Критика, друзья мои, дело крайне неблагодарное; ведь каждый рассматривает литературные произведения со своей точки зрения, исходя из собственных вкусов и образованности, то есть субъективно. Поэтому умный человек, писатель он или нет, нашедший в литературном труде задевшие его огрехи, тактично промолчит, хотя, скорее всего, читать это больше не станет. Проще говоря, не будет давать советы, если его не просят. Исключение составляют работы, авторы которых сами настаивают на жёстком разборе, что достойно уважения, поскольку люди учатся.
Конечно, случается, что не высказаться, увы, невозможно, к примеру, когда каждая страница пестрит ошибками, цепляющими взгляд, или текст написан неудобоваримым языком, напоминающим язык начальной школы. Но даже в этом случае можно включить дипломата и ограничиться вежливыми замечаниями. А в остальном… человек имеет право писать, как ему хочется, и на любую близкую ему тему. Читатель найдётся на всё, хотя, к сожалению, в наше время котируется, в основном, примитив.
Ну, а что делать, когда критикуют вас? Как начинающего, так и уверенного в себе на сто процентов писателя?
Во-первых, можно любезно, но холодно ответить, что свой вариант вам нравится больше, вы не намерены ничего менять и тем более позволять кому-то вас редактировать. Ведь известны случаи, когда преисполненные чувства собственной значимости литераторы превращали нежное женское лирическое стихотворение в грубое мужское и, наоборот, вносили нотки гламура в брутальное мужицкое, и несчастные авторы хватались за голову, увидев результат.
Во-вторых, что предпочтительнее, можно закинуть дерзкого в чёрный список, который существует почти на каждом литературном портале. Так вы сбережёте нервы и время, которые могли бы потратить на ненужные вам лично споры. Да и почему вы должны доказывать, что правы именно вы – автор, создатель, владелец, а не какой-то левый дядька, выдернувший главу из середины произведения и не понявший её смысла? Вспомните о презумпции невиновности.
В-третьих…
В-третьих, должна уточнить, что разговор сейчас шёл о литературных сайтах, где публикуются, по большей части, любители. Но как быть, если вы считаете себя непризнанным профессионалом?
Так это уже другой уровень, господа. В этом случае, вообще, не надо выходить на любительские порталы, потому что «умников», готовых в пух и прах разнести хорошее чужое, не имея достаточного опыта и качественного своего, там предостаточно. Дурные характеры проявят себя везде, а в интернете это намного проще. Не лучше ли пытаться пробиться официально?
Однако, если душа настоятельно требует читателя, имеет смысл собрать свой круг из не менее мастеровитых, чем вы сами, авторов, которые непременно найдутся, ибо рыбак рыбака… Они по достоинству оценят вас, вы их, а дружеская критика больно не задевает.
В заключение хочу присовокупить, что бояться настоящего, серьёзного, анализа произведений не стоит: иногда вовремя сказанное слово способно вывести писателя на новый уровень, дать идею. Но если это вам всё-таки неприятно, оставляйте критикующих за бортом, учитесь самостоятельно и вперёд – к новым творческим свершениям.