«Булгаков и Елена Сергеевна как засланный агент и мастер» | |
Предисловие: Итак, я попытаюсь научить читателей (в том числе и самых продвинутых булгаковедов без исключения) ПРАВИЛЬНО читать тексты м.А.Булгакова. Как надо изучать роман "Мастер и Маргарита"?
1.Необходимо исходить из того, что последняя редакция романа "Мастер и Маргарита" (начинающаяся словами "В час жаркого весеннего заката") закончена полностью, обосновывая это заявлением мастера, что он знает роман наизусть. Очевидно, прозаическое произведение, заученное наизусть, автор знает досконально. Это значит мы должны исключить из анализа романа при чтении всякие случайные пропущенные писателем неточности, ошибки, противоречия. То есть читатели должны исходить из полного доверия текстам М.А.Булгакова. При том, что обнаруживается нечто противоречивое и сомнительное, есть повод остановиться и разобраться, так как такая деталь конкретно указывает на то, что ошибается читатель.
Все известные мне исследователи творчества М.А.Булгакова любят домысливать за автора романа, когда видят нечто абсолютно невозможное, утверждая, что они обнаружили какую-то ошибку. Согласитесь, что подобная логика позволяет трактовать любое произведение так, как удобно критику. Но это расхожее заблуждение. Дьявол прячется в деталях ...
При этом понятно, что любой автор готов править даже законченный роман, когда находится новое более точное слово. Так, к примеру, случилось со словом "гемикрания", которое подменило "мигрень", так как оказалось созвучной слову "гемофелия".
2.Надо исключить из своих рассуждений стилистику графоманов, которые часто заполняют свои труды бессмысленными, но красочными, на их взгляд, метафорами. М.А.Булгаков использовал метафоры, чтобы посредством их в скрытой форме изложить своё видение окружающей его реальности. За ЛЮБОЙ даже самой экзотичной метафорой надо искать дополнительный смысл. К примеру, "красногрудые зеленохвостые попугаи" обозначают парадную форму красноармейцев. Возникает вопрос почему красноармейцев автор изобразил попугаями? Ответ на самом деле очень прост. Во время парадов солдаты в ответ на поздравления всегда повторяют одни и те же краткие фразы, установленные уставом военной службы.
Значит, читатель, обнаружив какую-то весьма броскую фразу должен задуматься о её содержании. Например, отчего Маргарита, Гелла, Наташа должны перемещаться по Москве обнажёнными? Очевидно, что не для того, чтобы поражать обывателей своими прелестями, но ради того, чтобы проиллюстрировать общество, потерявшее стыд.
3.В логике автора сначала надо прояснить для себя общий смысл и развитие сюжета, не уклоняясь в тупиковые схоластические рассуждения о чём-то как бы вечном и вневременном или не ныряя в нечто романтично божественное вперемешку с мистикой. Надо пытаться сквозь известные исторические образы обнаружить реальную окружающую писателя действительность, соотнося детали внешности, поведения, болезни, голоса, одежды, ... со временем и с событиями.
4.При наличии признаков любой из перечисленных мною логик читателю надо вернуться назад, чтобы не домысливать за Булгакова содержание, а поискать дефекты в своих рассуждениях.
5. И последнее. Надо всё время помнить, что М.А.Булгаков писал в тисках советской цензуры, когда цензорами и доносчиками выступали не менее продвинутые в литературе и истории профессиональные филологи, друзья, родственники, поэтому он, чтобы не подвергать риску ни себя, ни их, искал такую форму отображения реальности, которая должна была запутать (и запутала так, что по сей день никто распутать не может, исключая меня) мышление даже самого предвзятого (со знаком "плюс" или "минус" не важно) и внимательного контролёра. Это знание и дало нам стиль, где каждое слово надо проверять на детекторе лжи, а "правдивому повествователю" нельзя доверять совсем, хотя он и вещает якобы от автора. Способность не вестись на мистификации М.А.Булгакова дана не каждому, поэтому даже после моих разоблачений трудно найти читателя, который бы проникся моими открытиями. Думаю, что это продлится уже недолго. Очень хочется в это верить.
Послесловие: Приблизительно так ...
|