Произведение «Ветер» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 1929 +2
Дата:
«Ветер» выбрано прозой недели
18.06.2018
«Луговской»
Предисловие:
Твой голос уже относило.
                      Века
Входили в глухое пространство
                        меж нами.
Природа
      в тебе замолчала,
И только одна строка
На бронзовой вышке волос,
            как забытое знамя,
            вилась
И упала, как шелк,
            в темноту.



В.Луговской

Ветер

Пустая сцена, деревянные подмостки. Свет дежурной лампочки. Театр похож на сарай. Еще нет действа, а значит жизни. Пока…

Через три минуты зажжется первый софит, потом второй, потом проверят огни рампы. Обычная подготовка к спектаклю. Но волшебство началось. Театр живет. Жизнь – театр…

Удивительное свойство человеческой памяти – она, подобно  первому лучу театрального света, выхватывает воспоминания из темного сарая нашего бытия. Счастье, когда воспоминания отрадные, или светлопечальные. Их хочется смаковать как драгоценное вино. По большому счету, как говорила героиня одного американского фильма, мы уносим с собой в вечность только десяток хороших впечатлений. Надо успеть  запастись ими. Впечатления могут быть разными: от встреч с людьми, любви, путешествий, общения с книгами, до знакомства с новыми блюдами и приобщения к веселому или прекрасному.

Одно  воспоминание – как маленькая яркая звезда вспыхнула в моем мозгу. Оно уютно дремало на дне памяти не более как свидетельство ее фотографической точности.  И лишь сейчас явилось из давно утраченного бытия для размышления, для сердечной теплоты… Время перестает быть прошлым, становится  прошедшим продолженным. Своего рода  Past Continuous…

…1979 год, Ялта… Разномастная группа экскурсантов. В их числе я с родителями.  Ветреный солнечный день.  Волны разбиваются о камни набережной, рассыпаются тысячами соленых брызг. Веселые брызги долетают до меня, оседают мелкими каплями на шелковом любимом платье, на брикете лимонного мороженого (никогда больше в жизни мне не приходилось есть столь чудесного пломбирного мороженого в твердой лимонной глазури. Со стороны может показаться, что у меня в руках нарядный бело-желтый нарцисс!). Ветер срывает соломенную шляпу. Одуряюще пахнут кипарисы и сиреневые заросли розмарина. Не так далеко от дома-музея Чехова. И  от старинного парка дома творчества им. Чехова, куда экскурсовод настойчиво приглашает нас. Голос ее срывается до придыхания. В конце парковой аллеи громадный почерневший камень, покрытый редкой растительностью – обломок скалы. «В этом камне, - благоговейно произносит экскурсовод, - покоится сердце поэта Владимира Александровича Луговского». Раздается синхронное «Ах!», и экскурсовод, окрыленная нашим изумлением, продолжает:

- Да-да! Он очень любил Крым, особенно Ялту, каждый Новый год встречал здесь в доме творчества. А еще Луговской после войны однажды придумал праздник — День поэзии. Позже День поэзии пошёл из страны в страну, по всему миру. Это всё Луговской. Он очень любил Ялту. И нередко говорил, что его сердце принадлежит этому чудному городу. И когда он умер, жена сделала так. Купила два ящика коньяку. С одним ящиком она явилась в мертвецкую и уговорила сторожа позволить ей вырезать у мужа сердце. Вырезать сердце! - легко сказать! - это  не локон с головы срезать. Но она смогла. Сама! Своими руками! Другой ящик пошел в уплату крановщику, которого она попросила посодействовать в этой авантюре. С его помощью была сдвинута в любимом поэтом месте Ялты скала. Жена  положила под нее капсулу с сердцем мужа. Потом скалу аккуратно опустили на место. А самого поэта с честью похоронили на Новодевичьем. А здесь так и осталась скала с сердцем поэта.

Группа экскурсантов послушно ахала, изумляясь. Трогали скалу, где на высоте 3-4 метров над уровнем дороги было замуровано сердце поэта. К памятному месту был прикреплен круглый бронзовый барельеф с изображением Луговского.

Имя Владимира Луговского еще не было покрыто мраком забвения. Это сейчас назови – если кто-то и вспомнит - уже великое дело. 

- О нем все говорили, что он был добрым человеком, - тихо подытожила экскурсовод.

Самая лучшая эпитафия ушедшему человеку и похвала живому – добрый.

Мы молча постояли возле скалы. откуда открывался потрясающий вид. Здесь поэт любил подолгу стоять, глядя на море, об этом написал стихи:

Здесь, у скалы, где молодость моя
На мир ночной так жадно, так взволнованно глядела,
Дай руку – посмотри и ты, дыханье затая,
На эти серебристые края,
На это мощное морское тело.

Это уже потом охотники за цветным металлом сорвали барельеф. На старой скале остались только следы от крепёжных винтов, а в её глубине по-прежнему спрятано сердце поэта, о котором говорили, что он был добрым человеком.

«И тут и там Луговской, как некий мудрый и добрый Гулливер, согревал своей душевной теплотой, как своим дыханием, всё живое.
Он был добр. Он был расположен к простым людям и простодушным зверям.
Из этой доброты и желания счастливых дней, счастливых месяцев и целых счастливых столетий, из желания, чтобы истинное счастье навсегда поселилось на нашей земле, и родилась его поэзия»,- так вспоминал о нем К.Паустовский.

Поистине, лучше не скажешь.

Был добрым – значит, в высшей степени хорошим.

Владимир Александрович Луговской (18 июня (1 июля) 1901, Москва — 5 июня 1957, Ялта, похоронен в Москве) — русский советский поэт, переводчик. 
Родился в Москве, в семье певицы и учителя, преподававшего русскую литературу в гимназии. Отец был широко образованным человеком, историком и археологом, знатоком живописи, скульптуры и архитектуры. Его любовь к русскому искусству оказала на сына огромное влияние. В 1918 г., досрочно окончил 1-ю московскую гимназию, поступил в Московский университет, но вскоре уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале. Октябрьская революция и гражданская война диктовали свои условия жизни. 

Забегая вперед, скажу, что Луговской нигде и никогда в своем творчестве не возвращался  к миру дореволюционной интеллигентной семьи, то есть к миру, из которого он и сам был родом. Может быть, в одном или двух стихотворениях он вскользь коснулся воспоминаний об этом мире. Но коснулся не с ностальгией, не с теплой тоской об утраченной Атлантиде, но лишь констатируя факт ее уже небытия.

На хорах просторно и пусто,
Лишь тени качают крылом,
Столетние царские люстры
Холодным звенят хрусталем

После возвращения с фронта работал в угрозыске. Затем в 1919 поступил в главную школу всеобуча, окончив которую, перешел в Военно-педагогический институт. Здесь стал писать стихи, «писал днем и ночью», вдохновенно отдаваясь всему новому, что принесла революция. В 1921 окончил институт и снова попал на Западный фронт, затем в Политотдел. Служил в Управлении внутренними делами Кремля и в военной школе ВЦИК. 

Впервые печатался Луговской начал в 1924 г. В 1926 г. вышел первый сборник стихотворений Луговского «Сполохи». Был членом группы конструктивистов, разрабатывал новый размер — тактовик и создал один из наиболее известных его образцов — посвящённый Гражданской войне «Перекоп» («Такая была ночь, что ни ветер гулевой…»).
Затем были изданы книги «Мускул», «Страдания моих друзей», «Большевикам пустыни и весны», созданная в результате поездки в Среднюю Азию весной 1930 г. Тогда же в его стихи вошла тема границы, пограничников. В его стихах отразились многократные путешествия (Республики Средней Азии, Урал, Азербайджан, Дагестан, российский Север, страны Западной Европы). Ему – уроженцу Севера были близки по духу эти места: пустыни, дороги, горные перевалы и ветер, ветер, как символ бесконечной дороги. Одно из самых известных его стихотворений — «Итак, начинается песня о ветре...» «Слово «ветер» в моих стихах, — писал поэт, — стало для меня синонимом революции, вечного движения вперёд, бодрой радости и силы». Вернувшись домой, почти сразу отправился в качестве корреспондента «Красной звезды» с эскадрой Черноморского флота в Турцию, Грецию и Италию. Результатом этого путешествия стала книга «Европа», обобщившая наблюдения автора.  (Эх… Вот как тут не воскликнуть словами его современника поэта Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!» Это же какая насыщенная жизнь, как  мотало этих людей по белому свету! Но видимо именно из такой насыщенности, из такой концентрированной жизненной энергии может родиться стOящая литература. Писатель должен натаскивать себя на впечатления, они необходимы ему как воздух. )

Во время войны Владимир Луговской оказался в глубоком кризисе - моральном и литературном. «Броненосец» советской поэзии, как шутили о нем, оказался не слишком бронированным. Выбрался он из этого кризиса своими последними книгами - «Солнцеворот», «Синяя весна», «Середина века», где раскрылись новые возможности поэта. «Алайский рынок», где Луговской исповедуется, стало одним из удивительных памятников нашего литературного наследия. 

В последние годы жизни создал сборники стихотворений «Солнцеворот», «Синяя весна» и самую значительную в творчестве Луговского книгу поэм «Середина века». В этих поэмах — тревога за судьбы мира, за судьбы человеческой культуры.

Луговской известен также и как талантливый переводчик. Одна из самых больших удач в его творчестве - переводы польских поэтов. 
 
5 июня 1957 Владимир Луговской скоропостижно скончался в Ялте. 

Это то, что говорят факты официальной биографии о поэте. А говорить о нем можно много и с любовью, и с восхищением. Он заслуживает этого.

Ветер… Если можно так определить сущность человека, то к Луговскому это слово подходит более всего.

Поэзия Луговского – это сам ветер: «Поезда идут на юг, вдоль твоих перронов, Лозовая!». Поразительно, одной строчкой поэт передал порыв ветра, движение. Ветер – действие, действие - жизнь. Несутся поезда вдоль вагонов, несется сама жизнь. И конечно, знаменитая «Баллада о ветре»:

«Итак, начинается песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны,
О войнах, которым стихи не нужны».

Ошеломляющая, завораживающая ритмика всего стихотворения. Словно неведомая мантра, заговор  на движение:

«Идет эта песня, ногам помогая,
Качая штыки, по следам Улагая,
То чешской, то польской, то русской речью -
За Волгу, за Дон, за Урал, в Семиречье.

По-чешски чешет, по-польски плачет,
Казачьим свистом по степи скачет
И строем бьет из московских дверей
От самой тайги до британских морей.

Не зря Луговского называли советским Киплингом!.. Жизнь в ее органике и разнообразии, чувственная, движущаяся ароматная, пряная, пропитанная звуками, шорохами, запахами – в поэзии Луговского.

Поразительная насмешка истории: Луговской родился в 1901 году, в Гражданскую войну сражался на стороне красных, но в литературе потом всё равно долгое время считался буржуазным элементом. Возможно, отчасти подводили происхождение и роскошная внешность: он был высок (даже выше Маяковского) широкоплеч, любил и умел хорошо одеваться. «[i]Увидев Луговского, мы сразу были покорены. …Высокая и стройная


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     03:03 08.12.2023 (1)
как некий мудрый и добрый Гулливер,

Человеческое тепло памяти и понимания от твоего эссе, Ляман, просто спасает от холода сегоднящшних днней!

     18:30 08.12.2023
Спасибо огромное, Наденька. Это был действительно прекрасный поэт.
Одно его знаменитое, томительно-чеканное: "Итак, начинается песня о ветре" стоит многого.
     21:45 01.07.2018 (1)
Почти как  у Ф.Шопена-сердце в Варшаве ,а тело в Париже. Сердце там, где всегда хотело быть.
     01:08 08.12.2023
Да. Сердце там, где хотело быть.
Спасибо Вам. Простите, что только сейчас увидела коммент.
     15:21 06.07.2018 (1)
1
Сильный, глубокий, объёмный очерк о давно ушедем добром человеке.
Поэте и мечтателе.
Хотел бы и я, дорогая Ляман, чтобы вспомнили обо мне как о добром человеке...
Спасибо Вам за эту запоминающуюся работу!
     01:07 08.12.2023
Спасибо огромное, Дорогой друг!
     15:48 22.06.2018 (1)
СПАСИБО
Спасибо - кто дарит.
Спасибо тому,
Кто в сети большого улова
Поймает сквозь качку
и пенную тьму
Зубчатую рыбину слова.
Спасибо - кто дарит.
Подарок прост,
Но вдруг при глухом разговоре,
Как полночь, ударит,
рванет, как норд-ост,
Огромным дыханием моря.

И ты уже пьян,
тебе невтерпеж,
Ты уже полон отравы,
И в спину ползет,
как матросский нож,
Суровая жажда славы. Владимир Луговской.

Спасибо Вам Ляман. Открыла для себя новые страницы жизни замечательно поэта В. Луговского.
     18:36 22.06.2018 (1)
1
Вм спасибо огромное,дорогая Нурия за внимание и прочтение!
     20:38 22.06.2018
     21:31 20.06.2018 (1)
3
Под шалью чёрною,
Накинутой на плечи,
Шепталось платье
Складками атласа.
Нарядный кучер,
Рассекая вечер,
Настёгивал лошадок темноглазых.
Спеша туда,
Где сердце замирает,
А занавес,
Как нож,
Кромсает время.
Антрактами границы отмечая,
Иллюзий в души засевая семя.
     21:46 20.06.2018
1
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
     17:00 18.06.2018
Спасибо, Ляман!
     21:50 15.06.2018 (2)
1
Дорогая Ляман!
Очень внимательно прочитала эссе. Захотелось разобраться, что же на самом деле представлял из себя поэт и человек Владимир Луговской. В интернете сведения о нём довольно скудные. Но зато я нашла воспоминания Рафаила Маргулиса на Прозе Ру. К сожалению, Рафаил Маргулис умер, но его рассказ о Владимире Луговском http://www.proza.ru/2012/11/15/1412 многое проясняет в личности этого поэта. 
Меня зацепили несколько фактов из его жизни и смерти. Во первых, слова Евтушенко о нём "внутри известного советского неплохого поэта... жил загнанный внутрь великий поэт". Не очень понятно,что имел в виду: страх полностью раскрыться в сталинскую эпоху, показать своё истинное нутро, т.е. страх оказаться репрессированным, тем более, очевидно, он был из так называемых "бывших" и его страх был вполне обоснованным, либо что-либо другое. Затем не очень понятно, как патриот СССР , в довольно молодом возрасте, когда началась война, остался в тылу и даже не делал попыток защитить Родину.
Странным мне показалось и то, что его вдова после смерти вырезала его сердце, чтобы положить под скалу. Похоже на психическую болезнь какую-то, налицо явная патология. Наличие множества любовниц также не добавляет к нему симпатии. Тем более, вдовы Булгакова. Ведь мы привыкли её отождествлять с музой Мастера - Маргаритой. Неужели она  была готова на такую сомнительную славу? Даже удивительно как-то, что эта женщина согласилась на связь с ним, зная о его сексуальной неразборчивости (либо полигамии, не знаю, как лучше сказать)?  "Он был добрым человеком." Тоже ничем не подтверждается, нужно принимать как аксиому, но почему-то не получается. Поэзия... он был в своё время кумиром многих, и наверное, это перевешивает все его личностные качества! Действительно, красивые, выразительные строки! Наверное, лучше не знать частную жизнь литераторов,  может сильное разочарование постичь! Спасибо, дорогая Ляман, что открыли ранее мне неизвестного поэта!
     22:25 15.06.2018 (1)
Дорогая Наташенька!!!
Спасибо за такой комментарий. Искреннее спасибо! Он говорит о том, что Вы со всей серьезностью отнеслись к личности поэта.
Наташенька, мне в данном случае, сложно что-либо сказать...
В последнее время я много читаю (да и читала) литературы об известных и великих людях, чьим творчеством или восхищаюсь, или интересуюсь.
И практически всегда ВСЕГДА натыкаюсь на страшное несоответствие творчества и личности.
Я люблю Цветаеву,  люблю Блока, считаю Маяковского действительно непревзойденным мастером лирики и новатором в поэзии, но, простите, волосы дыбом встают от многих фактов их биографии...
Получается, что прав был Пушкин, сказав: "И меж детей ничтожных мира Быть может всех ничтожней он. Но, лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется. Душа поэта встрепенется..."
Наверно, дело действительно в божественном глаголе. И чем он божественней, тем бремя его тяжелее. Поэтому и стремление как можно ниже упасть в обычной жизни. Своего рода релаксация от высоты...
Что ксается Лугоского непосредственно. Все факты, приведенные в эссе - подлинные. Более того, его дочь в своих воспоминаниях писла о нем еще более горше... Но, очевидно, уже простив своего отца.
А жена, да... Жена (вдова) Луговского была оригинальной женщиной. Кстати, тоже писатель. Вот данные краткие о ней. Майя Леонидовна Луговская (Быкова) (1914-1993) - прозаик, поэтесса. По специальности инженер-гидролог, специалист по подземным водам. Жена поэта Владимира Луговского . Автор трех сборников стихов. Как прозаик печаталась под девичьей фамилией (Быкова Елена). В 1980-е занималась также живописью. У Майи была необыкновенная интуиция и способность предсказывать судьбы. Эту женщину окружающие её люди воспринимали как праздник, называя её доброй ведьмой.

А вот воспоминания его дочери. Как видите,отец предстает в них, мягко говоря, довольно сложным человеком. https://document.wikireading.ru/70972
А добрым называл его Паустовский. Видимо, рассказ экскурсовода на этом и основывался.Но Паустовской знал его лично, и видимо еще сыграло роль то, что Луговской был в любимой обстановке. А в любимой обстановке мы все становимся добрее

Спасибо Вам, Наташенька.
Не знаю, смогла ли ответить на Ваши вопросы...
     22:37 15.06.2018 (1)
1
Очень интересно! 
Наверное, вы правы, дорогая Ляман, в том что великие стремятся упасть как можно ниже в обычной жизни, (я бы даже сказала "изваляться в грязи"), точно сказано "релаксация от высоты". Начала читать воспоминания дочери Луговского. Вот по первым строкам сразу чувствуется -  она сильная незаурядная личность.
     22:42 15.06.2018
Да, воспоминания очень интересные.
А иначе не назовешь - релаксация от высоты. Потому что, НУ НЕВОЗМОЖНО объяснить кк могли великие творить подчас такие дела в обыденной жизни.
Это я просто навскидку. Когда читаю воспоминания Лили Брик о Маяковском воспоминания о Цветаевой (кстати по ее собственным дневниками и запискам, то есть никто не придумывал (кроме, может быть, ее самой), воспоминания о Есенине и проч. - становится порой не по себе...
     22:13 15.06.2018 (2)
Страх, вот что не дало раскрыться до конца поэту. Понятно теперь. В те времена все жили в СТРАХЕ. А бесстрашных просто убивали, гноили в ГУЛАГе, расстреливали. Посмотрела дату рождения (оказыватся, он был Раком, да простят они меня, но они довольно трусливые в большинстве своём).
Нашла ещё информацию о Владимире Луговском. Оказывается, он пытался поехать, на фронт, но поезд, в котором он ехал был разбомблен, Луговской контужен, что обернулось впоследствии психическим заболеванием. 
"Луговской, как и большинство советских литераторов, отправляется на фронт. 
И тут случилось непредвиденное: могучий красавец, воплощение мужества и отваги, не выдержал впечатлений первых дней войны. Эшелон, в котором ехал на фронт Луговской, разбомбили в районе Пскова. Поэт был контужен, он выбирался из-под искорёженного железа, видел развороченные, искалеченные тела людей, выходил из окружения…"
Константин Симонов  писал: «Человек, которого я за несколько месяцев до этого видел здоровым, весёлым – сидел передо мной как груда развалин… То, что это вообще могло случиться с человеком, меня не удивило, меня потрясло, что это могло случиться именно с Луговским».
Эту информацию взяла с http://pandia.ru/text/77/469/54169.php
     22:38 15.06.2018 (1)
Вот про Раков не знала...
Но это он по новому стилю так родился, по старому - получается, что он еще Близнец. Или нет?
     22:46 15.06.2018 (1)
Похоже, точно  - Рак. 1 июля по новому стилю. 
     22:47 15.06.2018 (1)
Д,по новому - Рак.
А по старому,значит 1- 13 дней, получается 18 июня.
Тогда Близнец, или как?
     23:01 15.06.2018 (1)
Астрологи опираются в своих расчётах на григорианский календарь, т.е. на "новый стиль", так что Луговской - точно Рак.
http://northnode.ru/o-starom-i-novom-stile-v-astrologii/
     23:03 15.06.2018
А, тогда понятно.
Странно,вот сейчас вспоминаю.Я нечасто общалась в своей жизни с представителями этого знака, но те, с кем общались, действительно, особой храбростью не отличались
     22:34 15.06.2018
Да, я читала про это. Спасибо, Наташенька.
А сколько, Господи, сколько их было - талантливых, гениальных, прекрасных - раздавленных эпохой.
Разве Симонов сам не из таких? Каково ему было падать после смерти Сталина в постепенное забвение. Ведь всего, чего он добился было при жизни Сталина. Потом интерес к нему стал ослабевать, и не потому, что стал писать хуже, а потому что был обласкан во времена Вождя...
     14:03 14.06.2018 (1)
2
Вот так рождается образ... Образ человека, имя которого назови - "уже великое дело".
Что понравилось: раскрытие характера, основное качество которого - доброта. "Быть добрым - значит, быть в высшей степени хорошим". Экскурсовод, которая произнесла эти слова, очень близко стояла к фразе, которая вошла в обиход благодаря Максиму Горькому: "Доброта - она превыше всех благ!"
Что очень понравилось: слова о том, как на свет появляется действительно стОящая литература. Чтобы создать произведение, которое впоследствии действительно сможет заинтересовать читателя, писатель должен вращаться в разных кругах, быть и вправду своеобразным "ветром". Не в смысле переменчивости идей и взглядов, а в смысле постоянного поиска чего-то нового. В смысле движения вперёд. Потому что у того, кто стоит на месте, и мысли тоже стоят, а для того, кто пишет, понятия "стОящее произведение" и "стоять на месте" - диаметрально противоположны. Поэтому название "Ветер" в данном случае - лучшее. Другое сюда просто бы не подошло
Спасибо за эссе!
     22:29 15.06.2018
1
Да, Магдалина. Впечатления необходимы писателю как воздух. Недром, раньше были приняты творческие командировки. А некоторые писатели даже специально совершали дальние путешествия, чтобы натаскать себя на впечатления.
Спасибо огромное!
     14:26 14.06.2018 (1)
3
Спасибо, Ляман! 
Прекрасно написано.
Редкостный сплав личного впечатления и информативной составляющей.
     22:28 15.06.2018
1
Спасибо огромное, Алис, дорогая!
     14:41 14.06.2018 (1)
2
Блестяще! С любовью, тактом и чувством сопричастности!
Уверена, многие, прочитав, сделают для себя открытие.
     22:27 15.06.2018
1
Спасибо, дорогая Ланочка!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама