(Троя)), встречаются и в микенских текстах. Известно также ("Древний человек и божество") и то, что в лексике праариев наблюдалось чередование согласных "т" и "д" (а у этрусков звук "д" вообще не применялся, его заменял звук "т"). Помимо этого, у многих древних этносов звуки "о" и "у" считались эквива-лентными (к примеру, у ханаанеев или в иврите). И в таком случае, если слово "Троя" право-мер¬но представить (фонетически) как "Друя" (в Латвии есть кельтский город "Друя"), то этот термин ("Друя") фонетически соотносится со словом "друид" (кельтский жрец); т.е. термин "Троя" вполне может быть праарийским (и введён мигрантами - балканскими праариями, как строителями Трои VI, поскольку эпоним города Трос - фракиец (ранее же город мог носить иное название, видимо, Илион, и им (этим названием), как представляется, традиционно продолжали пользо¬ваться вековые соседи нома). Примечательно, проф. Соммер (1932 г) считал, что "Троя" и "Илион" - названия негреческие (связаны с малоазийской лексикой). Существует и мнение (Л.С. Клейн, И.М. Дьяконов) о том, что Вилюса (Илиос) и Таруйса (Троя) - разные города. Более того, Л.С. Клейн полагает, что Троя находилась на острове Лемнос, напротив Илиона. Компро¬миссное же реше¬ние предложено Л.А. Гиндиным (1996 г): "Илион - город, а Троя - вместе: и город, и страна" (государство/ном).
Обратимся к археологии. Как известно, с 1882 года по приглашению Генриха Шлимана на раскопках


Этносы Трои и их божества (страница 1 из 10)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Эротика
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 625
Внесено на сайт:
Действия:
«Изображение»

Предисловие:
Рассмотрен ряд проблем миграции праариев на Балканы, Пелопоннес и в Малую Азию (в т.ч. и протоармян, а также и этимология их самоназвания).  Некоторые культово-мифологические представления балканских праариев и автохтонного населения Балкан и Анатолии представлены в свете артефактов. Предпринята попытка интерпретации отдельных топонимов, этнонимов и теонимов. Описано "бегство" троянцев и их союзников на Апеннинский полуостров.

Этносы Трои и их божества

                Михаил Зильберман
            Этносы Трои и их божества.

В произведениях великого Гомера "Троя описывается как обширное поселение, защищённое мощными стенами и башнями. Внутри крепости достаточно места не только для многочислен¬ных горожан, но и для большого числа союзников, собравшихся для того, чтобы помочь городу отразить нападение ахейцев... Ученые подсчитали, что город мог вместить более 50 тыс. человек. Там были широкие улицы, а в верхней части цитадели, рядом с «прекрасным» дворцом царя Приама, находилась открытая площадь... Размеры главного дворца были огромны: кроме залов для государственных заседаний с портиками из тщательно подогнанных обтесанных камней и личных покоев царя; во дворце было 50 комнат, где жили сыновья Приама со своими... (семьями),... через дворик от них располагались покои дочерей Приама и их (семей), - это еще 12 комнат, стены которых также были сложены из отлично обработанного камня. Рядом находились другие дворцы, в том числе... Гектора... Париса... (и) сына Приама Дейфоба... В поэмах Гомера... оборонительная стена (Трои) описана очень скупо, хотя... это было надежное сооружение из обычных строительных блоков [по Гомеру "стена города имела три угла", т.е. в плане имела вид треугольника]. Через определенные расстояния на стене находились высокие башни. Одна из них носила название Великой башни Илиона и, судя по всему, была рядом или где-то неподалеку от Скейских ворот... В «Илиаде» три раза упоминаются Дарданские ворота, - вероятно, они получили такое имя по названию местности, в которую вела проходившая через них дорога. Дардания находилась от Трои достаточно далеко к югу, на склонах горы Иды, «где било множество ключей»... Очевидно, что кроме двух ворот, имена которых известны, в Трое были и другие ворота... Близость к морю позволяла городу иметь свои причалы, а возможно, даже один или два небольших порта" (Карл Блеген "Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака". 2004).
О возникновении Трои в мифологии Антич¬ного мира бытовало следующее суждение (Эней в "Илиаде" повествует Ахиллу):   
          Нашего предка Дардана Зевс породил громовержец,
          Он - основатель Дардании; сей Илион знаменитый
              В поле еще не стоял, ясноречных народов обитель;
              Жили еще на погориях Иды, водами обильной.
"Дардан же, опечаленный смертью своего брата, покинул Самофракию и переправился на противо¬положный материк (через пролив Дарданеллы). Царем этой страны был [автохтонный правитель] Тевкр, сын (бога) реки Скамандра и нимфы Идеи: по его имени и жители этой страны назывались тевкрами ["Тевкр" - бог-этноним (и, видимо, бог-прародитель) автохтонного племени"тевкр"]. Радушно принятый царем, Дардан [наименование племени фригийцев/фра¬кийцев] полу¬чил [захватил] от него часть его страны и дочь Батию в жены [пример ассимиляции (заметим, что в имени "Батия" сем. "бат" означает дочь)]. Он основал там город Дардан [район горы Ида], а после смерти Тевкра всю страну назвал Дарданией [племена фригийцев/фракийцев оккупировали всю страну тевкров]... У него (у Дардана) родились сыновья Ил и Эрихтон(ий) (в этих наименованиях также можно усматривать названия родов/племён). Ил умер бездетным, и царская власть перешла к Эрихтонию [в борьбе за власть богатое (видимо, землями и скотом) и более многочисленное племя последнего оказалось сильнее]. Женившись на Астиохе, дочери Симоента, он породил Троя "(Аполлодор, III. 12. 1,2); [большой и сильный род "Трой (Трос)" подчинил себе всё племея].
        Славный Дардан Эрихфония сына родил, скиптроносца,
        Мужа, который меж смертных властителей был богатейший...
        Царь Эрихфоний родил властелина могучего Троса;   
"Трой (Трос) унаследовал царскую власть и назвал всю страну по своему имени Троей. Он женился на Каллирое, дочери Скамандра (бога реки), и у него родились дочь Клеопатра и сыновья Ил, Ассарак и Ганимед (виночерпий Зевса)"  (Аполлодор, III).             
      Тросом дарованы свету три знаменитые сына:
            Ил, Ассарак и младой Ганимед, небожителям равный...
      Илом почтенным рожден непорочный душой Лаомедонт;
      Царь Лаомедонт родил знаменитых... Приама...
      Капис, ветвь Ассарака, родил властелина Анхиза... («Илиада», Il. XX. 219-230)

"Велика и могущественна была Троя... Основал Трою Ил [сын Троя, полубог]... Он (будучи) во Фригии [что говорит о тесных связях малоазийских фригийцев с оставшимися на Балканах кровнородственными племенами], принял однажды участие в состязании героев и вскоре победил их одного за другим. В награду за эту победу... Дал ему царь Фригии также пеструю корову и сказал, чтобы он шел за коровой и там, где остановится корова, основал бы город...  (И) Пошел он (Ил) за коровой, а она остановилась как раз на холме богини Ата/Атэ. И на этом-то холме и начал Ил постройку города" (Н.А. Кун).
Богиня Ата/Атэ в «Илиаде» (у эллинов) - старшая дочерью Зевса, а её мать (в «Теогонии» Гесиода) - богиня раздора Эрида. Так, по мнению проф. Отто Келлера, Ата/Атэ - фригийская богиня. О фригийской богине с именем "Адамна" упоминает М. Васильева ("Гора, бог и имя". ВДИ № 3, 1990). Принимая во внимание чередование "д" и "т" в арийских теонимах, вполне можно полагать, что фригийская Ата/Атэ, это - фригийская "Ада-мна" (сокращённо). При этом существует мнение (в частности, W. Fauth ("Adamma Kubala". 1967)), что подобное звучание ("Адамна") имел во фрако-фригийской языковой среде северо-сирийский (автохтонный анато-лийский) теоним "Adamma". И действительно, термин "Ad-amma" буквально означает "богиня-мать", а "Адамна" ("Ад-ам(а)-н-(а)") интерпретируется как "Высокая богиня-мать; Мать высо-ких богов" (т.е. теонимы идентичны). Не исключено и то, что фригийская "Адамна" - это Кибела, а анатолийская "Adamma" (у W. Fauth - "Kubala", что возможно, если "Кибела" - адап-ти¬рованная праариями анатолийская богиня) - Рея либо Вурусема/Камрусепа (веро¬ятно, и это  - синонимы).
Знаменательно, что корова была изображена на монетах таких киликийских городов, как Тарса, Малла, Сол, Сидены, а также на  медалях Кизика. На монетах же Илиона представлено жертвоприношение коровы перед статуей Афины Илионской; т.е. и у автохтонных анатолий-цев, и у их ассимилировавшихся потомков бытовало раннеземледельческое представление о Всеобщей матери в облике коровы  (тоже и о Гере у греков (заимствование)). Заметим, что и Генрих Шлиман был уверен в том, что "мы не ошибаемся, понимая корову, которая указала место для основания Трои, как священный символ Афины или Аты". Не исключено, что корова здесь представляла Афину Илионскую (заметим, классическая (эллинская) Афина - не малоазийская (и не прарийская) по происхождению богиня) либо богиню Рею.
Таким образом, Великая мать, не только указала Илу (сыну Троя), где заложить город, но и являлась его (Илиона) госпожой (как, к примеру, финик. Баалат Гебал, "Владычица" в Кноссе или Уни у этрусков (этносов раннеземледельческой культуры)). Отметим, что миф о закладке Карфагена связан уже со шкурой быка (т.е. с образом бога-отца).
Рассказано (Н.А. Кун "Легенды и мифы Древней Греции"), что "... Во время царствования Ила только та часть Трои была окружена стеной, которая находилась на холме, часть же города у подошвы холма была не защищена. Стену (с парапетами и башнями) вокруг этой части города построили (по воле Зевса попавшие на время в рабство к Лаомедонту) Посейдон и Аполлон (по троянской легенде только Посейдон)... Несокрушимую стену... Только в одном месте можно было разрушить стену - там, где работал герой Эак, помогавший богам в труде".
Существует мнение, что основали Трою (Илион) выходцы из протогородского поселения (ок. 4800 г. до н.э.), расположен¬ного в примерно 30-и км от города Чанак-Кале (сегодняш-ний Кумтепе), возведя его (Илион) на берегу залива; а сопоставление названия "Илион" с протохан. "Йерихон" (город бога Луны Йариха) и "Сидон" (город бога Сида), говорит о том, что наименование "Илион" (город  бога Ила) - термин из анатолийского (прахат.-хур.) лексикона (не арийский).
Обратимся к этимологии топонима "Троя". Так, Л.А. Ельницкий (ВДИ №2, 1938) полагал, этот термин "Троя" означает "Дом (дворец) глиняной посуды"; и это, якобы, отражает славу его умельцев-гончаров (что, как следует из артефактов, - не вполне достоверно). Существует мнение (Garstang-Gurney, 1959, р.102), что такое хеттское наименование Трои как "Wiluša" (Вилуша), встречающееся в договоре Муваталли с Алаксандусом из Вилу(ш/с)ы - фракийская транскрипция. Вместе с тем, название "Вилуша", представленное как аккадское "В(э)-ил-(уса)" может означать (если полагать "уса" окончанием: ср. "Тарт-ус/Тарсус" (город на западном  по-бе¬режье Сирии («ранняя бронза II»)), эстон. "Тарт-у") "В боге, божественный, божий" (город); а, как известно (см. ниже), основатель Трои - Ил). Если же "Вилуса" представить как "В(и/а/э)л-(уса)"→ хан./акк "Ваал/Бэл-(уса)", то это название может значить "Хозяин/владыка (в смысле - бог))". Хеттские источники (анналы царя Тудхалия IV; 1265-1235 гг. до н.э.) передают название "Троя" и как "Таруиша", которое, как семито-хамит. выражение "Та-ру-иш(а)", можно тракто¬вать как "Земля светлых (цвет волос) мужей"; - такими и виделись балканские праарии. В таком случае наименование "Троя" (др.-греч."Τροία, Τροίη") вполне могли дать Трое VI эти праарии, на пепелище построившие новый великий город. Так, подмечено (Л.А. Гиндин, В.Л. Цымбур¬ский "Гомер и история Восточного Средиземноморья". 1996), что наименования с подобным корнем (корень
Оценка произведения:
Разное:
Книга автора
Калейдоскоп 
 Автор: Natalyan
Реклама