Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: размышления
Сборник: Художественная проза и публицистика
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 289
Читатели: 2837 +1
Дата:
Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта» самая комментируемая(25) работа за сутки
24.03.2022
Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта» самая оцениваемая(6) работа за сутки
23.03.2022

О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта

     Пять лет назад, после первых проб написать что- либо напоминающее художественное произведение, обратил внимание на такое явление, как литературные сайты со свободным доступом для авторов выложить там свои сочинения. И появился интерес к тому, что пишут в интернете об этом явлении. Кроме положительных и одобряющих мнений и отзывов, к которым искренне присоединяюсь, нашёл и такие, в которых такие литературные сайты называются графоманскими, свалкой литературного мусора и утверждается,  что большинство выложенных на них сочинений трудно назвать литературными художественными произведениями.

      Естественно, сразу возник вопрос: что же такое – литературное художественное произведение? После поиска и прочтения некоторых многословных определений и толкований  этого, у меня (возможно, в силу своей профессии, с которой прошёл всю жизнь) этот вопрос остался открытым.

      И вот почему.

    Люди, далёкие от математики, считают, что точной её называют потому, что с её помощью можно точно посчитать какие-нибудь цифири. И они совершенно не правы. И не потому, что математика даёт аппарат для приближённых вычислений и вероятностных оценок. Математика считается наукой точной потому, что все используемые в ней понятия и объекты определены точно и не допускают неоднозначного толкования. А это потому, что все используемые в определении понятия и объекты определены точно по тому же правилу и тоже не допускают неоднозначного толкования.

     Хороший пример понимания этого дал одной молодой аудитории один известный советский математик. Кажется, это был академик Колмогоров. Во времена моей молодости многих ещё интересовал вопрос: могут ли машины мыслить? При этом в основном,  понимались электронно-вычислительные машины, пока этот термин прочно не заменился на американское слово «компьютер». Академик ответил примерно так: «Ну, если вы мне определите: что такое МОГУТ, что такое МАШИНЫ и что такое МЫСЛИТЬ, то я вам скажу».

     Таким образом, отсутствие точного и однозначного определения литературного художественного произведения даёт нам возможность порассуждать об этом.
 
       Вначале примем за аксиому, что литературные художественные произведения пишутся писателями. Тогда, если какое-то сочинение мы принимаем как   художественное произведение, то и его автора называем писателем. Ну, и наоборот.
  
       Для ясности оговорюсь, что критически отношусь к литературным достоинствам своих сочинений из-за отсутствия художественного таланта или хотя бы профессионализма и не считаю себя писателем. Но        начинающийся с раннего детства огромный читательский опыт позволяет мне сказать, что писателей (и хороших писателей) на литературных сайтах много. Я мог бы назвать и на этом сайте десятки хороших писателей, но не буду этого делать. И не потому, что сужу только по тем произведениям, которые успел прочесть, а потому, что другие авторы могут запросто это оспорить. Ведь это хорошие писатели для меня, и нет универсального и однозначного определения художественного произведения (а по аксиоме и писателя), который мог бы служить критерием. Наши представления о качестве литературных произведений (и вообще являются ли они таковыми) совершенно интуитивны.

     Поэтому границы между литературным художественным произведением  и не являющейся ею прозой (а значит между писателями и другими авторами литературных сайтов) настолько размыты, что всегда субъективны.

     Приведу примеры.

     Однажды Татьяна Устинова на телепередаче у Познера заявила, что она не писатель, а сочинитель детективных романов. Молодец женщина, не стесняется говорить о себе правду, мысленно похвалил я её.  Сам я за редчайшим исключением не читаю детективы и серьёзно к ним не отношусь, тем более к тем, которые  большим потоком выходят из печати. Но потом поинтересовался в своей библиотеке: пользуются ли вниманием читателей детективные романы Татьяны Устиновой?  Оказалось, что читают её огромное число читателей. И с большим интересом. Вот и скажите: писатель  Татьяна Устинова или нет. Правда, здесь нужно учесть то обстоятельство, что в наших рыночных условиях (к тому же ещё не устоявшихся и весьма примитивных) издательства печатают всё что угодно за деньги, часто не подвергая это даже техническому редактированию, или печатают огромными тиражами книги, рассчитанные на реализацию среди невзыскательной публики, масса которой всегда превышает массу серьёзных читателей.

     В детстве и юности очень увлекался произведениями писателя (во всяком случае, для меня) Григория Федосеева. («Смерть меня подождёт», «Злой дух Ямбуя», по которому поставлен интересный одноимённый фильм, и другие). Сам Григорий Анисимович по профессии был геодезистом и в своих произведениях рассказывал об их нелёгком труде  в суровых таёжных условиях.  Читались они с интересом исключительно из-за захватывающих сюжетов.  Я, совершенно молодой читатель,  и то мог заметить некоторые корявости даже после редакторской правки в издательстве.  Для меня, тем не менее, он, несомненно, был интересным писателем. Но наверняка находились люди, которые это не разделяли.

     Прочитал однажды на одном из сайтов прекрасную миниатюру-зарисовку  одного, по некоторым признакам, молодого автора. В миниатюре описывается то ли восход, то ли закат в тайге. Я даже точно и не помню,  и не потому, что являюсь человеком не молодым, которого может подвести память, а потому, что в данном случае, это и не важно. В миниатюре нет сюжета, а в памяти остаются лишь те эмоции, которые переживаешь при чтении,  и которые создаются стилем, слогом и прекрасным владением   автором русским языком.
 
     Мне кажется, что каждый читатель находит в произведении что-то своё, которое его захватывает  и поддерживает интерес к чтению.  Одних читателей привлекают глубокие и оригинальные мысли, заложенные в произведение автором, других -   замечательный стиль и слог изложения, а некоторых – просто интересный сюжет или сюжетная линия. А бывает в произведении что-то неуловимое, что захватывает интерес читателя, и что не могут толково объяснить даже специалисты литературоведы. Правда, у талантливых писателей это обычно всё присутствует в комплексе. Но что-то может и выпадать, но это не умаляет достоинства их произведения.

     Возможно, некоторые читатели будут разочарованы  тем, что, судя по названию статьи, речь должна пойти о какой-то характеристике авторов сайта, их классификации по качеству материалов и мотивов их размещения на сайте. Я не собирался этого делать, так как на сайте есть подобные статьи. И, конечно, все они субъективные.  Разнообразить их совсем нет необходимости.

     В данной статье я хотел обратить внимание авторов и других незарегистрированных читателей на то, что объективного (точного) определения литературного художественного произведения нет, и не может быть. Поэтому, границы между литературными художественными произведениями и другими текстами очень размыты и весьма субъективны.
 
     Поэтому не стоит какой-то не понравившийся текст сразу относить к мусору, а автора – к графоманам. Ведь это ваше субъективное мнение.

     Конечно, есть на литературных сайтах объективно и такие тексты. Но такова специфика этих сайтов, позволяющая размещать любые тексты.

     Возникает вопрос: вредно ли это?  Думаю, что печать огромными тиражами бульварных романов наносит больший вред, так как не только занимают издательские ресурсы, но (и это главное) создают у читателей впечатление, что это и есть литература.


 

 

Реклама
Обсуждение
     18:50 21.08.2024 (1)
Почему же О литературных сайтах? Ведь речь идет о литературе и писателях. Прочла с интересом, о сайтах делала пост, но удалила. 
     06:53 22.08.2024
Наверное Вы правы. Спасибо.
     11:16 13.01.2024 (1)
Попса везде есть пока что, и классика была именно что попсой своего времени.
     12:14 13.01.2024
Возможно что так. Спасибо.
     09:18 02.08.2018 (3)
 Возражу вам (иначе не буду Галочкой Русиной):  занимать напрасно или нет издательские ресурсы - это..... чепуха. Издательсткое дело - такой же бизнес, как и  шитье трусов с оборками.
 Издатели появляются и исчезают согласно спроса, как и все в бизнесе. Есть спрос на издание собрания сочинений в десяти томах с одним словом матом  - будет такое издание, платите только деньги.
 Вред издания большими тиражами бульварных романов сомнителен. Ибо это следствие. А причина, уже написала, спрос на них.
   Значит задумываемся о том как формируется спрос. А он отражает культурные запросы населения.
 И вот тут не надо ханжить: массовая культура всегда и везде не нуждалась в шедеврах.
 Народ за столом заорет "Батяню-комбата", а не романс Даргомыжского. Хоть поубивай этот "народ", следующее поколение повторит эксперимент.
Народ не станет читать Пелевина, Сорокина, Улицкую. А вот Устинова и эта, как  её..... Дарья многотомная,  Донцова,  - нарасхват.
 Вы правы, литература, как любое искусство, не имеет четких критериев.
 Хотя и математика не безупречна, ехидно замечу я.  Вспомним Евклидову математику и Лобачевского!
Так пересекаются параллельные прямые или нет?
 А это с какого бока поглядеть!
 Вывод: ВСЁ в мире относительно!
 Погладила себя по голове и пошла варить кофею.
     21:09 17.11.2023 (1)
"Да не я так считаю.  Результаты продаж свидетельствуют! ) Народу Улицкая так же враждебна, как музыка Шнитке в сельском клубе. )"


     На мой взгляд, сравнение Альфреда Шнитке с мадам Улицкой (в любом контексте) - некорректное, мягко выражаясь.
Что до сельского жителя, то мои родственники, например, живут на окраине небольшого города в Костромской области. Вполне сельской жизнью, со всей её атрибутикой. Но вместе со своими односельчанами обязательно посещают Костромскую филармонию, куда приезжают мастера со всего света. И где звучит и музыка А. Шнитке.
    Между прочим, Шуберт был внуком слесаря. Отец Шопена - деревенским мальчиком из семьи простолюдинов, отец Вивальди - парикмахером, а у Иоганна Кванца -  кузнецом. Жан-Жак Руссо был сыном учителя танцев. Есенин - из крестьян. А родители Эйнштейна занимались перинами и кукурузой...Этому списку нет конца.
Гость      20:50 18.11.2023 (3)
 Откуда Вы взяли перины и кукурузу  у родителей Эйнштейна? Что  за источники у Вас? )))
 Отец Альберта Эйнштейна, Герман Эйнштейн был владельцем фирмы, торговавшей электрооборудованием, мать, Паулина Эйнштейн, занималась домашним хозяйством. ))
  Жан Жак Руссо был сыном часовщика И(!)  учителя танцев! У отца было ДВЕ профессии! Часовщик в 17 веке  - это выше  квалифицированного инженера сейчас! И танцы преподавали не крестьяне, доложу я Вам! )
 Так что с Ж. Руссо тоже ошибочка!
 Отец Шопена в молодости действительно работал на табачной фабрике, но  1802 года воспитывал детей графа Скарбека в его имении Желязова-Воля! Наверное Вы понимаете, что граф не доверил бы преподавание своим детям работяге без хорошего образования и ВОСПИТАНИЯ! ) Мать Шопена - из рода  высокой шляхты!
  Опять простолюдинами не пахнет. 
 Вивальди. Отец композитора обучался парикмахерскому ремеслу, это так. А Вы знаете, что в те времена парикмахеры были большими специалистами в своем ремесле И(!)  выполняли многие медицинские манипуляции?  Пускали кровь, это было лечением от многих болезней.  Рвали зубы.  ) Кроме того Джованни Вивальди  владел скрипкой. 
В 1685 году имя Джованни Баттисты  Вивальди значилось в списке создателей музыкального сообщества «Sovvegno dei musicisti de Santa Cecilia», директором которого был известный композитор, автор ряда опер Джованни Легренци. Впоследствии Джованни стал главным скрипачом в капелле собора Святого Марка. 
  Опять не крестьянин. )
 Кто такой Иоганн Кванц - не знаю. Потому не оспариваю  Вас. )
 Но согласитесь, у Вас слишком много ошибок. )

 Не спорю с Вами: и в деревнях живут люди, способные слушать классическую музыку. Особенно, если деревни рядом с большими городами. 
 Но таких среди сельского населения ноль целых, ноль пять процентов. 0,05%. 
 Мне пока не встречались  организованные поездки сельчан в филармонии на концерты классической музыки. В цирк - ездят! )) Но от Шнитке крестьяне убегут, как тараканы.  )
Гость      11:06 19.11.2023
А не припомните, как триумфально прошел в прокате страны Советов блокбастер "Экипаж"? От премьеры в центральных столичных кинотеатрах до сельских клубов в глубинке. С музыкой Шнитке причем. 
     11:05 19.11.2023
Не вижу причин писать под маской "Гостя".
     22:00 18.11.2023
       Не стоило так детально копаться в чуждом для Вас материале - я этого не оценила. За подобным многословием стоИт главное, а именно: Вы не поняли моего посыла. Что было, в общем, ожидаемо.
      "Сельчане...в цирк ))". "Крестьяне убегут, как тараканы )". На этих, безусловно, "весёлых" Ваших строчках позволю себе поставить точку.
     00:15 17.11.2023 (2)
А почему Вы считаете, что народ не станет читать Улицкую? Таких, как она, надо знать в лицо...
Гость      12:50 17.11.2023
 Да не я так считаю.   Результаты продаж свидетельствуют! )
 Народу Улицкая так же враждебна, как музыка Шнитке в сельском клубе. )
     00:21 17.11.2023 (1)
Этот призрак вряд ли стоит призывать. Впрочем, если есть желание полемизировать вообще...
     00:34 17.11.2023
Согласна, что он не стоит того, чтобы "его призывать".
     10:49 02.08.2018 (2)
   Вы правильно сделали, Галина, что погладили себя по головкет.к. в чём -то мыслите правильно.
   Но поспорить с Вами можно и нужно.
   Конечно, в наше несколько перевёрнутой рыночной экономике растущие как гриьы издательства печатают за деньги любую макулатуру чтобы заработать деньги. Но при надлежащем (и не очень требующим мощного вмешательства) регулировании, государство иогло бы создать условия, при которых издательства могли бы зарабатывать на продаже книг, т.е. печатать только то, что пользуется спросом читателей, что создало бы какой-то барьер потоку макулатуры, которая кроме самих "писателей" никому не нужна. Конечно это не сократило тиражей Устиновой и Донцовой. Массовая культура потому и называются массовой. Но не печаталось бы то, что вообще никто не читает.
    А вот относительно математики Вы вообще не правы. Нет Эвкидовой и нет математики Лобачевского. Математика едина, но один из её разделов - геометрия, действительно, одной аксиомой. Но и в геометрии Лобачевского все определения точны и не допускают неоднозначности. Эта геометрия сферических поверхностей. Вспомните, что меридианы параллельны, но пересекаются на полюсах.
Спасибо за комментарий.
     14:45 02.08.2018 (1)
Вспомните, что меридианы параллельны, но пересекаются на полюсах.

Лучше вспомнить, что параллельны всё-таки параллели (отсюда и их название), а не меридианы.
Но они на полюсах, к счастью, не пересекаются.
"Учат это, классе, кажется, в шестом" (С)
     16:24 02.08.2018 (1)
Да это всё правильно, Александр. Именно потому, что это знают школьники, кажется, пятого класса, я и не стал уточнять условную параллельность меридианов. Думал, что это понимает каждый. Параллельность меридианов в том, что, например, между 56-м и 60-м меридианом, скажем, восточной долготы всё те же 4 градуса на любой параллели.  Поэтому в ряде сложных задач на сферической поверхности удобнее использовать геометрию Лобочевского.
     16:40 02.08.2018
Понятно.
     11:55 02.08.2018 (1)
-2
 Заранее поднимаю руки вверх и не спорю о математике.
 Но вы в экономике столь же невежественны, как и я в математике.
 Вы пишете о необходимости цензуры и  вмешательстве государства в бизнес.
 Это чисто  совковое мышление, прошу прощения за резкость.
 Неужели вам не хватило 70 лет комуняцкого правления с букетом того, что вам не хватает сейчас?  Всё это было и к чему привело? К тому, что СССР сдох, слава Богу!
 Должен работать закон, который не позволит печатать заведомую порнографию для детей,  призывы к ненависти и убийствам и прочие запрещенные  понятия. Все остальное способен отрегулировать рынок. Роль государства в поддержке культуры и просвещения, вот  эти два механизма должны повышать культурный уровень населения.
 Еще огромна роль конфессий. Если они возглавляются мыслителями, а не хищными  бизнесменами, то  велика  их роль в  воспитании нравственности.
     12:48 02.08.2018 (1)
Ну что Вы, Галина. Я совсем не призываю к цензуре и прямому вмешательству государства в бизнес. Я говорил о цивилизованном регулировании, которым пользуются почти все цивилизованные государства. Например, налоговые преференции и другие поошрительные мероприятия, способствующие движению какой-либо отрасли в нужном для общества направлению без потерь в самом бизнисе. Но это сложно для нашего правительства.
А когда я говорил о перевёрнутости нашей рыночной экономики, то имел в виду не только издательское дело, а, например, то, что у нас чтобы подключиться к водоснабжению, газоснабжению, к проводной телефонной связи и пр., нужно платить поставщику этих услуг. А в нормальной экономике поставщики этих услуг сами заинтересованы в расширении числа потребителей, и затраты на проведения работ по подключению компенсируют ценами на услуги, которые распространённые на всю массу потребителей не вызывают проблем у новых.
А нелепостей в управлении советской экономикой (или так называемом "хозяйственном механизме") было тоже много. Знаю это не по наслышке и даже пишу об этом в статье здесь на этом сайте.
     13:20 02.08.2018 (1)
-1
 У нас тоже платят за подключение к  инфраструктуре на стадии строительства зданий и сооружений. И эта оплата входит потом в цену покупателю квартиры, например.
 Любое вмешательство в издательское дело предполагает цензурирование, т.е. указание кого надо бы печатать, а кого лучше не надо. В какой форме это будет - неважно. Но издательское дело - это литература и вы готовы передать полномочия на поощрение или запрет печатания текстов.

В  России ТАКОЙ вал проблем, что издательские дела  - это песчинка в пустыне Кара-Кум.
     14:32 02.08.2018 (1)
Галина, то что в Израиле строительные компании платят платят за подключение к дому инфроструктуры и эти затраты наряду с другими входят в себестоимость дома и компенсируются ценами на квартиры при их продажи после строительства - это нормально. Но когда владелец частного дома, например, для своего водо или газоснабжения оплачивает затраты поставщика, т.е. покупает для него возможность зарабатывать на себе деньги за оказания услуг. А если учесть, что после завершения работ эти участки трасс официально являются собственностью поставщика, то получается, что потребитель ему их покупает.
Галина, не будем больше на эту тему. Но Вы сами это начали.
Желаю Вам творческих успехов. Буду почаще заглядывать на Вашу страницу.
     14:45 02.08.2018
     00:00 16.11.2023 (1)
Не поставил вашему тексту лайк, ну, типа, понравилось, но с финалом вашего текста согласен на все 100. Вреда от официально признанной и лицензированной масс-культурной деятельности много больше, чем от сайтов для всех.  И обилие графоманов на них меня не напрягает, напрягает, когда эти люди норовят проскочить в настоящие писатели. А в таких-то местах и сам Бог велел.
А вот с чем бы с удовольствием поспорил, так это с вашим утверждением, что оценки в литературе (да и вообще в искусстве) исключительно субъективные. Не знаю, в курсе вы или нет, но этот постулат входит непременным элементом в такое уродское явление как мультикультурализм. Это одно из оснований принимать все и вся и ставить на одну полку.  На этом основании Чайковский, например, равен Ласковому маю, а то и проигрывает даже по народной любви.
Это заблуждение мгновенно исчезает, когда вам, например,  приходится сидеть в жюри каких-то творческих конкурсов с обязательным разбором по финалу. Если бы было все субъективно,  какой, скажите на милость, смысл вообще приглашать экспертов в жюри, да еще деньги платить? Проще и дешевле организовать какую-то интернет-голосовалку. Но участники интернет-голосования не могут сказать автору, где у него технические ошибки, о чем нужно подумать, чтобы уточнить замысел, как точнее сделать баланс замысла и выразительных средств, почему сюжет не динамичен и т.д. Во всех этих вопросах, если говорить серьезно, куда больше математики, чем принято думать на подобных сайтах.
С другой стороны, я же понимаю, что автору-любителю вовсе незачем знать назубок пятилетний курс творческого ВУЗа. А что нужно знать из творческой арифметики?  Это длинный разговор, да еще и с кучей переменных. Я давно уже занимаюсь консультированием по этим темам студентов в обычном университете при подготовке к студвеснам. И в некоторых темах, которыми я за это время занимался, у меня есть очень точные ответы на вопрос без какого минимума знаний  ничего не получится. Эти минимумы объясняются не трудно, в среднем мастер-класс по любой теме занимает около 1, 5 часа, и к рассказанной теме человек уже не возвращается. Разве что тренирует полученные навыки на практике. Но это точные знания, а не какие-то собственные фантазии.
Литературой, правда, я там не занимаюсь, мои ниши - сценарка, речь, режиссура. Однако, вы удивитесь, но кое-какие точные знания в творчестве совершенно одинаково используются в этих трех совершенно разных сверах, а поскольку мы же жюрим студвесны, то приходится еще и слушать анализ хореографических, инструментальных, цирковых и т.д направлений, ну и собственные заметки по этому поводу тоже делать на всякий. Не поверите - и они не исключение.  Направления литература в студвестнах, разумеется, нет, кроме журналистики, но есть все основания полагать, что точно тот же минимум знаний требуется и тут. 
Другое дело, что у некоторых есть некий природный нюх, он может не знать правил из техминимума, но просто чувствует эти правила на интуитивном уровне. Это примерно, как музыкальный слух - у кого-то отличный, кому-то приходится упорно развивать, а кому-то лучше выкинуть гитару или скрипку и встать за станок. Кстати, последнее - крайне редкое явление, если у человека нет физических недостатков. Большинство людей к художественному творчеству имеют способности, и при желании могут их развить до очень достойного уровня. Но, обратите внимание, если есть возможность развить, значит есть и методика, и стратегия и даже календарный план - все это очень точные вещи.
Простите многословие, но для меня это - как красная кнопка, я чуть что в лекцию срываюсь.
     06:42 16.11.2023
Добрый день, Сергей. Благодарю за столь неформальный и обширный комментарий.
     07:26 12.07.2023 (1)
С удовольствием ещё раз перечитала "РАЗМЫШЛЕНИЯ  ДИЛЕТАНТА! Мастерски написано!
     10:18 12.07.2023
Тогда двойное спасибо, РАДУГА.
     11:48 23.10.2022 (1)
1
Для того, чтобы возникло желание стать писателем, конечно, нужен прежде всего большой читательский труд. А ведь многие не умеют читать, т.е. они видят текст, но не понимают того, о чём хотел сказать автор. А вот когда научишься видеть и поймёшь, что тебе тоже есть о чём сказать, можно начинать становиться писателем. мне достаточно нескольких строк, чтобы понять, что этого я не буду читать никогда. Мало того, я понимаю, что за человек писал это. Так я не стала читать Устинову. К счастью. это не относится к вам. Вас интересно читать.
     15:05 23.10.2022
Благодарю, Татьяна.
Честно говоря, я не считаю себя писателем. Несколько лет назад, когда формировался Российский  союз писателей (РСП) дополнительно  к СПР и СРП - наследникам распавшегося Союза писателей СССР, я получил приглашение от секции прозы РСП вступить в этот союз, то, конечно, поблагодарил, но сказал, что я, к сожалению, вообще не писатель.
     14:27 19.09.2022 (1)
С автором согласна на 100%! Не убавить и не прибавить.  Браво!
.
     15:56 19.09.2022
Спасибо, Алёна.
     15:11 24.08.2022 (2)
Отличный разбор неангажированного автора! Полностью согласен с написанным! Но и в развернувшейся в комментариях дискуссии почерпнул много интересного. Хочу внести и свою лепту по вопросу, который звучал неоднократно, но как бы мимоходом. А чем отличается объективность от субъективности? Казалось бы, наивный вопрос, имеющий однозначный ответ, а именно: объективность — это описание чего-либо, основанное на доказанных научных фактах и не имеющее иного толкования. С первого взгляда всё абсолютно логично, но есть существенное но! Многие факты, теории и утверждения, считавшиеся в прошлом абсолютно объективными и достоверными, типа: Земля плоская, иначе бы всё, что находится на её противоположной стороне, падало бы с неё; или:  Земля — центр вселенной и всё вращается вокруг неё. Всего несколько сотен лет назад это считалось объективным, а несогласные с этим объявлялись еретиками и сжигались на кострах инквизиции. Уже на нашей памяти в сталинские времена генетика считалась лженаукой и подвергалась остракизму со стороны государства. Таких примеров множество. Выходит, что объективность — штука непостоянная и со временем может переходить в свою противоположность, а то и отвергаться полностью как заблуждение. И это в науках! Так что же говорить тогда об искусстве, в целом, и о литературе, в частности, с точки зрения обычного читателя? Спросите любого НЕспециалиста, например, о каком либо известном историческом романе или фильме в плане того, насколько они объективно или субъективно (хотя бы примерно) отражают исторические события в них описываемые. Вряд ли будет много одинаковых ответов, т.к. уровень объективности ответов будет напрямую зависеть, как от уровня образованности читателя/зрителя, так и от умения автора подать материал соответствующим образом. При этом не забываем и о секретности многих материалов, могущих показать известные факты и события совершенно в ином свете. Вот и выходит, что граница между объективностью и субъективностью тоже весьма условна, как и разница в оценке художественности того или иного произведения. Да, есть определенные критерии, которых читатели, да и люди в целом, придерживаются в своих оценках, но они довольно изменчивы в разных социальных, профессиональных, религиозных, этно-национальных и прочих группах людей.
     17:51 24.08.2022 (1)
Вы неверно понимаете термины объективно и субъективно. Я к сожалению не помню, как нам объясняли в институте, передам своё понимание на "пальцах".
Человек в принципе не может иметь объективного мнения о чем либо, любое представление человека о природе субъективно.
А реальность объективна. Человек, методом проб и ошибок, постигает эту реальность. И достаточно в этом преуспел.
Что важно, что в просторечии под объективным, мы понимаем правильное представление, а под субъективным неправильное. На самом деле, это просто неправомочное использование  терминов в быту.

     05:07 25.08.2022 (2)
Соглашусь лишь частично, поэтому и писал, что граница между объективным и субъективным со временем меняется. Но есть вещи, которые субъективными назвать никак нельзя. Как врач приведу такой пример: нормальная анатомия человека неизменна и любой врач (терапевт, хирург, педиатр и т.д.) по отдельной кости сразу определит к какой части тела она относится, а по костям таза определит мужской он, женский или детский. Разве это не объективно? При этом любые исключения (патологическая анатомия) лишь подтверждают правило, помогая проводить дифференциальную диагностику.
     10:05 25.08.2022 (1)
по отдельной кости сразу определит к какой части тела она относится. Разве это не объективно?

Конечно необъективно! Врач, это субъект, значит, любое его мнение, это мнение субъекта - субъективно.
Оно может быть верным или ошибочным, профессиональным или делитанским, но объективным оно не будет никогда!
Объективно и субъективно - термины, которые неправильное значение получили в просторечии. Так же как "грамотно". Говорят же, -  грамотный врач! А как врач может быть неграмотным, если он ещё до того как стать врачом, должен был грамоту выучить, чтобы экзамены в институт сдать? (Грамотность, это умение писать и читать.)
Это какая-то странная особенность русского языка, предавать несуществующие значения словам, которые уже имеют совершенно определённое значение.
Интересно другое, что я попытался найти значение терминов объективно, необъективно в инете и его там нет!?
Даётся именно такое объяснение, как Вы понимаете...
Куда катится мир?
     03:14 30.08.2022 (2)
Я, конечно, извиняюсь, Анатолий, но это уже схоластика! Мнение одного врача может быть субъективным, но, если оно опирается на знания, признанные всеми врачами и учёными и доказанные в экспериментах, то это уже объективные знания и данные! И, как Вы сами сказали, интернет подтвердил моё определение.
     10:36 30.08.2022 (1)
От того, что мы будем один и тот же предмет называть разными словами, мы в споре с мёртвой точки не сдвинемся.
Но:
"Объективное – это все, что способно существовать «само по себе», то есть вне зависимости от любых внешних факторов (сознания, воли, чьих-то знаний); субъективное – это своеобразное отражение объективной действительности, пропущенное сквозь призму индивидуального мировосприятия".
(Я задал вопрос иначе и получил правильный ответ!)
Из этого следует, что даже верное знание субъективно, потому что существует лишь в сознании людей, пусть их будет хоть миллионы!
Если эти люди исчезнут, исчезнет и знание, а объект этого знания останется существовать.
Объект существует в природе, а знание только в нашем разуме.
Различие между представлением об бъекте познания и самим объектом и называется субъективным и объективным.
И никак иначе.
Знания, по своей природе, не могут быть объективными. Потому что они не объекты, а представления об объектах.
Пример: Вы пришли покупать телевизор, заплатили за него, а Вам дали инструкцию, чек, гарантийный талон и говорят: "Вот ваш телевизор".
Вы им говорите: "Нет, это не телевизор".
А они Вам: "Как это не телевизор, здесь содержится всё знание об этом телевизоре".
Согласитесь, что всё, что мы знаем о телевизоре, никогда нам его не заменит.
Да, сложным получается спор
     12:17 30.08.2022 (2)
1
Анатолий, ну конечно это это так. Объективное - это то, существует само по себе независимо от мнений каких-либо субъектов о нём. Этот филосовский постулат вряд ли кто может оспорить.
Я же в своей статье говорил об оценке, т.е. количественной мере художественности произведений. Этой универсальной меры не существует. А, значит, все оценки, даже специалистами литературоведами, субъективны, Отсюда и и невозможность универсального критерия.
     13:03 30.08.2022 (1)
Так и я том же. Любая оценка субъективна, даже количественная. Потому что сделана человеком.
Вы можите оценить красоту девушки?
Есть-ли количественная оценка красоты?
Для нас, неспециалистов нет, а для учëных есть.
Красивым будет то лицо, которое наиболее правильное.
Там роль играют соразмерности и их можно измерить линейкой.
Даже фигура 90-60-90, это не какая-то абстракция, а совершенно определëнно заложенная природой соразмерность!
Такая фигура говорит о том, что девушка готова к продолжению рода человеческого.
И критерии, по которым можно оценить текст тоже существуют, я думаю, что можно даже программу составить, которая сможет оценивать текст. Но и эта оценка будет субъективной!
Просто, я от этого слишком далёк, что бы написать такую программу.
     14:42 30.08.2022 (2)
Какие-то параметры лица девушки, конечно, измерить можно, хотя их, наверное, сотни.
Это и блеск глаз и или их тусклость, цвет щёк, волос, изгиба бровей, цвет и размеры губ и пр. и пр. Если бы всё это удалось измерить, то встал бы вопро  в их приоритетности и значимости в оценке красоты (правильности).
Так и в литературе. Есть много параметров, определяющих художественную ценность произведения, но стал бы вопрос в приоритетносити и значимости.
 
     16:48 30.08.2022 (1)
Всё параметры уже измерены и известно какие из них правильные, а какие неправильные.
И оказалось, то что красиво, то и правильно!

Приоритетность и значимость художественной литературы тоже известна.
Начинать читать надо со старинных книг и когда вырастешь, как раз начнёшь читать современную литературу.
А значимость зависит от интеллекта чтеца. Тут бессмысленно что-то растолковывать.
Понял - хорошо, не понял - спасибо
     17:44 30.08.2022 (1)
Правильно, Анатолий. Что красиво, то и правильно.
Осталось только найти объективную меру правильности. И тогда каждый субъект будет знать что красиво и в какой мере. Улыбнуло.
я любил и читал книги с дошкольного возраста, но так и не узнал универсальной и объективной меры хуожественности литературного произведения. Подскажите дураку. Буду рад.
     18:22 30.08.2022 (1)
Осталось только найти объективную меру правильности

Анатолий, я Вам уже десять комментариев написал в которых доказал, что не бывает "объективной меры", Вы опять за своë.
Линейка это мера? Она объективная или субъективная?
Найдены уже всё меры, их Вам только надо изучить по учебникам стихосложения или прозонаписания.
     19:40 30.08.2022 (1)
Да, Анатолий, линейка есть объективная мера, т.к. ею можно измерить расстояние, ОДНОЗНАЧНО и неоспоримо. А вот меры, например, оригинальности мысли, "хорошистости" слога, интересности сюжета, которые в качестве основных параметров художественности предлагает Александр Джута, нет. Конечно, можно что-либо придумать, но они не будут ОДНОЗНАЧНО  и неоспоримо приняты специалистами, т.е. не будут объективными.
     21:02 30.08.2022
Не знаю где Вы на математика учились, но на первом курсе института по физике проводится лабораторная работа по изменению некого объекта, линейкой. Снимать показания надо несколько раз погрешность линейки 0.5 мм. Потом по формуле: сумма всех измерений / на количество измерений = результат измерения. Он приблизительный. Произведён субъектом, значит субъективный.
Забудьте Вы это слово объективный, оно никоим образом не может характеризовать деятельность субъектов.
     15:08 30.08.2022 (1)
Если бы всё это удалось измерить, то встал бы вопрос  в их приоритетности и значимости в оценке красоты (правильности)
==============================================

Фантаст Иван Ефремов в пятой главе своего романа "Лезвие бритвы" устами врача Гирина объясняет что такое красота, и что линии, которые мы воспринимаем красивыми, гармоничными, построены по строгим математическим закономерностям.
И далее. Если очень кратко, то красота - это высшая степень (биологической) целесообразности. То есть, красивый человек более приспособлен к выживанию, чем некрасивый: "Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, – такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твердой растительной пищи или сырого мяса."
Он говорит и о том, что красиво для одного, некрасиво для другого. Например тонкая длинная шея у мужчины смотрится болезненно, а на женщине - красиво. Широкие бедра у мужчины вкупе с тонкой талией смотрятся странно, а для женщины это необходимо - для нормальных родов. Тонкая талия компенсирует "тяжесть" бедер. И т. д. Так что у красоты есть вполне математические критерии.


     16:43 30.08.2022 (1)
А я, Александр, хотел привести "Лезвие бритвы"как один из аргументов субъективности, т.е. отсутствие объективной меры красоты, т.к. перечисленное врачём есть параметры, а  из которых можно было бы сконструировать меру красоты (биологической целесообразности), то опять же встал бы вопрос о субъективности весов, т.е. значимости  Этих параметров.
Кроме того, если я не ошибаюсь, там же говорилось о том, что лица европейцев казались аборигенам безобразными,а европейцем наоборот, т.е. подчёркивалось субъективность этого.
     16:55 30.08.2022 (1)
там же говорилось о том, что лица европейцев казались аборигенам безобразными,а европейцем наоборот, т.е. подчёркивалось субъективность этого.
===============================================

Нет, это лишь указывает на то, что критерии красоты бывают разными и должны соответствовать условиям. Каждой рассматриваемой группе свои критерии. Объективные критерии! Это не субъективность, а разный подход. Точно так же на это указывает пример мужчины и женщины.

     17:57 30.08.2022
Правильно, Александр, критерии красоты зависят от условий, в которых находятся разные группы, т.е. субъективны, а объективно, как правильно напомнил Анатолий Комогоров, это то, что существует само по себе и не зависит от мнений субъектов.
     12:35 30.08.2022 (1)
1
все оценки, даже специалистами литературоведами, субъективны
====================================================

Я внимательно слежу за этой вашей полемикой. И никак не могу понять, Анатолий, что вы хотите доказать? Что искусство не измеряется в секундах и метрах? Это очевидно и не требует доказательств. Это аксиома. Как и то, что оценка предмета искусства - будь то скульптура, музыка или литературное произведение - тоже отдает субъективностью. Но при этом, если вы заявите, что "Собачий вальс", сыгранный одним пальцем на рояле и Пятая симфония Бетховена в исполнении Большого Академического оркестра равнозначны только потому, что и то, и другое музыка, или "Гаврилиада" из "12 стульев" равнозначна по ценности с "На холмах Грузии лежит ночная мгла", то на вас, как минимум, посмотрят с удивлением. Тогда вы уже уточняйте свой постулат: "при прочих равных главным становится субъективный критерий "нравится/не нравится". К примеру можно спорить, что лучше - "Золотой теленок" или "Три мушкетера". И то, и другое - шедевр. Но оценки будут разные. Именно в силу примерной равнозначности этих произведений.
Но утверждать, что таких критериев вообще не существует и что мнение мастера, эксперта имеет тот же вес, что и мнение дилетанта - как-то некорректно.

     13:39 30.08.2022 (2)
Александр, я имею в виду отсутствие универсальной оценки степени художественности произведений как количественной мере, по которой можно бы было их ранжировать. И слава богу, что это так.  А профессиональные комментарии нужны и весьма полезны, но тоже, исходя из этого, субъективны.
     14:17 30.08.2022 (1)
1
...универсальной оценки степени художественности произведений как количественной мере, по которой можно бы было их ранжировать.

Такой оценки даже для технических устройств не существует. Хотя у любого устройства есть определëнные технические характеристики.
Возьмите металлы и сплавы, разве их можно расставить по ранжиру?
Где хорош один металл/сплав, там другой непригоден.
Вы лезете в дебри. Заблудились в три соснах
     15:10 30.08.2022
Конечно, не существует. А для художественного произведения - тем более.
     14:02 30.08.2022
исходя из этого, субъективны
=====================================

В вашем исполнении слово "субъективный" несет какой-то презрительный оттенок с отрицательной коннотацией. Я думаю, что именно с этим не согласны ваши оппоненты. И я их поддерживаю. Потому что если исходить из вашего понимания, то все в мире равно и зависит исключительно от оценки наблюдателя: любое дерьмо найдет своего почитателя (на всяк товар есть свой купец). И вы берете за аксиому именно это. И только это, возводя в ранг непогрешимой истины. Тем самым оправдывая пошлость, бездарность, убогость, дилетантство. По крайней мере в ваших рассуждениях я вижу именно это.

     08:32 30.08.2022
Ну, всё правильно, Михаил. Если мнение субъекта ОДНОЗНАЧНО разделяется ВСЕМИ специалистами, то оно объективно. Об этом я и пишу. А в литературе и литературоведении нет универсального критерия, которое ОДНОЗНАЧНО определяло бы качество произведения. Поэтому, мнения любого субъекта, в том числе и литературоведа субъективно.
 
     09:11 25.08.2022 (2)
Добрый день, Михаил.
Извините, что не ответил сразу на Ваш комментарий. У меня сейчас некоторые проблемы со зрением. Существенно ограничиваю время работы с компьютером.
   А для меня, как математика, нет проблем отличить субъективное  от объективного.
Объективно какое-либо суждение только тогда, когда оно однозначно разделяется всеми специалистами. Вматематике таких проблем нет, так как всееё постулаты и выводы базируются на однозначных определениях, аксиомах и доказанных ранее теоремах. А все определения однозначно принимаются потому, что сами однозначно определены ранее по тому же правилу. Тоже можно сказать о других точных науках, например, физике. Только там кроме математических доказательств могут быть ещё проведённые эксперименты. А бездоказательные суждения принимаются как гипотезы, но тоже однозначно, то есть всеми.
В гуманитарной сфере это не так. даже термины и определения, например, в литературоведении неоднозначны. Я, например, хотел в литературе найти разницу между сюжетом и фабулой, новеллой и рассказом, но нашёл много многословных и в некоторой степени противоречивых определений.
Вот так я понимаю объективность. А субъективость есть просто антпод объективности.
 
     14:08 30.08.2022 (1)
Математика, это инструмент с помощью которого создают модели существующих или находящихся в процессе  разработки объектов.
С помощью математики можно рассчитать полёт на Луну или мост через Керченский пролив. Но это будет математическая модель объекта, а не сам объект.
Значит, математика субъективна.
     15:35 30.08.2022
Это верно для одного раздела математики. Да, прикладная математика занимается разработкой математических моделей, позволяющих создавать, оптимизировать различные системы, а также разрабатывать алгоритмы управления ими. Подтверждаю это как специалист по прикладной математики, работавший в нескольких различных областях.
А вот Ваш вывод из этого вызывает улыбку.
 
     03:17 30.08.2022
Я, в общем-то, об этом и написал. Есть объективные данные: аксиома, теорема; пограничные: гипотеза и субъективные: предположение.
     15:39 24.08.2022 (1)
Спасибо, Михаил.
     16:31 24.08.2022
Анатолий, уже после Вашего прочтения моего короткого комментария, расширил его на основе большой дискуссии, развернувшейся в обсуждении Вашей статьи. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом.
     20:56 25.08.2022 (1)
Интересные размышления. ) 
     05:54 26.08.2022
Спасибо, Алексей.
     10:54 13.08.2022 (1)
1
Оригинальные мысли, хороший слог и интересный сюжет могут встречаться и в публицистике, и в научно-популярных статьях. Если же вести речь о художественной литературе, то этих трёх критериев явно недостаточно. Говоря математическим языком - "необходимо, но недостаточно". Каждое слово имеет свой вкус, цвет, запах, оно обладает органолептическими свойствами - бывает колючим и мягким, гладким и шершавым, упругим и бархатистым, и т. д. Причём, в разных сочетаниях они могут менять свои свойства. Автор должен чувствовать все оттенки слов и их сочетаний как чувствует все оттенки вина квалифицированный сомелье или слышит нотки сложных запахов хороший парфюмер. 
На мой взгляд, всё решает художественная ценность произведения. А она кроме вышеперечисленного включает и гармоничность - соотвестветствие стиля сюжету, и многоплановость - несколько слоёв, и выбор правильного темпа повествования, и умение правильно расставить точки напряжения, внешних и внутренних конфликтов, и новый взгляд на привычные вещи - свежая трактовка или парадоксальность, и ударные выражения которые потом будут цитироваться или на которые будут ссылаться. Как на слезу ребенка или на "такси, в которых наши люди в булочную не ездят". 
Замечу напоследок: авторская "душа" ко всему этому не имеет никакого отношения. Зато имеет значение умение автора погрузиться вглубь, внутрь описываемых событий и влезть в душу каждого персонажа. Писать изнутри, а не снаружи. 
Я так думаю. 
     12:26 13.08.2022 (2)
И правильно думаете, Александр. Это всё так.
Но как раз поэтому отсутствует какой либо универсальный критерий оценки степени художественности произведения и её субъективности, т.е. зависимости от читателя.
 
     19:03 24.08.2022 (1)
Уважаемый, Анатолий!
Критерий оценки художественности существует! Я думаю любой литературовед, который не пропускал лекции, когда учился в институте, может абсолютно точно определить насколько тот или иной текст является художественным.
Вам надо понять, что не существует объективного и не объективного понимания или оценки текстов. Может быть только профессиональный и непрофессиональный разбор текста.
Я не профессионал, а нашёл таки ошибку в Ваших рассуждениях.
     11:15 25.08.2022 (1)
Анатолий, если объективный и универсальный критерий художественности произведения существует, то конкретно назовите его.
Александр Дджута правильно называет три основных и дополнительных параметров художественности произведений. И если бы даже удалось как-то сформировать объективную меру, например, оригинальности мысли, "хорошести" слога или интересности сюжета, то возник бы вопрос об объективности принятия их весов при создании общего и универсального критерия.
По этому, и слава Богу, нет и не может быть универсального и объективного критерия, по которому все произведения можно было бы ранжировать по этому критерию. Это бы погубило литературу.
А профессиональный разбор текстов, конечно, нужен. Он хоть тоже субъективен, но весьма полезен.
С уважением, Анатолий.
     12:25 25.08.2022 (1)
Я не изучал ни литератороведение, ни русский язык и у меня нет необходимой подготовки, для того, чтобы этому Вас учить.
Я не знаю какими критериями пользуются литературные критики. Но прекрасно понимаю, что если бы не было критериев, не было бы и критиков.

Несли бы даже удалось как-то объективную меру, например, оригинальности мысли, "хорошести" слога или интересности сюжета, то возник бы вопрос об объективности принятия их весов при создании общего и универсального критерия.

Вы опять употребляете термин "объективно" не по смыслу.
Что такое "оригинальность мысли"? Оригинальный на русский переводится как своеобразный. Поэтому своеобразная мысль, это мысли высказаная впервые. Если мысль заимствуется, то она неоригинальная. Всё просто.
" Хорошесть" слога" - не очень удачное выражение, но если я Вас правильно понял, это речь, которая не требует дополнительных пояснений. Человек владеет речью так, что его понимают!
"Интересность сюжета" - мне кажется, вовсе не вызывает вопросов. Если текст читается так, что его хочется дочитать до конца, то сюжет интересный.

Над Вашей письменной речью требуется ещё работать и работать, чтобы она стала литературной. Пока такого о ней я сказать не могу.

Жаль, что Вы не поняли то, что я написал о субъективном и объективном.
     14:04 25.08.2022 (1)
Спасибо, Анатолий, что указали мне на ошибки. Дело в том, что у меня сейчас проблемы со зрением, и мне нельзя было вообще сейчас набирать что-то за компьютером. Сейчас я их уже исправил, но, возможно, и в этом тексте найдутся несуразности.  Прошу извинить.
Анатолий, Вы зачем-то разъясняете мне смысл предложенных Александром, Джутой параметров художественности. я их знаю и согласен с ним и Вами. Но речь идёт не о смысле, а возможности их количественной меры. Если Вы можете предложить их количественную меру, то назовите. Буду рад.
А что касается моего мнения об объективности и субъективности, то я изложил это в ответе Михаилу Шубину на  его комментарий, где он тоже раассуждает об этом.
Поскольку Вы тоже комментируете и возражаете ему, то я думал, что это будет прочтено и Вами.
С уважением, Анатолий.

 
     16:41 25.08.2022
Джуга, запретил мне читать его комментарии, поэтому я не знаю, что он Вам написал. Но он, скорее всего, в этом разбирается лучше меня.
Поэтому, количественную меру я указать не могу.
В СССР понятия художественности были сдвинуты в сторону коммунистической морали из-за политических амбиций коммунистов. В печать допусервиладатолько политически соответствующие тексты, поэтому граждане СССР потеряли вкус к классике.
В СССР публиковали откровенную галиматью с политическими правильной ориентацией - люди просто потеряли вкус к литературе.
Думаю, Вы один из них.
Человек всю жизнь питавшийся колбасой за 2.20 не может понять вкус сервилата.
     12:46 13.08.2022 (2)
1
Не могу с этим согласиться)) 
Возьмём музыку, архитектуру, живопись, скульптуру... Они тоже имеют художественную ценность. Правда, разную. И популярность. Но популярность - это мода, тренд, мораль - то есть то, что подвержено кратковременности, изменениям и настроениям. Есть "Баллада о детстве" Высоцкого, а есть "Уси-пуси, я вся во вкусе", есть Исакий, а есть газпромовская "кукурузина", есть Геркулес, раздирающий пасть рва, а есть Пётр Первый (точнее, Христофор Колумб с головой Петра) работы Церетели. 
И любой грамотный культуролог, музыкальный критик и скульптор покажет объективную разницу в художественной ценности между ними. 
     20:27 24.08.2022
Комогоров:
"Знатный перл!
Представляю приходит такой культуролог, на работу устраиваться, ему говорят; "Распишитесь здесь".
А он: "Я писать не умею..."
================================================

Комогоров, отвечаю вам здесь, поскольку вы от меня закрылись ЧС-ом. Очень странным - я ваши перлы читать могу, а отвечать возможности не имею.
Так вот, знаток русского языка, специально для вас нашел определения из словарей:

ГрамотныйОбладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой либо области (Грамотный инженер);
* Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

ГрамотныйВыполненный без ошибок, со знанием дела. (Грамотный чертеж);
* Толковый словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ГрамотныйСинонимы: знающий, осведомленный;
* Популярный словарь русского языка.

Поправьте Ефремову и Ожегова, хохотунчик.
Для человека, считающего себя писателем-поэтом, или по крайней мере стремящемуся к этому, такая узость мышления выглядит странной. Похоже, для вас выражение: "Мне сегодня ничего не лезет в голову" означает лишь полное отсутствие аппетита.

     13:24 13.08.2022 (3)
Александр, любой грамотный культуролог, музыкальный критик и пр.,наверное могут, но я говорю о простом читателе. А как Вы прокомментируете то, сто даже некоторые признанные и популярные писатели в восторге, например, от Достоевского, а другие такие же не разделяют этого? 
Кроме того, когда я говорю об универсальном критерии, то имею в виду критерий, по которому признанный писатель или грамотный литературовел мог бы ранжировать по нему все художественные произведения.
 
     19:06 24.08.2022
грамотный культуролог

Знатный перл!
Представляю приходит такой культуролог, на работу устраиваться, ему говорят; "Распишитесь здесь".
А он: "Я писать не умею..."
     13:46 13.08.2022 (1)
Это всё равно что ранжировать цветы - какой из них красивее: лилия или кактус, роза или гладиолус, ландыш или георгин... 
     14:03 13.08.2022 (1)
Правильно. это ранжировать невозможно из-за отсутствия критерия, по которому можно было бы что-то измерить, сравнить и пр., также как и художественные произведения. Поэтому это и субъективно.
 
     14:22 13.08.2022 (1)
То есть, на этом основании вы считаете равноценными "Бесаме мучо" и "Зайка моя, я твой тазик", Лунную сонату и ум-ца-ца? 
     16:15 13.08.2022 (1)
Ну почему же равноценными, разными, конечно, но не о какому-то универсальному критерию, а по моему собственному, Правда, в данном случае, наверное наверное, моя  сравнительная оценка совпадёт с оценками подавляющего числа людей.
Но если бы какой нибудь признанный музыкальный критик Иван Иванович составил бы сравнительный ряд, например,  из  1000 каких либо музыкальных произведений, а тоже музыкальный критик Пётр Петрович сделал бы тоже самое для тех же произведений, то эти ряды, наверняка бы не совпали потому, что эти ряды ыли бы составлены не по какому то универсальному критерию, а по их субъективным представлениям, хотя при этом они, конечно же, использовали бы все свои знания в области музыкальной культуры.
     17:51 13.08.2022
Вы считаете, что кто-то из них поставил бы на первое место "уси-пуси" в соперничестве с Барброй Стрейзанд или же что, к примеру, известные и высоко оцениваемые здесь сказки о БЯ победили бы хоть у одного оценщика рассказы О Генри или Чехова? Лично я считаю абсолютно иначе. 
     13:30 13.08.2022 (1)
Они могут не разделять восторгов и не любить его из-за некоторых морально-нравственных качеств и взглядов, например, откровенного антисемитизма, но ни один из грамотных не скажет, что его произведения это графомань или бесталанная писанина. Даже если скажет, то подкрепить аргументами и фактами не сможет. 
     13:50 13.08.2022 (1)
Не знаю, может быть моральные качества писателя не влияют на художественную ценность произведения, но сомневаюсь  в этом.
А что скажите об универсальном критерии?
     13:57 13.08.2022
Лермонтов, по свидетельствам людей знавших его, был плохим офицером с отвратительным характером, Гоголь тоже не был паинькой, Пушкин был задирой и несдержанным бонвиваном, Некрасов ярым картежником, Крылов - обжорой и пьяницей, Есенин был гулякой, Высоцкий кололся, Достоевский полжизни провёл в психушке и тюрьме... 
Реклама