Когда читаешь подобные произведения – первое, что приходит в голову, это мысль о том, что читаешь мемуары. Будь автор постарше, всё написанное можно было бы отнести именно к этому жанру.
Однако – нет. Всё-таки, воспоминания. Причём проникнутые теплом и добрым отношением к тем временам, которые безвозвратно ушли.
За что я люблю именно этот прозаический жанр? За то, что не надо раздумывать над вопросами: «А что хотел показать автор того или иного произведения?» Или «Удалось ли автору достичь поставленной задачи?» и т.д. Какие тут могут быть задачи? Разве человек думает об этом, когда пишет о том, что было с ним лично? Это же не исторические события, к описанию которых надо подходить предельно внимательно, чтобы не дай Бог – допустить какое-то нарушение. Воспоминания – они на то воспоминания и есть, чтобы рассказать о прожитом. Что там хотел показать автор? Да ничего не хотел. Просто записал то, что ему пришлось пережить в детстве, юности или более зрелом возрасте – и всё.
Однозначный плюс произведения – это лёгкость изложения. Даже тем, кто родился после распада Советского Союза, во время чтения становится интересно. Автор не старается навязать свою точку зрения, не загружает свои воспоминания излишними деталями и подробностями. Мысли ложатся на бумагу, будто сами собой. Рассказ протекает плавно, это способствует лёгкому восприятию, словно автор представляет перед собой читателей и рассказывает им о том, что помнит из детства.
В рассказе явно ощущается ностальгия по былому времени, несмотря на то, что жизнь в это самое время была далека от идеальной. Печное отопление, туалет на улице, поросята, живущие в сарае, который располагается прямо около дома – ни о каких удобствах и речи быть не может. Но автор подчёркивает: так жило большинство людей, поэтому неудобства не то, что не вызывали каких-то отрицательных эмоций – они воспринимались, как само собой разумеющееся.
Улучшение уровня жизни – вещь, безусловно, хорошая, но, как и любое явление, она имеет свои отрицательные стороны. Люди, которые с детства привыкают к тому, что у них есть красивая одежда, добротная мебель, быстрая машина, не могут перестроить своего сознания и своих привычек. Жизнь без шкафа, битком набитого одеждой всех цветов и фасонов, без красивой посуды, без кухонной техники в наше время кажется невозможной. Того, что в квартире нет ванной с горячей водой, некоторые сейчас даже не представляют. Это же элементарно, когда ты поворачиваешь красный кран – и на руки тот час льётся сначала тёплая, а потом и горячая водичка.
Элементарно?...
В рассказе говорится о том, как люди, не имеющие ванных комнат, ходили по выходным дням в общую баню. При этом автор невольно передаёт события тех дней не взрослым, а языком, близким к детскому, потому что мыться в бане ему пришлось именно ребёнком. В правдоподобности описанию отказать нельзя: большинство людей, рожденных в 50-е – 60-е годы знают, что такое общественная баня, не понаслышке. Действительно, лет до семи детей мыли прямо дома, в тазиках и ушатах. Это считалось самым обычным делом. Если горячей воды не было, никто не бежал с криками в местный ЖЭК и не обрывал телефон аварийных служб. Отсутствие воды не воспринималось бедой. В таких случаях на плиту водружали десятилитровое эмалированное ведро – и через полчаса холодная вода превращалась в горячую. Правда, нужно было запастись ещё одним немаловажным предметом, а именно – ковшиком для того, чтобы смывать с ребёнка мыло. Неудобно, это не оспаривается, но всё же выход из положения был.
Помывка в бане, где горячая вода была всегда, многими воспринималась, как праздник. А если в бане был ещё бассейн и душ – для неизбалованной советской детворы это казалось раем.
Не меньшим раем казался поход в буфет, который в советские времена был при каждой бане. Взрослые с удовольствием пили пиво, детям покупали лимонад. А учитывая то, что именно в банных буфетах очень часто можно было купить то, чего не было в магазинах (та же самая «краковская» колбаса) – люди ждали выходных дней не только потому, что в эти дни можно было основательно помыться. Это были дни, когда себе можно было позволить немножечко расслабиться, потому что работали все с полной самоотдачей, и в течение недели большинству людей было просто не до этого.
Когда читаешь воспоминания, вольно или невольно сравниваешь описываемую жизнь с тем периодом, в котором приходится жить.
Конечно, многим, в особенности молодёжи, сейчас трудно понять состояние души тех, кто жил в советское время. Да и сохранились ли общественные бани в наше время? Если да – то их стало очень мало. Так называемые «Фитнес центры», в которых есть сауны с бассейнами, потихонечку вытеснили бани. То, что раньше помыться в бане мог позволить себе любой человек, независимо от того, кем он работал, потому что вход в баню исчислялся в копейках, а поход в сауну ощутим для кошелька – об этом говорить не принято. В конце концов, нет возможности пойти в сауну – можно помыться дома, в благоустроенной ванной. Тут тебе и горячая вода, и шампуни, и кондиционер для волос, и гель для мытья. Казалось бы, всё есть. Нет одного. Приподнятого настроения, как это было после посещения бани.
В рассказе не зря уделяется внимание тому, что человек возвращался из бани не просто чистым. Он возвращался
умиротворенным и реально счастливым. Словно очищению подверглось не только тело, но ещё и душа, которую после бани наполняла радость. Автор не пишет об этом, но сквозь строчки читается ясно: эту радость в наше время многие не поймут.
Здесь вспоминаются слова Михаила Жванецкого: «Купил бутылку кефира – радость. Раздобыл банку зелёного горошка – радость вдвойне!» Всё потому, что люди умели находить эту радость в самых немудреных вещах. В том числе – и в банных днях.
С точки зрения стилистики замечаний нет.
Лексикологически текст соответствует нормам, за исключением небольшого количества «спрятанных» в кавычки обсценных слов.
Грамматических ошибок не выявлено.
На основании вышеизложенного, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.
Ссылка на произведение
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=66882
Вам удалось увидеть ГЛАВНОЕ в моём рассказике - ТЕПЛОТУ. Честно говоря, когда я писал "Самую заветную мечту", то хотел швыронуть очередную каменюку в, ненавидимый мной до судорог, Совок. Но вот не вышло. Получилось мягко и без яда. Очевидно, это потому, что писал данный рассказ не Борис Костинский, а пацанчик Боря, который в те годы смотрел на мир не ироничными глазами тёртого и бывалого нынешнего Бориса, а добрым и пытливым взором впечатлительного и невероятно милого мальчугана, о котором воспитательница в детском саду, где я смог продержаться только две недели("не садиковский ребёнок"), сказала коротко и объективно: "Ума палата, а не мальчик!".
Но вот вопрос: есть ли у меня подлинная ностальгия за тем временем? В принципе, я не сентиментален. Уж не знаю - недостаток это ли позитив... Но так оно и есть - ностальгии у меня нет. Возможно, это потому, что я не чувствую себя неуютно в нынешнем месте и времени. По своим физическим данным и внутреннему самоощущению я запросто вписываюсь в компанию студентиков, так как, у нас почти одинаковые вкусы в музыке и моде, и я не кажусь молодёжи отстойным совком, постоянно кряхтящим о "старых добрых временах". Но вот в любой компании сверстников мне РЕАЛЬНО неуютно. Это большая проблема! Мне и на всех литсайтах трудно общаться с теми, кто хронически сидит на обочине и вздыхает о былом. Лично мне подобное кажется постыдным, так же, как постыдным я считаю выворачивание своих личных проблем на совершенно посторонних людей, чем грешат очень многие обитатели литсайтов предпенсионного и пенсионного возраста.
На посошок, сообщаю Вам, Магдалина, что с удовольствием копирую Вашу рецензию и размещаю её под моим рассказом.