Сентиментальная зарисовка (страница 1 из 2)
Тип: Проза
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор: Ляман Багирова
Баллы: 98
Читатели: 400
Внесено на сайт: 22:07 04.12.2016
Действия:

Сентиментальная зарисовка

 
Чета Червониных жила тихо, и по меркам соседей, богато. Дом – полная чаша, в гостиной – хрустальная горка, в спальне – пышно взбитая постель с нежно-розовыми покрывалами.  Все было подобрано со вкусом, все выдержано в гармонии.  Гостиная в кремовых тонах, розовая спальня и оранжевая детская, опустевшая с тех пор, как  единственная дочь вышла замуж. Картины, книги, изображения Нефертити на стенах, статуэтки,фарфор,льняные салфетки в кольце, ковры, черные напольные вазы-кувшины – работа грузинских мастеров.

Муж и жена были искусствоведами, кандидатами наук. Любо-дорого было посмотреть как эта пара выходила на прогулку! ОН – осанистый, полный, с густой шевелюрой, зачесанной назад. Если бы не седина, эти вдохновенные волосы придавали ему сходство с Шопеном. Да и вообще, было в облике его нечто музыкальное. Только юношеская скрипка уже превратилась в массивный контрабас.
  
ОНА -  худощавая, очень белая, с седыми легкими волосами. Притягательная той особой нервной красотой, которая свойственна неуравновешенным натурам. Лицо ЕЕ было подвижно в каждой черточке  и это производило странный эффект. Словно с дьявольской быстротой менялись картинки в калейдоскопе, и тонкий, будто кистью писаный образ, через секунду мог стать некрасивым, даже отталкивающим, и наоборот. За эту особенность, муж в шутку называл ЕЕ «небус мутабиле» - облако изменчивое. Вместе они смотрелись великолепно, и им было смертельно скучно друг с другом.

Поженились они давно, еще в аспирантуре, вместе было прожито почти тридцать лет  и тишина в их доме нарушалась все реже. Да, они и не тяготились ею. Наоборот, втайне досадовали, когда внуки гостили у них больше  раза в неделю. Нет, конечно, радовались, когда дочь с мужем и двумя ребятишками навещала их по воскресеньям в два часа дня. Они накрывали большой стол в гостиной, уставляли его тарелками с едой, непременно клали детям гостинцы возле их приборов. Девочке – в розовой обертке, мальчику – в голубой.  Куколки, машинки , карандаши и – всегда! – большую шоколадную конфету «Гулливер». Дети радовались, шумели, целовали бабушку и дедушку.  Те смеялись, оживленно беседовали.  Но уже через три часа начинали сдержанно поглядывать на стенные часы.

Знакомые им удивлялись. «Совершенно невозможно,- размышляли они, -что людям после стольких лет брака может быть так интересно вдвоем. Такого не бывает!» Знали бы они, что бывает, еще как бывает! Только не вдвоем, а вчетвером. ОН, ОНА и их Одиночества. У каждого –свое.

Спали, впрочем, вместе. Но каждый строго на своей половине, отчего середина кровати казалась более высокой, чем края.Прикроватные тумбочки были завалены искусствоведческими журналами,  и тишину нарушали лишь отрывистые фразы «Да», «Нет»,  «Уже поздно, завтра рано вставать», «Что нужно для дома?» да нежное пианиссимо переворачиваемых страниц.

Как-то перед Новым годом дочь принесла им два билета на маленький концерт в филармонию. Концерт назывался «Волшебство». Программа была необычной – Аллеманда  Вайса, Бразильская Бахиана Вилла Лобоса и композиция «Три песни» под гитару.

Идти не хотелось.  Они давно уже привыкли отмечать праздник, сидя за накрытым столом перед телевизором. Даже не переодевались в нарядные одежды. В час ночи ложились спать. День переползал в день, год в год, и бесчисленные изображения Нефертити на стенах тускнели и покрывались пылью.

Но обижать дочку не хотелось. И воскресным вечером, 29-го декабря, соседи вновь глазели на торжественное дефиле супругов. ОН – в черном пальто и серебристом шарфе, с вдохновенными непокрытыми волосами. ОНА – в белой шубке, черном платье и лаковых туфельках-лодочках. И маленькие руки в черных перчатках теребили сумочку…

В полутемном зале филармонии было мало народу. В основном, такие же как они. Чистенькие старички и старушки. Две-три пары среднего возраста. Кому нужен концерт старинной музыки в преддверии веселого праздника? Только таким как они. От нечего делать.

Сдав верхнюю одежду в гардероб, ОНА услышала разговор двух пожилых женщин рядом.

- Что это ты, Зина, - выговаривала одна другой – получше обуви не нашла что ли? Ну, кто в таких ботах в театр ходит? Ты бы еще валенки надела!

- Да, ну! – добродушно отмахивалась полная женщина в шали на плечах. – Бог с ними. Удобно и удобно! Это раньше, любую тряпку нацепи,  – и все оборачивались! А сейчас посмотрят и скажут: «Аккуратная старушка пошла».

«Аккуратная старушка» - усмехнулась ОНА. – «Хорошее определение». Нервным движением одернула платье, поправила легкую прядку и поспешила за мужем в зал.

Концерт начался в полной тишине. Аллеманда и Бахиана произвели странное впечатление. Теплые волны скользили по их телам, нежа и баюкая одновременно. ОН задремал, ЕЕ тоже сковывал сон. Некоторые посетители даже посапывали в своих креслах.

Третьим номером были загадочные «Три песни». На сцену вышел щупленький мужчина с гитарой. Ни концертного костюма, ни галстука. Черные брюки, зеленый свитер, потрепанные туфли. Он вглядел уставшим.  Вслед за ним выплыли две полные немолодые  женщины в шерстяных платьях и платками на плечах. Каждая из них тоже несла гитару.

Мужчина подошел к микрофону и негромко сказал:

- Дорогие друзья! Мы благодарны вам за то, что в эти предпраздничные дни вы нашли время и пришли на наш концерт. Поверьте, нам очень дорого ваше внимание. Мы не случайно начали нашу программу двумя классическими произведениями. Как нам кажется, они должны были подготовить вас к тому, что вы услышите сейчас.

Из нашей жизни стала уходить любовь. Мы можем называть это как угодно – нестабильностью в политике, экономике, падением нравов, недостатком воспитания. На самом деле, это просто дефицит любви. И мы хотели бы еще раз спеть об этом чувстве, ибо оно – первоначало всему.

По залу прошелестел снисходительный смешок, но мужчина, не обращая внимания,прошел вглубь сцены и сел в центре. Справа и слева от него расположились женщины. Свет погас и одинокий луч сфокусировался на троице.

Женщина слева низко склонилась над микрофоном, отчего ее фигура в шали сразу стала походить на  нахохлившуюся птицу, и  начала мягким, очень благозвучным голосом:

Я Вас люблю. Не надо уходить.
Со мною может что-нибудь случиться.
Вдруг разорвётся солнечная нить,
Которая в окне моём лучится.

Я Вас люблю, я Вас люблю сильней,
Чем это видно Вам из Вашей дали.
Зимой я выпускала снегирей,
Которые до Вас не долетали.

Я Вас люблю, и в комнате моей,
Раскрашивая воздух синим цветом,
Живут и вянут васильки полей.
Я Вас люблю. И холодно мне летом.

ОНА напряглась, подалась вперед и в лице ее появилось что-то жалкое. Будто стала разжиматься невидимая душевная пружина, вокруг которой ОНА была собрана. Давно забытое,нежное забилось в каждой жилке, черты обмякли. Сейчас ОНА снова была «небус мутабиле», но Боже мой, каким старообразным! И старообразность эта не отталкивала, а наоборот привлекала своей теплотой. ОНА нашла руку мужа и чуть сжала ее. Тот слушал заинтересованно и чуть отстраненно.

Вторым пел мужчина. Он смущенно кашлянул и начал через минуту после первой исполнительницы. Луч света остановился на нем:

В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.

А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом,
Где тьма кругом, -
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем,
С тобой вдвоем.

И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной.
 
На ЕЕ щеках  появились две светлые влажные полоски. Муж сжал ЕЙ руку. Лицо ЕГО было уставшим, добрым и немного растерянным. Надо было прожить всю жизнь вместе, чтобы понять, что они все еще любят друг друга.Так же, затаив дыхание, слушали и другие посетители. У многих на глазах были слезы.

- Ты мне никогда такого не говорил и не сказал бы, - услышала ОНА сдавленный шепот шатенки из соседнего ряда. –Только – подай-принеси!

- Конечно, не сказал бы, - парировал мягкий мужской голос. – Я бы это сделал, без всяких разговоров! Видишь, «с каким бы счастьем я владел тобой одной». Считай, что владею счастьем! Тобой!

- Ври больше! – вздохнула примиренно женщина.

Луч скользнул на третью

Послесловие:
В произведении приводятся стихи Любови Якушевой, Роберта Бернса и Надежды Сосновской.

Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Татьяна Лаин      11:06 05.12.2016 (1)
2
Лямочка, я читала, перечитывала, всплакнула, снова перечитала.. окунулась в события, будто побывала на концерте.. Хорошо бы прочесть твою работу тем парам, которые давно вместе, а на самом деле- далеко друг от друга.. как две параллельные прямые, живут, не пересекаясь...
 Спасибо тебе, милая. Прекрасная вещь , забрала эту жемчужинку в избранное
 
Ляман Багирова      17:42 05.12.2016 (1)
1
Спасибо тебе, дорогая моя Танечка! Ты не представляешь, я и сама заплакала, когда писала его. Просто так утомительно подчас от всяческого негатива, льющегося на нас из телевизора и инета, что просто хочется обкновенного тепла. Челочеческого простого тепла.
Татьяна Лаин      18:15 05.12.2016 (1)
согласна с тобой.
Ляман Багирова      20:26 05.12.2016 (1)
1
Наталия Рождественская      16:11 29.04.2018 (1)
Ляман,только что прочла Сентиментальную зарисовку. И в самом деле в вашу прозу погружаешься, как кто-то вам признался, наслаждаясь, восхищаясь, блаженствуя. Поистине она - волшебная.
Чем больше читаю этот легкий,проникновенный слог во всех ваших текстах, чем больше удивляешься и радуешься найденным словам, богатству языка, высочайшей образованности, тем больше понимаешь, как одарила тебя эта девочка возможностью взять в руки, увидеть, коснуться руками  страниц ее книги... В предвкушении услышать, ощутить пианиссимо переворачиваемых страниц - Бог с ними, деньгами. Ужмусь немного. Выпишу из Гомеля Ляман Багирову.
Ляман Багирова      16:59 29.04.2018
Наташенька, спасибо Вам огромное! 
Посмотрите, пожалуйста, личную почту.
Магдалина Гросс      19:11 22.02.2018 (1)
Я никогда не задумывалась над тем, что после того, как люди проживут много-много лет вместе, вместе с ними может поселиться ещё не просто одиночество, а ДВА одиночества... Где-то в середине шевельнулось в мыслях: "Ну, конец вырисовывается печальный". Конец превзошёл все ожидания: впервые за много лет им было хорошо от того, что они рядом". Вот это был поворот...
Спасибо тебе, Ляман, за рассказ! От души спасибо.
Ляман Багирова      19:31 22.02.2018
Магдалина, родная, таких семей у нас пруд пруди.
Живут вместе, потому что дети, быт общий, стыдно перед людьми (общественное мнение у нас играет большую роль).
Живу т вместе, изо дня в день переползают.
А, когда приходят к концу понимают, что вроде бы как друг без друга уже не могут. Сроднились...
Спасибо, родная.
АСИ      04:44 08.12.2017
Лямушка, Вы так похожи на это чудо - "Три песни" из вашей зарисовки
Кельчина Ольга      01:05 08.12.2017
Чудесная новелла!!!
Лана Литл      22:25 18.05.2017 (1)
1
Прочитала второй. Удивлена: нет ни комментариев, ни оценки???
Впечатление от зарисовки только усилилось. Конечно, о любви! И о том, что не надо ее прятать друг от друга, погружаясь в быт и житейские заботы.
Читала и вспоминала своих родителей (я Вам, Ляман, рассказывала о них). 64 года вместе. Каждый день начинался с нежного поцелуя, шутки в завтрак, шутки на обед, спасибо за ужин, который лучше, чем в знатных домах ЛондОна, Парижа, Рио-де-Жанейро! Это уже у нас всех стало присказкой-прибауткой. Всегда удивлялась своим родителям, любовалась красотой их отношений. Ни одного грубого слова друг другу. Были уже в преклонном возрасте, когда появились внуки. И сколько сил, любви и трепетной заботы им дарили! Великие труженики.
Ваши герои, Ляман, немножко поддались лени, но любовь всегда была с ними. Концерт только помог освежить их прекрасное чувство.
Спасибо за  изумительный рассказ. Безупречно и талантливо.
Ляман Багирова      09:19 05.10.2017 (1)
Спасибо Вам огромное, дорогая Лана. Как-то получилось, что только сейчас увидела ваш комментарий. Простите меня, что отвечаю с таким опозданием.
Чудесно когда люди могут сохранить любовь, которая с годами выкристаллизовывается в уважение и чувство, которое выражают глаголом: "лелеять". В деревнях говорили - жалеет.
Это не забота, и не жалость, это наверно высшая степень родности, когда действительно воспринимаешь вторую половинку как часть самого себя.
Лана Литл      23:43 07.12.2017
Замечательный рассказ!
Ирина Верехтина      23:03 04.10.2017 (1)
1
В вашу прозу погружаешься с головой, наслаждаясь,восхищаясь, блаженствуя... И чтение превращается в настоящее пиршество, когда медленно и вдумчиво смакуешь каждое слово, каждый штрих,  каждый оттенок. Читаешь - и тебя окутывает уютным, невесомо-мягким теплом чужого спокойного счастья, чужой неспешной жизни и непроходящей, неизбывной любви. Читаешь - и слышишь Бразильскую бахиану номер пять ("Нить") в исполнении Марии Каллас -мою любимую у Эйтора Вила Лобоса... И музыку из фильма "Дорога" я тоже "услышала" - я помню музыку из всех моих любимых фильмов. Несколько тетрадей, хранящихся с незапамятных времен, с записями разными ручками а иногда карандашами - как придётся - любимой музыки. Вдруг да забуду? Можно не волноваться, достану тетрадь и вспомню. Как вспомнила сегодня, читая эту новеллу. А ещё мне припомнилась трогательная история любви, подобная истории ваших героев. Мопассан,"Последняя шалость".
Сколько воспоминаний, сколько чувств, сколько музыки - подарила мне ваша "Сентиментальная зарисовка"! Спасибо вам, дорогая Ляман, за вашу волшебную прозу. За то, что вы есть.
Ляман Багирова      09:10 05.10.2017
Спасибо Вам, дорогая Ирина! Удивительно, а ведь у этого рассказа есть реальная история. Как-то именно 29 декабря я была с подругой на концерте в филармонии. В программе концерта были как раз Аллеманда и Бахиана. Так вот, большей частью я смотрела не на сцену, а на супружескую пару, сидевшую поодаль от нас, но в том же ряду. Сколько эмоций, сколько сложных чувств было на их лицах.
И я подумала, что за эти минуты концерта они наверно прожили всю свою жизнь...
Гэл      08:01 19.03.2017 (1)
Уважаемая Ляман! Огромное спасибо и за эстетическое удовольствие от Вашей прозы, и за те добрые чувства,
которые она пробудила.
Ляман Багирова      13:13 19.03.2017 (1)
Спасибо вам огромное, дорогая, ох, простите, не знаю, как к Вам обращаться...
ГЭЛ - это аббревиатура? А, если можно настоящее имя, или псевдоним?
Спасибо, родная!
Непременно загляну к вам, только немного расправлюсь с делами.
У нас праздники - Новруз - Весенний новый год, кручусь по хозяйству, пеку, варю и т.д.
Гэл      15:14 19.03.2017 (1)
С праздниками Вас и Ваших близких. Всех благ!
С уважением, Г.Л. - Галина.
Ляман Багирова      16:29 19.03.2017
Очень приятно, Галина!
 Спасибо огромное!
Валентин Иванович Филиппов      23:30 18.03.2017 (1)
Да, уходит  с годами  любовь,  остается  привычка. Хотя нет,  не  уходит, она  жива, но  просто  растворилась  в прожитых днях и дорогого стоит вернуть  ее, собрать  воедино,  чтобы она  как в молодости  грела, так  нуждающиеся  в любви, сердца очень пожилых  людей.
Ляман Багирова      13:09 19.03.2017
Спасибо вам, дорогой Валентин Иванович!
Да, это такое чудо, когда в сердцах уже пожилых людей остается любовь, а не только привычка...
Вячеслав Отшельник      20:50 15.03.2017 (1)
1
Очень впечатлило! Посыл доброты и любви к ближнему, который неизменно содержится в вашем творчестве, Ляман, он в наше время дорогого стоит.
Ляман Багирова      21:25 15.03.2017
2
Спасибо вам огромное. Да, добра в наше время не так уж и много...
Геннадий Март      22:28 26.02.2017 (1)
1
Замечательный рассказ, и песни-стихи прекрасные! Жаль, что они "спрятаны" в прозе, я думаю, они вполне достойны самостоятельного существования. Я их ещё пару раз перечитал - сильное впечатление, до комка в горле...
Ляман Багирова      22:32 26.02.2017
1
Так ведь без прозы, они существуют сами по себе!
У них свои авторы!
А Зарисовка их объединила как смогла!
Спасибо вам!