Этот случай произошёл со мной осенью 1968 года. Я, ученик второго класса Остёрской средней школы №2 сильно захотел пить. Пить я захотел после большой перемены, во время которой перекусил булочкой с котлеткой, которую заботливо положила утром в мой ранец бабуля. Для моих молодых читателей скажу, что в те времена во всех школах имелись бачки с кружками, из которых советские учащиеся должны были пить воду. Для абсолютного большинства прочих — это не было никакой проблемой — подходили, брали с оцинкованного бачка кружку(у нас в школе её приковали к бачку цепочкой — "шоб нэ вкралы") подставляли под крантик, набирали и хлебали. Но я никогда и нигде не был, КАК ВСЕ — я не мог пить из общей кружки, которой пользовались десятки самых разных ртов. Бабушка — бывший медработник, научила меня, что правила личной санитарии и гигиены — ЗАКОН. И я это воспринял именно, как ЗАКОН. Я не мог напиться из общей алюминиевой кружки. Ну не мог и всё!
Но пить хотелось жутко. И я решил исхитриться. Я подошёл на малой переменке к бачку в коридоре, нагнулся, открыл крантик и стал ловить, пересохшим от дикой жажды ртом, струйку воды. Я не присосался к этому крантику, как делали школьные хулиганы и двоечники — я ловил ртом только струйку воды. Не успел я сделать нескольких жадных глотков, как чья-то рука схватила меня за ухо и больно крутанула. Это была Катька — школьная техничка.
Катьку никто иначе, нежели "Катька", не называл, хотя было этой несчастной украинской бабе лет под 40. Катька была алкоголичкой и выглядела, как старуха. На ней во все сезоны всегда были чёрные раздолбанные мужские полуботинки, пузырящиеся на коленях, "простые" х/б чулки светло-коричневого цвета и застиранный, рваный в нескольких местах сатиновый чёрный халат. Лицо у Катьки было синюшное, а волосы всегда были спрятаны под "коробочным" платком, какие носили в селе украинские тётки и бабки. Катьку в нашей школе никто не любил и дети очень часто над ней потешались, бросая вслед: "Алкашка! Катька! Гы-ы-ы!" Я никогда не делал ничего подобного — меня научили дома, что старших, какие бы они ни были, следует уважать. Тем не менее, Катька относилась ко мне плохо — чистенький, воспитанный еврейский мальчик. Немой упрёк всему её виду и сути. С подобным я сталкивался потом десятки раз. Как ни странно, но сталкиваюсь и до сих пор — ТЁМНЫЕ ненавидят СВЕТЛЫХ. Но сейчас не буду об этом — это отдельная и очень большая тема.
— Ты шо, свыня?!, — зашипела Катька мне в лицо, обдавая перегаром и чесночищем, — уси диты, як диты, а ты, як та свыня! Он-дэ кружка, пый з кружкы!
— Простите… Я не могу из кружки...
— Як так?! Ты шо, самый кращий?!
— Бабушка говорит, что в этой кружке масса бактерий… Это опасно...
— Ты свыня! И бабка твоя — така ж!
Вокруг нас стали останавливаться школяры. Они гоготали и им явно нравилось, что этого чистюлю-жидёнка так отменно унизили. Я стоял полностью уничтоженный...
Отбила меня от Катьки наша учительница Панна Диомидовна(она была родом из сибирской глубинки и там у них практиковали такие странные имена). Заведя в класс, Панна Диомидовна начала успокаивать меня и говорить что-то о том, что Катьку скоро вышвырнут из школы и я не должен обращать на эту алкашку внимания. Панна Диомидовна посоветовала мне брать из дому 250-граммовую баночку из-под майонеза с кипячённой водой. У нас были дома такие баночки и притёртые пластмассовые крышки к ним, но… Бог мой, как же было стыдно открыто пить из такой баночки и быть НЕ КАК ВСЕ!
С тех пор прошло уже 46 лет, но этот случай врезался в мою память навсегда. Я помню всё, что тогда произошло, до самых мельчайших деталей...
Катька-техничка была уволена из школы несколько позднее за прогулы и запах алкоголя, который хронически от неё исходил. Потом по нашему городку прошёл слух, что она умерла поганой смертью — сгорела в своей хате по пьяной лавочке...
Зачем я всё это сейчас вам рассказал? Вы знаете, этот бачок, с прикованной к нему алюминиевой кружкой, на мой взгляд, был, своего рода, символом той эпохи. Как и техничка Катька, и школяры, которые без всяких проблем и вопросов хлебали воду из одной алюминиевой кружки, прикованной("шоб нэ вкралы!") к бачку, чуть ли не собачьей цепью.
08.04.14г.
На этом старом-старом фото - здание Остёрской средней школы №2. Его давно уже снесли и сейчас там скверик…
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С кружечками на цепочках было так: хотите - пейте из кружки, хотите - ловите "фонтанчик" ртом. Никто не кричал, что это негигиенчино. Может быть, так и было, но за все годы, пока я проучилась в нашей "восьмилетке" я не припомню, чтобы у нас была эпидемия желудочно-кишечных заболеваний.
Еврейские дети у нас тоже учились, но к ним относились нейтрально, как ко всем.
Даже цыганёнок учился. С успеваемостью был на "Вы", а вот в футбол играл лучше всех. И не помню, чтобы его тоже хоть как-то обозвали.