Произведение «Кружка на цепочке»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Проза жизни
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 41
Читатели: 1095 +2
Дата:
Произведение «Кружка на цепочке» участник на «ДЕТСТВО ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛЫХ»
12.06.2020
Произведение «Кружка на цепочке» самая комментируемая(35) работа за сутки
19.05.2020
«Остёрская средняя школа №2»

Кружка на цепочке

  Этот случай произошёл со мной  осенью 1968 года. Я, ученик второго класса Остёрской средней школы №2  сильно захотел пить. Пить я захотел после большой перемены, во время  которой перекусил булочкой с котлеткой, которую заботливо положила утром  в мой ранец бабуля. Для моих молодых читателей скажу, что в те времена  во всех школах имелись бачки с кружками, из которых советские учащиеся  должны были пить воду. Для абсолютного большинства прочих — это не было  никакой проблемой — подходили, брали с оцинкованного бачка кружку(у нас в  школе её приковали к бачку цепочкой — "шоб нэ вкралы") подставляли под  крантик, набирали и хлебали. Но я никогда и нигде не был, КАК ВСЕ — я не  мог пить из общей кружки, которой пользовались десятки самых разных  ртов. Бабушка — бывший медработник, научила меня, что правила личной  санитарии и гигиены — ЗАКОН. И я это воспринял именно, как ЗАКОН. Я не  мог напиться из общей алюминиевой кружки. Ну не мог и всё!

  Но пить хотелось жутко. И я решил исхитриться. Я подошёл на малой  переменке к бачку в коридоре, нагнулся, открыл крантик и стал ловить,  пересохшим от дикой жажды ртом, струйку воды. Я не присосался к этому  крантику, как делали школьные хулиганы и двоечники — я ловил ртом только  струйку воды. Не успел я сделать нескольких жадных глотков, как чья-то  рука схватила меня за ухо и больно крутанула. Это была Катька — школьная  техничка.

  Катьку никто иначе, нежели "Катька", не называл, хотя было этой  несчастной украинской бабе лет под 40. Катька была алкоголичкой и  выглядела, как старуха. На ней во все сезоны всегда были чёрные  раздолбанные мужские полуботинки, пузырящиеся на коленях, "простые" х/б  чулки светло-коричневого цвета и застиранный, рваный в нескольких местах  сатиновый чёрный халат. Лицо у Катьки было синюшное, а волосы всегда  были спрятаны под "коробочным" платком, какие носили в селе украинские  тётки и бабки. Катьку в нашей школе никто не любил и дети очень часто над ней  потешались, бросая вслед: "Алкашка! Катька! Гы-ы-ы!" Я никогда не делал  ничего подобного — меня научили дома, что старших, какие бы они ни были,  следует уважать. Тем не менее, Катька относилась ко мне плохо —  чистенький, воспитанный еврейский мальчик. Немой упрёк всему её виду и  сути. С подобным я сталкивался потом десятки раз. Как ни странно, но  сталкиваюсь и до сих пор — ТЁМНЫЕ ненавидят СВЕТЛЫХ. Но сейчас не буду  об этом — это отдельная и очень большая тема.

— Ты шо, свыня?!, — зашипела Катька мне в лицо, обдавая перегаром и  чесночищем, — уси диты, як диты, а ты, як та свыня! Он-дэ кружка, пый з  кружкы!
— Простите… Я не могу из кружки...
— Як так?! Ты шо, самый кращий?!
— Бабушка говорит, что в этой кружке масса бактерий… Это опасно...
— Ты свыня! И бабка твоя — така ж!


  Вокруг нас стали останавливаться школяры. Они гоготали и им явно  нравилось, что этого чистюлю-жидёнка так отменно унизили. Я стоял  полностью уничтоженный...

  Отбила меня от Катьки наша учительница Панна Диомидовна(она была родом  из сибирской глубинки и там у них практиковали такие странные имена).  Заведя в класс, Панна Диомидовна начала успокаивать меня и говорить  что-то о том, что Катьку скоро вышвырнут из школы и я не должен обращать  на эту алкашку внимания. Панна Диомидовна посоветовала мне брать из  дому 250-граммовую баночку из-под майонеза с кипячённой водой. У нас  были дома такие баночки и притёртые пластмассовые крышки к ним, но… Бог  мой, как же было стыдно открыто пить из такой баночки и быть НЕ КАК ВСЕ!

  С тех пор прошло уже 46 лет, но этот случай врезался в мою память  навсегда. Я помню всё, что тогда произошло, до самых мельчайших  деталей...

  Катька-техничка была уволена из школы несколько позднее за прогулы и  запах алкоголя, который хронически от неё исходил. Потом по нашему  городку прошёл слух, что она умерла поганой смертью — сгорела в своей  хате по пьяной лавочке...

  Зачем я всё это сейчас вам рассказал? Вы знаете, этот бачок, с  прикованной к нему алюминиевой кружкой, на мой взгляд, был, своего рода,  символом той эпохи. Как и техничка Катька, и школяры, которые без всяких  проблем и вопросов хлебали воду из одной алюминиевой кружки,  прикованной("шоб нэ вкралы!") к бачку, чуть ли не собачьей цепью.

08.04.14г.


На этом старом-старом фото - здание Остёрской средней школы №2. Его давно уже снесли и сейчас там скверик…
         




Реклама
Обсуждение
     17:40 24.08.2022 (1)
У нас тоже такие кружки были около "фонтанчиков" с водой, но нам, наверное, больше повезло, Борис: у нас не было ни Катьки, ни школьников, которые относились плохо к еврейским деткам.
С кружечками на цепочках было так: хотите - пейте из кружки, хотите - ловите "фонтанчик" ртом. Никто не кричал, что это негигиенчино. Может быть, так и было, но за все годы, пока я проучилась в нашей "восьмилетке" я не припомню, чтобы у нас была эпидемия желудочно-кишечных заболеваний.
Еврейские дети у нас тоже учились, но к ним относились нейтрально, как ко всем.
Даже цыганёнок учился. С успеваемостью был на "Вы", а вот в футбол играл лучше всех. И не помню, чтобы его тоже хоть как-то обозвали.
     08:15 25.08.2022
Ваш опыт, Магдалина, это сугубо Ваш опыт. Мой - это мой. КАЖДОМУ - СВОЁ!
     09:38 18.05.2020 (1)
1
Действительно, детские обиды остаются на всю жизнь. Не повезло Вам, Борис, со школой. У нас в Грузии такого не было, к счастью.
     15:50 18.05.2020 (1)
Согласен с Вами - моя школа была поганой. Но замечал это тогда, пожалуй, только я - остальные просто даже не задумывались над ситуацией и никогда не говорили ни о чём подобном. А ведь там были ещё и кошмарные бытовые условия. Я как вспомню школьный нужник, который был  на улице, так даже сейчас меня начинает тошнить.
     16:44 18.05.2020 (1)
Сочувствую Вам, Борис. Вы старайтесь реже думать об этом, хотя... детская память цепкая, трудно отделаться от подобных воспоминаний...
     16:57 18.05.2020 (2)
Вы знаете, Валентина, - это главный мой недостаток - я никогда не забываю, нанесённых мне обид. Особенно, обид НЕ ОТОМЩЁННЫХ. Перенесённые в детстве НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ обиды, остаются в душе до самой гробовой доски. Возможно, если бы я вывернул тот бачок, с кружкой, прикованной к нему цепочкой, на голову Катьки, то моя обида была бы облегчена. Но я тогда стоял и молча сжирал насмешки... Тем не менее, этот случай сыграл громадную роль в моей судьбе - я понял, что мир, окружающий меня, в целом, враждебен ко мне. Я сделал вывод, что я ОБЯЗАН научиться не просто выживать, но ПОБЕЖДАТЬ. Причём, ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ! Могу Вам, Валя, с гордостью сказать, что мне сейчас 60 лет и я не проиграл, с момента столкновения со ЗЛОМ в лице Катьки, ни одного жизненного сражения! Мои внешность и имидж - милого и интеллигентного человека, скрывают очень опасного противника, который никогда и никому не прощает нанесённых обид. Не дай Бог, Валя, кому-то реально поссориться со мной! Я ненавижу Сталина, но его дикая, маниакальная мстительность мне полностью понятна. Знаю - это плохо, но, к сожалению, слабаки и слюнтяи, как правило, влачат самое ничтожное существование и они презираемы всеми, включая даже и самых близких людей(имею такие примеры среди моей родни).




     18:17 18.05.2020 (1)
2
Почитала я Вашу переписку Борис, и знаете что подумала? А если бы не было той ситуации в детстве, возможно, Вы бы и не стали таким какой Вы есть сейчас. Может быть, не просто всё это нам даётся? Друзья предают. А враги делают нас сильнее. И ещё большой вопрос, что лучше. Главное, маньяком не станьте. 
     18:23 18.05.2020 (1)
О, да, Юля, - Господь послал мне Катьку НЕ ПРОСТО ТАК. Хвала ЕМУ за это! А маньяком я не стал, но стал оч-ч-чень жёстким мужиком в общении с урлой, хамьём и идиотами. Куда комфортнее тем, кто находится со мной по одну сторону баррикады.
Гость      18:27 18.05.2020 (1)
Комментарий удален
     18:38 18.05.2020 (1)
Ха! Да, в этом что-то есть. А ещё я заметил весьма странную вещь - те, кто вступают со мной в клинч, некоторое время спустя, попадают в проблемы. И это происходит как-то само-собой, без моей воли... Хотя, я умею наносить и личный ЭНЕРГОУДАР. Штука это страшная и, если пользоваться этим без РЕАЛЬНОГО повода, то можно получить ЖЕСТОЧАЙШУЮ ответку от Высшего Вселенского Судии. В Каббале есть молитва "Пульса де Нура" - это как раз такой ЭНЕРГОУДАР, но он ужасен ещё и тем, что обряд проклятия становится НЕОТВРАТИМЫМ, сходу по его завершению. В Сети об этом есть.
Гость      18:48 18.05.2020 (1)
Комментарий удален
     18:58 18.05.2020 (1)
Да, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО быть стороной СВЕТА, тогда твой посыл ТАМ принимают. Расправа ЭНЕРГОУДАРОМ - абсолютная КРАЙНОСТЬ. Такие вещи можно делать в самых РЕДЧАЙШИХ случаях. А так - лучше предоставить Господу самому всё расставить на места. ОН знает наши мысли и наши проблемы. Если ты того достоин, то трупы твоих врагов однозначно проплывут мимо тебя вниз по реке ВРЕМЕНИ. Просто сиди и наблюдай - они ОДНОЗНАЧНО проплывут, если ты того заслужил.
Гость      19:11 18.05.2020 (2)
Комментарий удален
     21:03 24.05.2020
А у меня был знакомый с таким "даром"! Давно, правда. Так он заземлялся! Без прикола-серьезно. Вшивал в низ штанины металлическую змейку, чтобы она терлась о землю, а от неё внутри штанины, протягивал медную проволку и привязывал к голой талии. Жаль, нет его в инете-потерялись после ухода на пенсии.
     19:20 18.05.2020 (1)
Я имел в молодости такую знакомую. Очень сильная и необычная ЛИЧНОСТЬ. Таня в 70-х практиковала буддизм и достигла в этом определённых успехов. Но у неё и без этой практики была невероятная харизма. Она не была красавицей(скорее, наоборот), но к ней липли мужики. ЭНЕРГЕТИКА! Она, самая! Юля, я после полуночи по вашему времени выставлю мой давний стих на тему нашего разговора - "Энергоудар". Подходите, если не будете спать - побеседуем ещё.
Гость      19:28 18.05.2020 (1)
Комментарий удален
     19:49 18.05.2020
Высшие Силы выбирают своими проводниками тех, кого ОНИ считают нужным избрать... Это ДАННОСТЬ СВЫШЕ.

     17:40 18.05.2020 (1)
Быть победителем - это хорошо, конечно.  И нельзя давать себя и своих близких в обиду - это правильно и справедливо. Просто, нельзя озлобляться на весь белый свет - это с'едает человека изнутри. Вы знаете, моим девизом по жизни является стихотворение В. Федорова. Боюсь быть навязчивой, но все же процитирую:
"Обидят, оболгут - не мщу.
Боюсь во зле сойтись со спесью.
Я не спокойствия ищу,
Ищу любви, как равновесие.
Зло - бред. И люди, как в бреду,
Приносит людям лишь страданья.
Да бережет меня сознанье,
Превысит зло и упаду."
     18:01 18.05.2020 (1)
Валя, я знаю все постулаты христианства, но... Креста на мне нет! И никогда не будет! На том стою и с тем живу!
     18:09 18.05.2020 (1)
Понимаю. Каждый выбирает свой путь. Главное, к его концу (да будет он нескоро) не почувствовать себя нереализованным и никому ненужным. Нет ничего страшнее одиночества.
     18:27 18.05.2020 (1)
Я не одинок. Просто круг моего общения и в реале, и в Сети очень узок. В мои "избранные" попасть почти что нет шанса. Но те, кто там - люди, близкие мне по духу.
     18:53 18.05.2020 (1)
Ну и ладно. Успехов Вам во всех Ваших делах. Всего доброго.
     19:04 18.05.2020 (1)
И Вам, Валя, дай Господь терпения и стойкости в этой, такой жестокой, жизни!
     19:07 18.05.2020
Выдюжим! Спасибо.
     08:35 23.05.2020 (1)
1
Хороший рассказ. Пишем рассказы - и тем самым врачуем свои детские душевные раны.
Очень понравилось.
     18:07 23.05.2020
1
Спасибо, Ольга! Вы правы - творчество очень помогает в освобождении от старых душевных травм...
     17:32 18.05.2020 (1)
В сов. время не боялись никакой заразы. Все пили на улице газводу из одного стакана, слегка ополоснув его,
и квас из одной кружки (большой или маленькой, по требованию), и все оставались здоровы, во всяком случае, я))
Да, детские воспоминания долго живут в душе...
     18:15 18.05.2020 (1)
Вера, я рад, что вам повезло и Вы не подхватили ни герпес, ни гепатит, ни дизентерию, пользуясь стаканАми в общественных местах! Но это отнюдь не значит, что таких случаев не было. Они были, но в СССР ВСЕГДА и ВСЁ БЫЛО ОТЛИЧНО! А те, кто говорил о проблемах, попадали в поле зрения КГБ. Некоторые, особо настойчивые, попадали в мордовские концлагеря. Поэтому для большинства граждан СССР всё, что происходило вокруг них, было не просто хорошо, а ВЕЛИКОЛЕПНО!

     18:58 18.05.2020 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Борис, представьте, это удивительно, это настоящее чудо: НИКТО из нашей семьи, из моих друзей и даже одноклассников, а потом сокурсников не болел никакой такой дрянью. Да ведь и гриппа не было)) Ну, болели, конечно, в детстве ангиной, так ведь сосульки облизывали (вместо мороженого)), снег жевали, смолу (вместо жвачки)) — и НИЧЕГО)) вот время-то было! Возможно, мы были избранники инопланетян)), но это достоверный факт!.. Вспомнила, у меня был аппендицит, косточки проглатывала: черешня там всякая, вишня, арбузы и проч. (пуговицы, правда, не приходилось...)
Как ни крути, были положительные моменты. У нас и тачка была нормальная, и квартира, и дача... высшее образование все в семье имели бесплатное, врачам не платили, по санаториям и курортам бесплатно опять-таки разъезжали, папа — так каждый год, где только не был... Но, главное, все по-человечески друг ко другу относились, помогали, подвозили совершенно чужие дядьки, не взяв ни копейки и не предпринимая попыток к ---... дружба народов... у меня, в основном, друзья евреи были... интересно жилось... признаюсь, временами сожалею о том, что уже никогда не вернется...
а вообще-то я по убеждениям монархистка))

     19:02 18.05.2020 (1)
1
Ваш опыт абсолютно не похож на мой. Увы, Вера! Я считаю ВЫСОЧАЙШИМ СЧАСТЬЕМ и ВЫСШЕЙ ГОСПОДНЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ исчезновение СССР! И хвала Господу за Его ВЕЛИЧАЙШУЮ МУДРОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Аминь!
     19:05 18.05.2020 (1)
2
Борис, у меня и сейчас все хорошо, все есть, и 40 кошек впридачу))...
но, да, того времени опыт иной... Богу за все слава!..
     19:07 18.05.2020
1
Во веки веков Господу слава!
     16:32 18.05.2020 (1)
1
Спасибо вам за воспоминания. Катьку-техничку выгнали, и поделом ей. Я вот всегда за справедливость, за что, что называется,  и получаю всю жизнь. Мои методы в детстве были не как у вашей учительницы  - я колотила обидчиков, если обижали слабых.
Пить из общей посуды - пренеприятнейшее дело. Я не могла, даже из общего чайника несколько раз наливала в ладошку остывшую кипячёную воду, чтобы хоть немного утолить жажду.
А детские обиды, особенно запавшие в душу, запоминаются на всю жизнь, прекрасно вас понимаю!
     16:36 18.05.2020
Большое спасибо, Виктория, за Ваш душевный и солидарный отклик!
     09:38 18.05.2020 (1)
1
Никогда не пила из чужой посуды. Фу, гадость какая. Слюни чужие собирать. Понравился рассказ. А про тёмных верно сказали, сама не раз с подобным сталкивалась. И странное дело, чем ты лучше, тем они к тебе хуже.  Сами то недотягивают. Психология.
     15:45 18.05.2020 (1)
Да, Юлия, отношения ТЁМНЫХ и СВЕТЛЫХ имеют вполне природный характер. Возьмите, скажем, розы и бурьян. За розами нужно тщательно ухаживать и без этого они вырождаются и хиреют. А бурьян великолепно растёт сам и всегда подавляет всё, что растёт вокруг него. Если на клумбе с розами допустить бесконтрольный рост бурьяна, то очень быстро за буйной порослью бурьяна роз видно не будет.
     15:53 18.05.2020 (1)
Тоже такая мысль приходила в голову. Почему всё хорошее трудно достаётся? 
     15:58 18.05.2020
Наверное, это Закон ЭВОЛЮЦИИ. Всё по Дарвину...
     09:36 18.05.2020 (1)
1
Странно, как совпало время событий, описанных в моем рассказе "лето 1968 года"  событиями в вашем рассказе. Довольно интересно получилось, живо, мне очень понравилось. Люблю вспоминать школьное время)))
     15:51 18.05.2020
Мне очень приятно, Глори, найти в Вашем лице единомышленницу!
     04:35 22.11.2016 (1)
1
Тоже, кстати, в детстве не мог в таких случаях пить воду - брезгливость (учился в сельской школе в детстве, там такой же бачок стоял - правда кружка уже без цепочки).
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вот так и вычисляют "чужих для общества" - слюнявой кружкой на бачке с водой
     05:03 22.11.2016 (3)
1
Рома, ИНЫХ куда легче вычислить по глазам. Глаза - зеркало души! Люди с умными и добрыми глазами вызывали в СССР массовую неприязнь и отторжение. Вот посмотри на снимки людей дореволюционной эпохи и на лица периода Совка - громадная разница! У Хомо советикус напрочь отсутствует БЛАГОРОДНОЕ выражение лица и глаз. Шариковых вывели! Именно их! Миллионы Климов Чугункиных, смешанных с бродячим псом Шариком!

     13:46 04.09.2018 (1)
Да-а!
Я бы сказала: наплодила власть советская ХАМО - советикус!
     00:19 05.09.2018
Именно!
     14:23 22.11.2016 (1)
1
Зы: я, кстати, только недавно обратил внимание, что повязка на голове Шарикова в фильме подозрительным образом напоминает то ли бандану, то ли ленту для волос - как там её; символ неформалов конца 80-х.
Бутко мягко намекнул на "грядущего хама"?
     21:26 22.11.2016
1
Рома, там просто послеопперационный аксессуар - собаке ведь вживили гипофиз, убиенного в драке с поножовщиной, Клима Чугункина...
     14:07 22.11.2016 (1)
1
Борь, тогда в глаза некоторых современников взглянуть ещё страшнее.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Знаешь, с ветреной юности повидал много разного люду - и больше всего запомнились глаза убийцы нескольких человек. Такие, знаешь, серо-синие и абсолютно ПУСТЫЕ
     21:34 22.11.2016
2
Самые отвратительные глаза, которые я видел в своей жизни - это зенки главы "Газпрома" Игоря Сечина... Но там и харево тоже кошмарное... Я бы его в голливудский блокбастер взял на роль... самого себя!
     13:51 04.09.2018 (1)
1
ТАКОЕ не забудешь!
     00:18 05.09.2018
Однозначно, Элизабет!
     21:03 21.01.2018 (1)
1
Отличный рассказ!
А на национальность раньше дети внимание обращали. Еще как.
     00:50 22.01.2018 (1)
БОЛЬШОЕ спасибо, Казбек! Дети всегда приносят во двор то, ЧТО у них циркулирует дома. Если родители постоянно говорят о "подлых жидах" и "черножопых тварях с Кавказа", то именно ЭТО дети и высказывают среди своих сверстников. Ничего нового!
     13:46 22.01.2018 (1)
Алексей Серебряков однажды рассказал, что переехал в Канаду в 2012 году по одной причине: "Часто в России говорят о том, что улыбки в западных странах искусственные. Но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба. К сожалению, здесь, как бы я ни изолировал своих детей от хамства и агрессии, их не защитишь. Это в воздухе. Хам победил".
     03:01 23.01.2018
Вот! Именно это - ХАМ ПОБЕДИЛ! Но я бы добавил, что он не просто "победил", а стал ГЛОБАЛЬНЫМ! Я  это отлично понял ещё в первом классе Остёрской средней школы №2!
Реклама