ОЛЬГА, КОТОРАЯ ЛЮБИТ ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ
Ольга Киселева – имя ее хорошо знают и в спортивном мире страны, и в Дзержинске, где живет эта легендарная женщина. О ней много и часто пишут журналисты.
- Я хочу, чтобы писали еще чаще, – признается она. – Я никогда никому не отказываю в интервью. Мне это не нужно ни для карьеры, ни для самоутверждения – всего этого в достатке у меня. Но вот недавно поздоровался со мной на улице совершенно незнакомый молодой человек и на мое «Извините, я вроде вас не знаю» сказал: «А вы мне жизнь спасли. Когда мне жить, казалось, стало незачем после тяжелейшей травмы, мне принесли статью о вас и сказали: «Она же смогла – и ты сможешь. Она столького добилась – и ты добьешься».
Вот поэтому я хочу, чтобы обо мне писали – чтобы самой своей судьбой я помогала кому-то выкарабкиваться из безверия и безысходности. У меня ведь тоже бывали и такие моменты, и обида на всех и вся, на весь мир, и состояние агрессии. Ногу я потеряла в 12 лет. Но ребенок быстро адаптируется к действительности. И в 13 я уже научилась кататься на велосипеде, лазить по деревьям, по заборам и садам, играть на гитаре, плавать…
ПОД БОЖИИМ КРЫЛОМ
– Но в 16, - вспоминает Ольга, – когда «все подружки по парам», начались проблемы. Мама настояла, чтобы я не оставалась в селе, а училась в городе. И я не просто училась. А чтобы не взращивать в себе тяжелые мысли, стала заниматься в кружке гитаристов, на вечернем отделении художественной школы, пела в народном академическом хоре. Записалась в секцию по стрельбе из малокалиберного пистолета, и мне был присвоен второй разряд среди здоровых. От обиды и стихи стала писать, их часто публиковали. И в бардовских фестивалях среди здоровых участвовала. И в турпоходы ходила…
Ольга окончила Санкт-петербургский институт физкультуры имени Лесгафта. Сдавала зачеты даже по тем предметам, которых от инвалидов не требовали. Например, гимнастику на бревне. Акробатику всю прошла – правда, без протеза…
И все это – параллельно, в одни и те же студенческие годы. Не оставляла на печаль ни одной минутки в сутках.
– Я под Божиим крылом нахожусь – я это знаю, чувствую.
Шесть лет подряд, с 1996 года, она была чемпионкой России по легкой атлетике, ни разу не заняв на пьедестале почета места ниже первого. Но по непонятным ей причинам на международные соревнования отправляли кого угодно, только не ее.
СПОРТ И «ВЕРА»
Однажды в рекламном плакате она прочла, что скоро состоится чемпионат России по жиму лежа – пауэрлифтингу. И будущему своему тренеру Сергею Шеину предложила посмотреть, до каких показателей дотянет она в своей весовой категории. Шеин согласился и – глазам своим не поверил: Ольга выжала штангу весом на 10 килограммов больше, чем чемпионка России. И выиграла следующий же чемпионат страны.
То был 2000-й год. С той поры больше десятка лет первое место по пауэрлифтингу было ее, Ольги Киселевой. С 2001 года она – член сборной России. Дважды – чемпионка Европы. На чемпионатах мира и паралимпийских Играх в Афинах и Пекине ее места – в пятерке лучших.
Призовые места в таких Играх занимают люди из профессионального спорта. Ей бы тоже давно пора было в профессиональный спорт. Но она - не могла. Потому что спорт – это для блага и здоровья тела, объясняла, а для здоровья и благости души – ею рожденный клуб «Вера» и драгоценный ее театр «Блик». Не могла она с ними расстаться. Клуб и театр - ее второе Я.
«ДОМОВЕНОК», СОЛЕНОЕ ТЕСТО И КОЕ-ЧТО ЕЩЕ
- Физкультурно-спортивный клуб для инвалидов «Вера» организован в 1993 году, – рассказывает Ольга. – Я была тогда инструктором в отделе по делам молодежи дзержинской администрации. И хорошо понимала, что проблемами молодых должны заниматься не только общественные организации, но и – непременно - муниципальные, государственные. Иначе этих проблем не решить.
Для клуба мы арендовали квадратные метры в разных местах. Я сумела убедить городские власти в необходимости собственного помещения для занятий с инвалидами. И нам выделили двухкомнатную квартиру.
Клуб получил статус городского при отделе молодежи. Выпросила несколько ставок для педагогов. Но места очень скоро стало катастрофически не хватать. Сидели что называется друг у друга на головах. И в 2002 году нам отдали целый бывший детсадик - двухэтажное здание. А клуб был переведен под начало городского центра молодежных инициатив.
Что же привлекало так много народа в клуб «Вера»?
- О, у нас много чего интересного есть! Кабинет изобразительного искусства оборудован буквально по последнему слову техники. Ведет занятия педагог с высшим специальным образованием. Многие инвалиды заняты художественной самодеятельностью – это и мини-спектакли, и пение, и танцы, и сольные исполнения на музыкальных инструментах. Другим интересно работать с соленым тестом, создавать целые скульптурные композиции из него.
Для социальной адаптации незаменим «Домовенок» - здесь мы учим самообслуживанию – чтобы человек с любой формой инвалидности мог обслужить себя сам – пришить пуговицу, приготовить нехитрые блюда, ходить по магазинам, - словом, обходиться без посторонней помощи. И это не только и даже не столько дети, сколько вполне взрослые люди, привыкшие к постоянной опеке и помощи родных.
У нас замечательный тренажерный зал, так необходимый инвалидам…
ТРЯПОЧКА, У КОТОРОЙ НЕТ МОЗГОВ
Но особой Ольгиной любовью и истинным счастьем была созданная ею театральная студия «Блик».
- Форма ее работы – это вовсе не мое изобретение, – объясняет Ольга, – не моя идея. Когда я в составе делегации отдела молодежи ездила в наш город-побратим Северный Рейн-Вестфалия для наведения мостов с «Немецкой путешествующей молодежью», я впервые посмотрела спектакль немецкого «Черного театра» - и буквально заболела им.
Целых пять лет ушло на организацию такого театра у нас – и в 2000 году мы выступили с показательным спектаклем «Заклинание поющих эльфов». Потрясающая экологическая сказка!
Ольгин театр необычен, ни на какой другой не похож.
- Не похож, – соглашается она. – Сцена черная. Актеры в черном – их не видно, будто бы нет. Живут в этой полной тьме сами по себе, собственной жизнью, высвеченные ультрафиолетом Руки и Улыбки, Шляпки и Перчатки, Швабры и… просто Тряпочка («У этой Тряпочки совсем нет мозгов!» - «А где ты видела Тряпочку с мозгами?» - рассуждают актеры во время репетиций). Но эти Шляпки, Перчатки и Тряпочка прыгают, бегают, порхают, радуются и печалятся, любят и тоскуют, страдают и смеются. Научить тряпочку думать, вложить в нее душу, заставить ее вздыхать и плакать – это ли не талант, не актерское счастье?
РАСПАХНУТАЯ МУЗЫКЕ ДУША
Сюжеты для спектаклей, странное дело, тоже их собственные – «Блик»овские.
- Мы их сочиняем сами. Я сажусь вместе с актерами в кружок, каждый придумывает идею, предлагает реплику – я все записываю. И потом из наших общих фантазий рождается сказка. Ребята – мои соавторы. Собираемся, репетируем, подбираем музыку трижды в неделю – никто никогда не пропускает этих любимых всеми часов творчества. Актеры первых составов выросли. И, представьте себе, никто из них не потерялся в жизни: все учатся или работают. Очередным составом труппы мы взялись за очень серьезную постановку – «Сотворение». Это ни в коем случае не комедия, не фарс. Приняты за основу библейские сюжеты. Очень красиво, впечатляюще смотрится, когда на сцене из тьмы и хаоса появляются Руки Бога, творящие растения, животных и, наконец, Человека.
Пьесы наши – без слов. Потому что не все актеры способны внятно говорить. Действующие лица - Предметы и Музыка. Она играет двойную роль – передать, затронуть чувства, которые обычно высказываются словами, и пробудить те ощущения, переживания, какие может зародить, сотворить только музыка. Чтобы душа открывалась и не захлопывалась уже никогда.
Кстати, сама Ольга прекрасно играет на гитаре, красиво поет, в том числе добрые, светлые песни на слова собственных стихов.
СПЕКТАКЛИ БЕЗ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ
- Кого же не тронет, например, нами сфантазированный «Маленький принц»? А в «Магии театра» мы соединили цирковые номера, акробатику с особенностями жанра нашего «Блика»: ниоткуда появляются и растворяются во тьме герои, ходят по воздуху, наполовину исчезают, исчезают совсем… Актеры в черном обслуживают тех, кто светится или в чьих руках светятся, живут предметы.
Во всех спектаклях заняты и инвалиды, и совершенно здоровые люди. Темнота сглаживает грани между ними, отсекает жалость публики. Зритель воспринимает постановку не под давлением сочувствия больным. Зритель не видит их. Все выступающие – в равных условиях. Один мальчик, например, не может ходить, на сцену выползает на четвереньках. Но этого никто не видит. А на поклоны он выходит, поддерживаемый с обеих сторон товарищами.
Взаимопомощь, взаимоподдержка – колоссальные.
Не бывает у нас главных ролей – все равноценные.
«Блик» выступал с выездными гастролями. И не только в стране.
- Мы давали спектакли в Нижнем, Киеве, Москве. В Германию нас пригласила «Немецкая путешествующая молодежь». Немецкие семьи поселяли нас по прибытии вместе со своими детьми. И были необычайно гостеприимны и внимательны.
Один ребенок должен был непременно принимать в определенные часы лекарство. Однажды его спросили во время экскурсии, не забыл ли он выпить таблетку. Он ответил, что не смог ее проглотить, потому что не было воды. С тех пор все немецкие родители каждый день брали с собой на прогулки и мероприятия бутылочки с водой.
ДЕТИ, КОТОРЫХ «ЗАЦЕПИЛО»
Ольга умеет привлекать волонтеров.
- Пока инвалид в детском возрасте, ему помогает государство. Как только ему исполняется 18, прекращаются все дотации, социальные заботы, он становится нужным только своим родителям – и это на всю оставшуюся жизнь. А его болезни, травмы, оставшееся детским сознание, умственная отсталость никуда ведь не деваются, так с этим люди и живут.
Вот мы и решили занять нишу работы с молодыми инвалидами. Многие из них до самой старости – дети. И мы не отказываем в заботе никому. В театральной студии «Блик» нет возрастных ограничений. Играют и дети, и 40-летние. Знали бы вы, какой талантливый актер у нас взрослый человек с синдромом Дауна!
А вот волонтерам нашим – от 12 до 16 лет. Это ребята, которым необходимо реализовать порывы души. Остаются не все. Только те, кого зацепило. И помогают инвалидам, и сами становятся актерами, с удовольствием играют в спектаклях.
Эти здоровые мальчики и девочки, которых душа потянула к милосердию, готовы предупредить всякое желание человека больного. Сделать за него все. Вот от этого я их отучаю, не позволяю этого делать. Надо помогать, но иметь терпение, дожидаться, пока инвалид научится сам себя обслуживать, сам с чем-то справляться – это и есть главная задача волонтера.
Его порыв души, желание помочь – это своего рода милостыня, только духовная. От милостыни нельзя отказаться. Если тебе подают – надо взять, не отталкивать протянутую руку. Оттолкнешь – получишь потом изуродованного человека. А наши юные волонтеры вырастают ответственными, великодушными, толерантными, терпимыми и терпеливыми людьми.
КЛУБЫ ДЛЯ «ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ»
- Самое удивительное, – размышляет Ольга, – что наша
|