней   давности, какие-то засохшие  цветы и флакончик из  давным  давно почивших в бозе духов.
Оригинальная  необычно яркая, почти не выцветшая коробка и не менее  оригинальный пузырёк — подарок  любимой внученьке от бабушки. Добрый  десяток лет назад, моя дочурка  наряжала на бал своих многочисленных  кукол пыталась добыть из этого флакончика хоть капельку необычного  аромата и  подражая  взрослым  особям женского пола елозила флакончиком у  себя за ушком.
Я позвал из соседней комнаты   сына - подростка усадил его и дочку  на  краешек дивана (всё остальное место на нем занимали многочисленные  девичьи  наряды) и начал свой очередной ( традиционный)  урок истории в  нашем доме.
                                                      Глава 1.


Российская империя  конца  девятнадцатого века  считалась страной весьма  прогрессивной ни в чём не уступающей своим  западноевропейским  соперницам. А по сему следуя тогдашней моде в её столицах регулярно  проводились различные промышленные, сельскохозяйственные и кустарные  выставки.

Одним из главных был вопрос о выборе места проведения выставки. Масштабы  предстоящего смотра требовали большого свободного пространства в центре  города. Московское отделение Совета торговли и мануфактур,  выбрало для  этой цели место на окраине города, на Ходынском поле. Лучшие  архитекторы того времени  разработали эскизный проект и подсчитали  затраты на возведение выставочных зданий - 500 тысяч полновесных рублей.

Известный миллионщик и владелец парфюмерных заводов  Брокар устроил на  своей  площадке  настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона.  Такая щедрость привела к тому, что  полицейским дежурившим на  выставке   даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться. Давайте  будем справедливым к нашим не столь далёким предкам и стоит отметим, что  одеколон «Цветочный» и без того был чрезвычайно популярен в и у знати и  у  людей весьма скромного достатка. Большим успехом в то время   пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». В  интернете,  если хорошенько порыться, то можно найти  рекламный лист 1902 года, а на  нём  такие необычные  наименования, как «Модерн» и «Веяние садов  Семирамиды». Что поделать, производители продукции были просто обязаны   учитывать  влияние общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи  «Персидская сирень» частенько именовались  «просто неподражаемыми».

Был ещё один продукт  приносящий весьма солидную прибыль предприятию  Брокара - зубной порошок. Его продавали исключительно в изысканных  жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями.  (Хромолитография - это способ воспроизведения многоцветных изображений,  при котором для каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная  форма). О обрусевшем французе  Брокаре  ходили удивительные легенды.
Судачили, что ещё в начале своей стремительной карьеры француз- парфюмер  присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой  франтоватый певец. Никто из присутствующих не заметил  подвоха, когда  кто-то взял да и поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы были  удивительно свежи и  распространяли изумительный аромат. Слушатели в  полном составе пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец   нет. Ни с того, ни с сего  он почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех  полнейшее  разочарование  и приступ  жалости. Причину знал только  Брокар.  От  запаха этих цветочков очень часто садятся голосовые связки.
  В 1889 году талантливый предприниматель смог успешно реализовать ещё  одну свою задумку. Он раздобыл казалось давно утраченный рецепт  и   воссоздал одеколон наполеоновской армии. Назвал  его просто и гениально   — «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин. А его  духи  «Персидская сирень»,  завоевали золотую медаль на престижной Парижской  выставке.
    Существовала  в то время в России ещё одна фирма  выпускающая  аналогичную продукцию - «Альфонс Ралле и Ко». Понятно дело, что  успехи  выдающегося  конкурента сильно уязвили самолюбие  владельца и  его   компаньонов. Но  увы, как они не старались  ничего даже отдалённо  похожего   у них не получалось. Но кто ищет тот всегда найдёт. За  большие деньги они смогли переманить к себе на должность главного  парфюмера  самого  Эрнста  Бо.  Через некоторое время  он создал
для своих работодателей  знаменитые духи «Царский вереск» и «Фея роз»,  которые  ни в чём не уступали повсеместно известным  французским  ароматам. После этого  убытки уже  стали нести предприятия  объединения  «Генрих Брокар и Ко».
Ничего не поделаешь, бизнес- есть бизнес.  Деваться некуда миллионщику  Брокару срочно  понадобился новый  главный  парфюмер. Вскоре эту  должность занял молодой француз Август Мишель.

     А теперь давайте  вновь обратимся к всемирному разуму, то есть к  вездесущему интернету. И отыщем там записки матери нашего последнего  императора — Марии  Фёдоровны.
Если их очень внимательно читать, то можно отыскать строку упоминающую  о  духах, подаренных ей «Товариществом Брокар и Ко» по случаю рождения  наследника престола. Мелькнуло даже имя Августа  Мишеля.
   Вдовствующей императрице  так понравился новый аромат, что она  предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.

  Именно с этого подарка  началась история парфюмерного шедевра,  названного «Любимый букет императрицы». Оригинальный  флакон из чистого  горного хрусталя  украсили этикеткой с портретом Екатерины второй.  (Матушка Николая второго, не смотря на многочисленные просьбы  миллионщика,  не дала своё согласие на то, чтобы её портрет украшал  флакон новых духов. Представителям фирмы  «Товариществом Брокар и Ко»  ничего не оставалось, как только поместить  на этикетку портрет  Екатерины второй. Если уж Мария Фёдоровна  в своё время не разрешила,  чтобы её портрет располагался на сторублёвой купюре, которую в народе  позже  стали именовать не иначе как «катеринкой», то здесь отказала в  самой категоричной форме.)
Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из алого шелка были вполне в духе тех необычных времён.
  Идея создания этих духов принадлежала всё тому же Брокару.  Но  его  главный парфюмер, помимо нескольких десятков цветочных компонентов,  самостоятельно включил  в состав духов  альдегиды — только что  изобретённые синтетические вещества, придававшие этому аромату  ни с чем  не сравнимый абстрактный запах.
    Признаем же, что  Фирма «Альфонс Ралле и Ко» эту  дуэль запахов  дуэль проиграла начисто. Однако будем справедливы и отметим, что её   знаменитый парфюмер Эрнст Бо уже в эмиграции принял самое  непосредственное участие в создании  знаменитого аромата под названием   «Шанель №5».
   Духи Августа Мишеля «Любимый букет императрицы» создавались для   благоухания исключительно  царствующих особ. Не смотря на свою огромную  популярность их выпускали весьма  ограниченным тиражом.  «Шанель №5», с  входящим в их  состав  мускусом, изначально были предназначены для  эмансипированных женщин. Поэтому несмотря на некоторую схожесть, это на  мой взгляд - совершенно разные духи.
                                     Глава  2.


Родные и близкие  Августа Мишеля уехали из  Российской империи ещё до  начала Первой мировой войной. А парфюмер взял да и остался. Что двигало  им?  Скорее всего мы об этом не узнаем никогда. Вполне возможно,  «величайший нос того времени» просто влюбился и  не смог расстаться с   ней,  самым дорогим ему человеком. А жениться не мог, так как уже был  женат и даже  имел  дочь.  По другой  версии, он  не сумел  уехать во  Францию из-за того, что  банально  потерял паспорт. Хотя в это  согласитесь верится с трудом.
Чем занимался  этот человек в бурные годы становления советской  власти я  так и не узнал. Что поделать этот  гений был человеком очень закрытым и  крайне не публичным.
    Духи и одеколон понадобились и новой власти. Хорошо пахнуть хотят  все и с этим ничего не поделаешь. Такова уж человеческая натура.   Национализированная фабрика «Товарищества Брокар и Ко»  под броским  названием «Новая заря» быстро  перешла к  производству массовой   парфюмерии, возрождая  традиции «Цветочного одеколона».
Новый- старый  главный парфюмер этой фабрики француз Август Мишель и его  помощники  приступили к  разработке оригинальных советских ароматов.  Первым из его лаборатории вышли в свет духи «Манон». В них  хорошо   сочетались запах гвоздики (эвгенола) и запах ландыша. Но эти духи  большого спроса не имели. Их запах был  слишком нежными  для партийных  работников  и «нэпманской»  элиты тех лет. От  парфюмера требовали
 сильного, революционного не забываемого аромата.
в Европе до настоящего времени во всю гуляет  анекдот: «На просьбу дамы  помочь ей с выбором духов продавец уточняет: «Вам для нападения или для  защиты?» В Советском Союзе  практически все духи в те годы  были  универсальными — слегка привлекая вначале, они отталкивали потом.  Особенно если смешивались с запахом пота в переполненном общественном  транспорте.
      Сам маэстро Мишель  считал, что именно сейчас  пробил его звёздный  час. Вместе со старым сотрудником фабрики, художником предприятия, он  придумывает новое название своему творению. Его привело в восторг  представленная
 упаковка – красно -золотистая коробочка. Ему казалось,  что именно  такое оформление точно выражает не только образ его авторских духов, но и  художественный авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в  упаковке парфюмерной продукции.
 В далёком  1924 году парфюмер  представил новую версию своих знаменитых  духов  руководству  фабрики и предложил новое  авангардное название -  «Красная Москва».
С большим сожалением  должен сказать, что  советская парфюмерия всё ещё  оставалась  мещанским пережитком. Бывшие «духи императрицы» из роскошных  ароматов для избранных превратились в достаточно доступную вещь.  Цветочный букет с искорками мускуса стал единственной возможностью для  многих поколений советских женщин ощутить потаённую радость, извечное  пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и свежему дыханию  среднерусской природы.

В  1939 году руководство страны советов  выставке  организовало  грандиозную выставку  «Пищевая индустрия».  На ней выставлялись  многочисленные картины и  плакаты  рекламирующие  продукцию советских  фабрик и заводов. Среди этих полотен выделялась  работа художника  Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где на переднем плане красовалась  подарочная коробка с набором духов, пудры и мыла «Красная Москва».
К сожалению создателя этих ароматов на выставке не было. Его вообще уже   давно не было в живых. Он был оклеветан и погиб в ГУЛАГе. Такая же  участь постигла и художника, правда   несколько лет спустя. Их имена  больше нигде не упоминались. Но великие ароматы нашего прошлого,

Реклама
Обсуждение
     22:40 12.10.2016
Благодарю за рассказы!
Приглашаю опубликовать у нас в Питере
С уважением
Александр
Реклама