Произведение «Загадка от забытого аромата или снова ТЭЖЭ»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Произведения к празднику: Международный женский день
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 342 +1
Дата:

Загадка от забытого аромата или снова ТЭЖЭ


 В дни проведения Всероссийской Промышленно-Художественной Выставки,  Брокар устроил настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона.  Полиции даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться.  Справедливости ради, стоит отметить, что одеколон «Цветочный» и без того  был невероятно популярен в самых разных слоях русского общества.  Большим успехом пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза»,  «Реймс». На рекламном листе 1902 года можно найти и такие наименования,  как «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды» - сказывалось влияние  общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень»  часто называли «неподражаемыми».

     Еще одним продуктом, приносящим крупную прибыль предприятию  Брокара, был зубной порошок. Порошок выходил в изысканных жестяных  коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями. (Хромолитография -  это способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для  каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная форма). Когда  Брокар стал уже богатым и знаменитым, о нём начали ходить удивительные  легенды. Например, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в  начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также  приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха,  когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли  изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный  красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох  разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок  обычно садятся голосовые связки.



 
В  1904 году неожиданной строкой в записях императрицы Александры  Федоровны стало упоминание о духах, подаренных ей «Товариществом Брокар и  Ко» по случаю рождения наследника престола. Мелькнуло даже имя героя   нашего повествования.
. Государыне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.

С этих лет началась история парфюмерного шедевра, названного «Любимый  букет императрицы». Хрустальный флакон украсили этикеткой с портретом  Екатерины II. Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из  алого шелка были вполне в духе времени.
  Неотделимость парфюмерии от частной жизни человека, будь то костюм,  прическа, запахи жилых комнат, - очевидна. Ароматы, так же, как музыка,  литература, живопись, мода, отражают каждый свое время. Но зыбкое,  полное загадок и вымысла пространство науки о запахах слишком  значительно, чтобы отдать парфюмерии главную роль. Она всего лишь фея,  навевающая иллюзии, мечты о счастье и наслаждении. Такая установка  парфюмерных запахов («на счастье») объясняется их прямым воздействием на  подсознание, не вызывая у человека ни чувства тревоги, ни опасений  перед неизведанным.
   Наш  герой  - мифическая фигура, и поэтому его биография является  приблизительной. Дорогой мой  читатель не  стоит  по  прочтении  сего  опуса  открывать Википедию и  искать  имя  этого человека там, увы,  в  данном случае  даже она бессильна. Нет  упоминания о нем   и в   Энциклопедическом  словаре  Брокгауза и Эфрона.
                                                                                                                                      
      Между  тем  герой нашего повествования один из самых известных  специалистов  в  своей  отрасли  серебряного века.. Молодой  человек  начал свою деятельность на фабрике Альфонса Ралле, откуда его переманил  конкурент, а именно Генрих Брокар. В 1900 году создал эпохальный аромат  русской парфюмерии  и если   не  торопясь  пройтись  по современным   бутикам и  магазинам, уверяю  тебя ,  читатель, ты  его  отыщешь и в  нашем  пресыщенном 21-м веке.
В 20-е годы, эпоху НЭПа, выходят первые духи советского производства.  Выпускают их старинные фабрики,  национализированные советским   правительством. Так, за вывеской "Парфюмерная фабрика №2" скрывалось  производство Брокара, которая в начале 20 вв. получала первые призы на  международных выставках.
Многие парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался, в Советском Союзе и наш герой.
Сам маэстро считал, что именно в эти годы пробил звездный час для его  творения. Вместе со старым сотрудником фабрики, художником предприятия,  он придумывает новое название своему  творению. Его привело в восторг   представленная


 
  упаковка – красно-золотистая коробочка. Он считал, что такое  оформление точно выражает не только образ его духов, но и художественный  авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в упаковке  парфюмерной продукции.
    Для  героя нашего повествования,  которому уже перевалило за 50,  настало время тихого и незаметного существования советского служащего.  Парфюмерия еще долгие годы будет считаться мещанским пережитком, а его  знаменитое  творение из роскошных духов для избранных превратится в  доступную вещь. Цветочный букет с искорками мускуса будет единственной  возможностью для многих поколений советских женщин ощутить потаенную  радость, извечное пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и  свежему дыханию среднерусской природы.

На Всероссийской выставке «Пищевая индустрия» в 1939 году среди полотен  была выставлена работа художника Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где  на переднем плане красовалась подарочная коробка с набором духов, пудры и  мыла
      Создателя духов давно не было в живых. Он был оклеветан и погиб в  ГУЛАГе. Такая же участь постигла и художника несколько лет спустя. Их  имена больше нигде не упоминались. Но великие ароматы, ставшие предметом  искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой.  

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама