Самая заветная мечта
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Проза жизни
Автор:
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 36
Читатели: 638
Внесено на сайт:
Действия:
«В бане»

Самая заветная мечта

  В моём детстве и юности многие  сверстники мечтали стать космонавтами или полярниками, или же, на худой  конец, директорами мясных магазинов. Я никогда не витал в облаках — моя  заветная мечта была простой до примитива — я жаждал, чтобы у нас в  квартире был ТЁПЛЫЙ САНУЗЕЛ. Забегая далеко вперёд, скажу, что эта мечта  в полном объёме осуществилась только в 1983-м году,  когда мы наконец-то вселились в квартиру со всеми удобствами...

 Итак. Из Остёрского роддома меня принесли в однокомнатную квартирку в  четырёхквартирном одноэтажном доме по улице 1-го Мая. Рядом стоял другой,  точно такой же, дом, а двор у этих домов был один. Во дворе было: 4  помойки, 5 нужников и 5 сараев, в которых соседи держали трёх свиней и  одну корову. Вода была в колонке в 50 метрах от нашего двора. Квартиры в  домах имели печное отопление. Само-собой, что ни о каких ванных и  унитазах в этих домах и речи быть не могло. Но никто не паниковал и не  колотился — так жило тогда АБСОЛЮТНОЕ большинство людей в СССР.

Мои молодые читатели могут спросить: но как же мылись люди в таких условиях? Ну, вот об этом я и хочу рассказать поподробнее.
 До 10 лет меня мыли на кухне возле печки. Процедура была простой — в  субботу или в воскресенье бабушка кипятила ведро и две большие  алюминиевые кастрюли воды, меня ставили в балию и мыли. Этой воды вполне  хватало на все нужды. По исполнении 10 лет, на семейном совете было  принято решение, что я уже вполне созрел для походов с отцом в Остёрскую  городскую баню.

  Остёрская баня была построена в начале 20-го века на деньги, собранные  еврейской городской общиной. Этот факт зафиксирован в истории города.  Баня представляла из себя приземистое здание барачного типа с  маленькими, закрашенными белой краской, окнами и кочегаркой, прилегавшей к  зданию слева от входа. Баня работала три дня в неделю: с пятницы по  воскресенье. По большим праздникам радость помыться предоставлялась  советской властью и в дополнительные дни.

  В бане в холодное время года всегда было полно людей. Чтобы попасть в  помывочную, мы ждали с отцом не менее часа в очереди, которая всегда  угнетала меня дурными запахами. Мужики, сидевшие в коридоре, воняли  поганым табаком, нафталином, пОтом и перегаром. Но деваться было некуда —  мы сидели и ждали торжественного выхода горбуна-банщика Петра(Петро  стал горбуном в детстве, упав с крыши хаты на землю), который объявлял:  "Хлопцы! Е два шкапчика. Заходьтэ!" Ура! Мы входили в предбанник и  оккупировали, освободившиеся ячейки для вещей. Пол в предбаннике всегда  был грязным и холодным, и шлёпать по нему босыми ногами было мерзко.  Шлёпанцы-"вьетнамки" у нас с отцом появились только где-то в середине  70-х, а до этого мы ходили "як уси" — босиком.

  По дороге в помывочный зал мы с отцом вытаскивали из ванной,  наполненной водой с крутой хлоркой, пару алюминиевых шаек и ныряли в  жаркий рай помывочной. А уж там… О, это было роскошно! Вода, много  горячей воды и пара! Процедура мытья была следующей: мы находили место  на топчане из мраморной крошки, пристраивали наши шаечки с мыльницами и  мочалками, и начинали балдеть. Сначала следовало пойти к одному из двух  кранов и наполнить шайку горячей водой. Потом, пристроив это дело на  топчане, нужно было окунуть в воду мочалку и намылить её куском мыла. О  мыле пару отдельных слов. Как правило, мы пользовались  "Сунычным"("Клубничным" по-русски) или же "Детским"(14 коп. за штуку),  но очень многие мужики в те годы мылись "простым" "Хозяйственным" мылом —  самым дешёвым и имевшим вид, который не менялся со времён Гражданской  войны: серый и вонючий брусок. Шампунь появился в нашем обиходе где-то к  началу 70-х, а до этого голову мы мыли тем же мылом. Башка потом жутко  чесалась, но… Спасибо КПСС и за это! ;-))) Как я уже сказал, в начале  70-х советская власть обрадовала нас шампунем "Ивушка". Это было, в  общем-то, жидкое мыло зелёного или жёлтого цвета с запахом дерьмового  одеколона. Бутылки этого шампуня были из стекла и горбун-банщик жутко  лаялся на тех, кто проносил эту байду в баню: "Разобьетэ мэни, а люды  соби пьяткы порижуть! Мылом мыйтэся — нэ паны!"

  Чуть позднее в местном универмаге стал продаваться(по блату, как  правило) рижский шампунь "Янтарный". Это было просто атас! Пластмассовый  тюбик с очень приятно пахнущим, янтарного цвета содержимым. Уже в  начале 80-х появилось сирийского производства мыло немецкой фирмы "Fa" и  той же фирмы шампунь. После этого мы поняли, что качество нашей жизни  достигло своего апогея — желать большего было уже просто грешно… Но я  забежал далеко вперёд — вернёмся-ка назад, в Остёрскую баню начала 70-х  годов.

  В мужском отделении(эксклюзивно!) имелась парная с влажным  паром(русский стиль). Я туда никогда не ходил — становилось погано, а  отец всегда делал по три 10-минутных захода. Парился он берёзовым  веником. Эти веники он варганил в летнее время и сушил их на верёвке,  растянутой на чердаке нашего дома. У многих мужиков были такие же веники  и они хвастались друг перед другом качеством и запахом их банных  помощников... Помимо кранов с кипятком и холодной водой, в помывочной были два душа.  К душу всегда стояла очередь и помыться под ним удавалось не особо  долго: "Хорош, пацан, иды вжэ до батька!" Ну, пару минуток радости —  тоже нечто...

  После мытья почти все мужики и бабы(у женщин было отделение в левой  части барака) усаживались в предбаннике "отойти". До начала 80-х годов в  предбаннике был буфет. Там продавалось пиво в розлив и иногда(по  праздникам) — бутылочное. В ассортименте этого гандэлыка(так  по-украински остряне называли питейные точки) были плавленные сырки  "Дружба", крутые до черноты желтков яйца, колбаса "Краковская"(дикая  роскошь, которую почти никто никогда для закуски не покупал — цены были  не государственные, как в Чернигове и Киеве, а коммерческие — в два раза  выше), консервы "Килька в томате", коржики "Звёздочка" и  конфеты-смоктушки. Отец всегда брал мне бутылку лимонада "Дюшес" или  "Буратино", а себе — бокал пива. Пить лимонад прямо из бутылки казалось  мне дикой крутизной — я был похож в эти моменты на залихватского  штатовского ковбоя, которого видел пьющим загадочную кока-колу в  каком-то ГэДэЭровском фильме с участием неизменного Гойко Митича...

  Весьма часто мужики доставали из кармана "грамульку" или "чекушку" —  250-граммовую бутылочку водки. Водку вливали в кружки с пивом и через  пол-часа начинали говорить громко и развязно. При этом все курили и  ругались матом. Когда дело заходило слишком далеко и посиделки начинали  переходить в агрессивное русло, то накрашенная буфетчица Марушка орала,  выпучив туповатые глаза: "Ща мылицию вызову! А ну йдить до жинок! Бач,  разварнякалысь тута мэни!" Мужики, обычно, пугались и быстро линяли.  Если же нет, то горбун Петро подходил и увещевал: "Хлопцы! Товарышы! Ну  на х*я оцэ така хэрня? Помылыся, виддохнулы — йдить соби додому… На шо  тут хэрню робыть? Воно вам трэба?.." Драк я в бане не помню — как-то  обходилось...

  Возвращались мы с отцом домой после мытья умиротворённые и реально  счастливые… Но я всегда думал, что, как было бы классно иметь свою ванную  — такую, как у маминой старшей сестры - тёти Зои, у которой в Чернигове  была благоустроенная квартира… Визиты в Чернигов и мытьё в ванной были  громадной радостью для меня в те годы. Но о поездках в гости к  черниговской родне я расскажу как-нибудь позже — это большая тема и  немалый кусок моей души...


22.04.14г.

         
Послесловие:
На этом фото, взятом мною из Интернета, не остёрская баня, но интерьер и антураж - такие же.

Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию

Когда читаешь подобные произведения – первое, что приходит в голову, это мысль о том, что читаешь мемуары. Будь автор постарше, всё написанное можно было бы отнести именно к этому жанру.
Однако – нет. Всё-таки, воспоминания. Причём проникнутые теплом и добрым отношением к тем временам, которые безвозвратно ушли.
За что я люблю именно этот прозаический жанр? За то, что не надо раздумывать над вопросами: «А что хотел показать автор того или иного произведения?» Или «Удалось ли автору достичь поставленной задачи?» и т.д.    Какие тут могут быть задачи? Разве человек думает об этом, когда пишет о том, что было с ним лично? Это же не исторические события, к описанию которых надо подходить предельно внимательно, чтобы не дай Бог – допустить какое-то нарушение. Воспоминания – они на то воспоминания и есть, чтобы рассказать о прожитом. Что там хотел показать автор? Да ничего не хотел. Просто записал то, что ему пришлось пережить в детстве, юности или более зрелом возрасте – и всё.

Однозначный плюс произведения  –  это лёгкость изложения. Даже тем, кто  родился после распада Советского Союза, во время  чтения становится интересно. Автор не старается навязать свою точку зрения, не загружает свои воспоминания излишними деталями и подробностями. Мысли ложатся на бумагу, будто сами собой.  Рассказ протекает плавно, это способствует лёгкому восприятию, словно автор  представляет перед собой читателей и рассказывает им о том, что помнит из детства.
В рассказе явно ощущается ностальгия по былому  времени, несмотря на то, что жизнь в это самое время была далека от идеальной. Печное отопление, туалет на улице, поросята, живущие в сарае, который располагается прямо около дома – ни о каких удобствах и речи быть не может. Но автор подчёркивает: так жило большинство людей, поэтому неудобства не то, что не вызывали каких-то отрицательных эмоций – они воспринимались, как само собой разумеющееся.

Улучшение уровня жизни – вещь, безусловно, хорошая, но, как и любое явление, она имеет свои отрицательные стороны. Люди, которые с детства привыкают к тому, что у них есть красивая одежда, добротная мебель, быстрая машина, не могут перестроить своего сознания и своих привычек. Жизнь без шкафа, битком набитого одеждой всех  цветов и фасонов, без красивой посуды, без кухонной техники в наше время кажется невозможной. Того, что в квартире нет ванной с горячей водой, некоторые сейчас даже не представляют. Это же элементарно, когда ты поворачиваешь красный кран – и на руки тот час льётся сначала тёплая, а потом и горячая водичка.
Элементарно?...

В рассказе говорится о том, как люди, не имеющие ванных комнат, ходили по выходным дням в общую баню. При этом автор невольно передаёт события тех дней не взрослым, а языком, близким к детскому, потому что мыться в бане ему пришлось именно ребёнком. В правдоподобности описанию отказать нельзя: большинство людей, рожденных в 50-е – 60-е годы знают, что такое общественная баня, не понаслышке. Действительно, лет до семи детей мыли прямо дома, в тазиках и ушатах. Это считалось самым обычным делом. Если горячей воды не было, никто не бежал с криками в местный ЖЭК и не обрывал телефон аварийных служб. Отсутствие воды не воспринималось бедой. В таких случаях на плиту водружали десятилитровое  эмалированное ведро – и через полчаса холодная вода превращалась в горячую. Правда, нужно было запастись ещё одним немаловажным предметом, а именно – ковшиком для того, чтобы смывать с ребёнка мыло. Неудобно, это не оспаривается, но всё же выход из положения был.

Помывка в бане, где горячая вода была всегда, многими воспринималась, как праздник. А если в бане был ещё бассейн и душ – для неизбалованной советской детворы это казалось раем.
Не меньшим раем казался поход в буфет, который в советские времена был при каждой бане. Взрослые с удовольствием пили пиво, детям покупали лимонад.  А учитывая то, что именно в банных буфетах очень часто можно было купить то, чего не было в магазинах (та же самая «краковская» колбаса) – люди ждали выходных дней не только потому, что в эти  дни  можно было основательно помыться. Это были дни, когда себе можно было позволить немножечко расслабиться, потому что работали все с полной самоотдачей, и в течение недели большинству людей было просто не до этого.

Когда читаешь воспоминания, вольно или невольно сравниваешь описываемую жизнь с тем периодом, в котором приходится жить.
Конечно, многим, в особенности молодёжи, сейчас трудно понять состояние души тех, кто жил в советское время. Да и сохранились ли общественные бани в наше время? Если да – то их стало очень мало. Так называемые «Фитнес центры», в которых есть сауны с бассейнами, потихонечку вытеснили бани.  То, что раньше помыться в бане мог позволить себе любой человек, независимо от того, кем он работал, потому что вход в баню исчислялся в копейках, а поход в сауну ощутим для кошелька – об этом говорить не принято. В конце концов, нет возможности пойти в сауну – можно помыться дома, в благоустроенной ванной. Тут тебе и горячая вода, и шампуни, и кондиционер для волос, и гель для мытья. Казалось бы, всё есть. Нет одного.  Приподнятого настроения, как это было после посещения бани.
В рассказе не зря уделяется внимание тому, что человек возвращался из бани не просто чистым. Он возвращался умиротворенным и реально счастливым.  Словно очищению подверглось не только тело, но ещё и душа, которую после бани наполняла радость.  Автор не пишет об этом, но сквозь строчки читается ясно: эту радость в наше время многие не поймут.
Здесь вспоминаются слова Михаила Жванецкого: «Купил бутылку кефира – радость. Раздобыл банку зелёного горошка – радость вдвойне!» Всё потому, что люди умели находить эту радость в самых немудреных вещах. В том числе – и в банных днях.

С точки зрения стилистики замечаний нет.

Лексикологически текст соответствует нормам, за исключением небольшого количества «спрятанных» в кавычки  обсценных слов.

Грамматических ошибок не выявлено.

На основании вышеизложенного, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.



Ссылка на произведение   https://fabulae.ru/prose_b.php?id=66882 
Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 16.06.2020
     23:56 17.09.2020 (1)
1
А мне запах хозяйственного мыла нравится, я до сих пор им иногда пользуюсь. До пандемии мыла руки жидким мылом в бутылочках, а теперь перешла на хозяйственное. Оно сделано из натуральных компонентов и очень полезное, убивает большую часть вредоносных микробов.
     00:20 18.09.2020
В принципе, ЛЮБОЕ мыло вполне справляется с микробами. А хозяйственное мыло, как по мне, имеет мерзкий запах. Да, НАТУРАЛЬНОЕ, но в США мы открыли для себя иные натуральные мыла, в которых всякие там оливковые масла с вкраплениями каких-то душистых растений, типа лаванды. Очень круто! По цене - тоже. За кусок, равный по размерам совдеповскому "простому" мылу, - 4 бакса. Но зато какой аромат и как сладостно нежит кожу!
     00:37 17.06.2020 (1)
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор: Магдалина Гросс
Рецензия на: Самая заветная мечта
Баллы: 2
Читатели: 9
Внесено на сайт: 14:46 16.06.2020


Самая заветная мечта (Рецензия на одноименное произведение автора Бориса Костинского)

Когда читаешь подобные произведения – первое, что приходит в голову, это мысль о том, что читаешь мемуары. Будь автор постарше, всё написанное можно было бы отнести именно к этому жанру.
Однако – нет. Всё-таки, воспоминания. Причём проникнутые теплом и добрым отношением к тем временам, которые безвозвратно ушли.
За что я люблю именно этот прозаический жанр? За то, что не надо раздумывать над вопросами: «А что хотел показать автор того или иного произведения?» Или «Удалось ли автору достичь поставленной задачи?» и т.д.    Какие тут могут быть задачи? Разве человек думает об этом, когда пишет о том, что было с ним лично? Это же не исторические события, к описанию которых надо подходить предельно внимательно, чтобы не дай Бог – допустить какое-то нарушение. Воспоминания – они на то воспоминания и есть, чтобы рассказать о прожитом. Что там хотел показать автор? Да ничего не хотел. Просто записал то, что ему пришлось пережить в детстве, юности или более зрелом возрасте – и всё.

Однозначный плюс произведения  –  это лёгкость изложения. Даже тем, кто  родился после распада Советского Союза, во время  чтения становится интересно. Автор не старается навязать свою точку зрения, не загружает свои воспоминания излишними деталями и подробностями. Мысли ложатся на бумагу, будто сами собой.  Рассказ протекает плавно, это способствует лёгкому восприятию, словно автор  представляет перед собой читателей и рассказывает им о том, что помнит из детства.
В рассказе явно ощущается ностальгия по былому  времени, несмотря на то, что жизнь в это самое время была далека от идеальной. Печное отопление, туалет на улице, поросята, живущие в сарае, который располагается прямо около дома – ни о каких удобствах и речи быть не может. Но автор подчёркивает: так жило большинство людей, поэтому неудобства не то, что не вызывали каких-то отрицательных эмоций – они воспринимались, как само собой разумеющееся.

Улучшение уровня жизни – вещь, безусловно, хорошая, но, как и любое явление, она имеет свои отрицательные стороны. Люди, которые с детства привыкают к тому, что у них есть красивая одежда, добротная мебель, быстрая машина, не могут перестроить своего сознания и своих привычек. Жизнь без шкафа, битком набитого одеждой всех  цветов и фасонов, без красивой посуды, без кухонной техники в наше время кажется невозможной. Того, что в квартире нет ванной с горячей водой, некоторые сейчас даже не представляют. Это же элементарно, когда ты поворачиваешь красный кран – и на руки тот час льётся сначала тёплая, а потом и горячая водичка.
Элементарно?...

В рассказе говорится о том, как люди, не имеющие ванных комнат, ходили по выходным дням в общую баню. При этом автор невольно передаёт события тех дней не взрослым, а языком, близким к детскому, потому что мыться в бане ему пришлось именно ребёнком. В правдоподобности описанию отказать нельзя: большинство людей, рожденных в 50-е – 60-е годы знают, что такое общественная баня, не понаслышке. Действительно, лет до семи детей мыли прямо дома, в тазиках и ушатах. Это считалось самым обычным делом. Если горячей воды не было, никто не бежал с криками в местный ЖЭК и не обрывал телефон аварийных служб. Отсутствие воды не воспринималось бедой. В таких случаях на плиту водружали десятилитровое  эмалированное ведро – и через полчаса холодная вода превращалась в горячую. Правда, нужно было запастись ещё одним немаловажным предметом, а именно – ковшиком для того, чтобы смывать с ребёнка мыло. Неудобно, это не оспаривается, но всё же выход из положения был.

Помывка в бане, где горячая вода была всегда, многими воспринималась, как праздник. А если в бане был ещё бассейн и душ – для неизбалованной советской детворы это казалось раем.
Не меньшим раем казался поход в буфет, который в советские времена был при каждой бане. Взрослые с удовольствием пили пиво, детям покупали лимонад.  А учитывая то, что именно в банных буфетах очень часто можно было купить то, чего не было в магазинах (та же самая «краковская» колбаса) – люди ждали выходных дней не только потому, что в эти  дни  можно было основательно помыться. Это были дни, когда себе можно было позволить немножечко расслабиться, потому что работали все с полной самоотдачей, и в течение недели большинству людей было просто не до этого.

Когда читаешь воспоминания, вольно или невольно сравниваешь описываемую жизнь с тем периодом, в котором приходится жить.
Конечно, многим, в особенности молодёжи, сейчас трудно понять состояние души тех, кто жил в советское время. Да и сохранились ли общественные бани в наше время? Если да – то их стало очень мало. Так называемые «Фитнес центры», в которых есть сауны с бассейнами, потихонечку вытеснили бани.  То, что раньше помыться в бане мог позволить себе любой человек, независимо от того, кем он работал, потому что вход в баню исчислялся в копейках, а поход в сауну ощутим для кошелька – об этом говорить не принято. В конце концов, нет возможности пойти в сауну – можно помыться дома, в благоустроенной ванной. Тут тебе и горячая вода, и шампуни, и кондиционер для волос, и гель для мытья. Казалось бы, всё есть. Нет одного.  Приподнятого настроения, как это было после посещения бани.
В рассказе не зря уделяется внимание тому, что человек возвращался из бани не просто чистым. Он возвращался умиротворенным и реально счастливым.  Словно очищению подверглось не только тело, но ещё и душа, которую после бани наполняла радость.  Автор не пишет об этом, но сквозь строчки читается ясно: эту радость в наше время многие не поймут.
Здесь вспоминаются слова Михаила Жванецкого: «Купил бутылку кефира – радость. Раздобыл банку зелёного горошка – радость вдвойне!» Всё потому, что люди умели находить эту радость в самых немудреных вещах. В том числе – и в банных днях.

С точки зрения стилистики замечаний нет.

Лексикологически текст соответствует нормам, за исключением небольшого количества «спрятанных» в кавычки  обсценных слов.

Грамматических ошибок не выявлено.

На основании вышеизложенного, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.



Ссылка на произведение  https://fabulae.ru/prose_b.php?id=66882
Оценка произведения: 9

     23:27 17.06.2020

Большое спасибо, Магдалина, за проделанную работу! Как ни крути, но лучше Вас в настоящее время на "Фабуле" рецензий не пишет никто!  Говорю это не из желания подсластиться к редактору(мне это не свойственно органически!), а, в силу умения быть предельно объективным.

Вам удалось увидеть ГЛАВНОЕ в моём рассказике - ТЕПЛОТУ. Честно говоря, когда я писал "Самую заветную мечту", то хотел швыронуть очередную каменюку в, ненавидимый мной до судорог, Совок. Но вот не вышло. Получилось мягко и без яда. Очевидно, это потому, что писал данный рассказ не Борис Костинский, а пацанчик Боря, который в те годы смотрел на мир не ироничными глазами тёртого и бывалого нынешнего Бориса, а добрым и пытливым взором впечатлительного и невероятно милого мальчугана, о котором воспитательница в детском саду, где я смог продержаться только две недели("не садиковский ребёнок"), сказала коротко и объективно: "Ума палата, а не мальчик!".

Но вот вопрос: есть ли у меня подлинная ностальгия за тем временем? В принципе, я не сентиментален. Уж не знаю - недостаток это ли позитив... Но так оно и есть - ностальгии у меня нет. Возможно, это потому, что я не чувствую себя неуютно в нынешнем месте и времени. По своим физическим данным и внутреннему самоощущению я запросто вписываюсь в компанию студентиков, так как, у нас почти одинаковые вкусы в музыке и моде, и я не кажусь молодёжи отстойным совком, постоянно кряхтящим о "старых добрых временах".  Но вот в любой компании  сверстников мне РЕАЛЬНО неуютно. Это большая проблема! Мне и на всех литсайтах трудно общаться с теми, кто хронически сидит на обочине и вздыхает о былом. Лично мне подобное кажется постыдным, так же, как постыдным я считаю выворачивание своих личных проблем на совершенно посторонних людей, чем грешат очень многие обитатели литсайтов предпенсионного и пенсионного возраста.
На посошок, сообщаю Вам, Магдалина, что с удовольствием копирую Вашу рецензию и размещаю её под моим рассказом.







     12:35 14.06.2020 (1)
1
А я помню, как первый "Янтарный" шампунь один из наших  родственников  привозил из Клайпеды ещё в металлическом тюбике. Радости было...
А уж потом, когда его в пластиковый тюбик поместили, мы чуть ли не европейцами себя ощущали. Вот времена были! 
     14:43 14.06.2020
1
"Янтарный" был реально громадным прорывом на тот момент. Второй по глобальности такой прорыв был, когда в СССР стали делать жвачки. До этого фарцовщики торговали жвачками, попавшими в СССР от моряков дальнего плавания. Я впервые жвачку пожевал в 14 лет - соседский пацан, у которого отец был секретарём в горсовете и имел контакты с "нужными" людьми, угостил меня датской жвачкой-подушечкой. Она была розового цвета и её вкус мне показался неземным. Мало того, оказалось, что её можно было ещё и надуть. Я жевал это добро несколько дней - вынимал изо рта, заворачивал в листок из тетради, а потом отдирал от бумаги и жевал опять. А ещё помню, что первый раз в жизни я попробовал ананас на дне рождения у одноклассника Витьки Манилова - его мать была передовой ткачихой и ей как-то удалось раздобыть это диво. Это было, кажется, в 1972-м году... Короче, как говорится, спасибо родной коммунистической партии за её громадную заботу о простых советских людях!
     04:29 20.10.2019 (1)
1
В наше время уже никто не мечтает быть космонавтом, все бизнесменами хотят быть. А жаль...
     15:59 20.10.2019
1
Иная реальность! В СССР деньги были очень важны, но куда важнее было быть поближе к распределителю. У элитарных групп населения, к которым КПСС приписало и космонавтов, была возможность получать куски послаще из рук этой самой власти. Именно поэтому советские дети мечтали быть кем-то, кто обласкан вниманием власти. Теперь, худо ли-бедно ли, но можно и без ласк чиновников жить вполне достойно - зарабатывай деньги и покупай на них всё, что придёт в твою голову. Никаких спецраспределителей - всё лежит на полках магазинов.
     14:04 04.09.2018 (1)
1
Помню баню, до которой нужно было добираться на автобусе, шедшего пол часа. А приходил он раз в час. Да зимой после баньки в 25градусный мороз!
Эх, были времена!...
     00:18 05.09.2018
Мы пешком ходили в баню. 15 минут - и там.
     18:42 24.11.2016 (1)
1
Хе, семьи комсостава мылись по субботам в общей бане, точно такая же, тока без кабинок и бесплатная После женщин  и детей мылись матросики... 
     18:50 24.11.2016 (1)
1
Бесплатно? О, это таки была офигенная льгота!
     18:52 24.11.2016 (1)
1
 Так мы же жили в гарнизоне, только семьи военнослужащих. В домах без удобств Вот командир части и устроил для семей банный день))
     19:11 24.11.2016 (1)
1
Насколько я помню, самой крутой льготой для военнослужащих в те времена был Военторг. Я помню, многие мои земляки прорывались в военный городок "Десна", который был в 10 км. от Остра, чтобы отовариться мясом и колбасой по госценам в гастрономе этой В/Ч.  Одежда тоже была в местном магазине получше... Но попасть в городок было проблемой. На КПП нужно было назвать фамилию жителя городка, к которому якобы ехали остряне. Фамилии земляков-прапорюг, живших в "Десне", передавали друг другу, как секретный пароль...
     19:18 24.11.2016
1
У нас такого не было Нас возил в город и из города выделенный частью автобус Только своих.
     17:40 24.11.2016 (1)
1
Помню таку баню. Бабушка моя до 74 года жила в комнатке при Институте усовершенствования учителей, где и работала техничкой. мы-то жили в военных городках, в благоустроенных квартирах, но меня часто оставляли у бабушки и она водила меня в общественную баню. Было интересно и страшновато. И мылом мылись земляничным и простым, кстати мои кудри после простого мыла становились очень даже классными, лучше, чем после шампунек, но вот запах земляничного мыла я не терплю с детства, почему и землянику не люблю, мне кажется, что она мылом прёт. А иногда, если была небольшая очередь, то в бане ходили в комнату с ванной и с душем. Тогда это рассматривалось, как приключение. Но баню я до сих пор не люблю, а сейчас из-за влажности не переношу, даже русскую деревенскую, начинается приступ астмы.
     18:10 24.11.2016 (1)
1
В нашей бане тоже имелась "спец-комната". Там была отдельная ванна и душевой сосок. Стоило это роскошество абсолютно убийственно - кажется, 2 рубля с человека. Остряне ненавидели тех, кто позволял себе ходить в эту комнату: "Бач, паны чёртовы!" Пользовались этой спец-помывочной считанные горожане, в основном, из начальства...
     18:19 24.11.2016 (1)
1
Ну, я не помню, сколько это стоили...
     18:29 24.11.2016 (1)
2
Билет в общий банный зал стоил 45 копеек - это я точно помню. Но, если кто хотел попасть без очереди, то совали Петру рубль и он направлял в один из его служебных шкафчиков(у него их было, кажется, три). Народ в очереди дико роптал, но Петро умел умаслить борцов за справедливость фразой, типа: "И шо вы тута крычытэ? Людына на дэнь народжэння спышыть..." Все стихали - день рождения считался абсолютно святым моментом...
     18:37 24.11.2016 (1)
1
Банщики до сих пор хорошо зарабатывают, а тогда эта профессия очень была востребована. Где-то читала, что им вредность шла, как на химзаводах...
     18:43 24.11.2016 (1)
Про вредность для банщиков впервые слышу. Вредность у них, как по мне, была только от водочки - народ ведь частенько угощал их в буфете от всей души...
     18:47 24.11.2016
2
Да где-то попадался реестр вредных профессий СССР. У кого-то в заметках, мы долго ржали над банщиками и приёмщиками стеклотары - у последних тоже вредность была.
Книга автора
Зеркало без опоры 
 Автор: Юрий Катаев
Реклама