Рене Д’Карт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ провинции Турень французского королевства. В четверг, после дождичка. Новорожденный был одет в бирюзовый камзол фламандского сукна, грудь перехватывала широкая лента с надписью на санскрите: SATYAT NASTI PARO DHARMAH. На лице грудничка отчетливо проявлялась небритость.
— Tere! — поздоровался Декарт с присутствовавшими. — Я разве похож на браминского гиппопотама?
Счастливый отец Иоахим Д’Карт, судья из соседнего городка Ренн, весьма уважаемый в округе человек, которого никак нельзя было заподозрить в склонности к мистицизму, засопел и рухнул в обморок.
Кюре Флориак, срочно по такому случаю вызванный в дом роженицы, как человек, глубоко убеждённый в верности теории метемпсихоза, не слишком удивился происшедшему событию. Заинтересовало его, скорей, другое.
— «Tere» ведь здравствуйте на чухонском, — сказал вслух кюре. В годы беспечной юности будущий слуга церкви немало покочевал по Европе и был знаком с чужими наречиями. — Откуда французский младенец может знать это слово?
— Объяснение лежит на поверхности, — сказал юный Декарт, с удовольствием уплетая кроличью ножку. — Моя матушка, пребывая в известном положении, любила прогуливаться у городской стены, которую ремонтировали каменотесы, нанятые в Ревеле. Разумеется, они общались между собой на родном языке. Вот я и выучил, что здесь странного?
— В самом деле, — согласился кюре, испытав столь же глубокое, как и счастливый отец Иоахим, желание упасть в обморок, что еле справился с собой.
Как вы догадались, уважаемый читатель, Декарт с самого начала жизненного пути представлял из себя незаурядное существо. Появившись на свет столь экстравагантным образом, он продолжил шокировать добропорядочных граждан города Лаэ глубинными познаниями во всех научных дисциплинах, а также в области практической анатомии. Отец Декарта, не имея возможности держать гениального сына взаперти, чтобы не выглядеть этаким бурбоном в тот просвещенный век, окончательно удалился по служебным делам в соседний Ренн и встречался с отпрыском не чаще, чем раз в полгода и не более чем на несколько минут.
*Нет религии выше истины (санк.)
Матушка Декарта, кроткая и богобоязненная Жанна Брошар, через год после родов, ставших событием всемирного масштаба, слегла с острым приступом чахотки, да так и не встала. Злые языки, однако, утверждали, что подлинной причиной скоропостижной смерти молодой цветущей женщины стало состояние остолбенения, которое она испытала, застав сына, оживлённо беседующего с подозрительными личностями в скафандрах на языке, несколько напоминавшем перуанский. Но авторитетные историки полагают, что этот злобный пасквиль сочинили иезуиты, с которым Декарт боролся всю жизнь, не щадя живота своего.
После смерти матери воспитанием Декарта занялись бабушки и тётушки по семейной линии, то есть никто. Воспользовавшись свободой, а также в связи с отсутствием в городе Лаэ интернета, фитнес-центра и даже захудалого борделя, Декарт увлёкся математикой, сконцентрировавшись на принципе виртуальных скоростей. С его помощью, а также наблюдая за таянием снежинок в нередкие для той эпохи ненастные дни, он точно рассчитал полёт к звездам и обратно. Металлический аппарат, предназначенный для полёта, Декарт проницательно назвал «челнок». К семилетнему возрасту он направил в канцелярию двора его Величества Генриха IV ещё десятка два подобных проектов, среди прочих, план переноса египетского сфинкса в Марсель на подводах, скользящих над морской гладью на воздушной подушке, который весьма заинтриговал кардинала Ришелье. Однако кардинал, бесконечно занятый враждой с мушкетерами, не сумел обеспечить должное финансирование, а королевские чиновники, ретрограды и мракобесы, отправили все проекты юного Декарта на свалку. На этой свалке в 1930 году немецкий студент по имени Вернер фон Браун, в пух и прах проигравшийся в карты, роясь в поисках какой-нибудь поживы, случайно обнаружил чудом сохранившие фрагменты трактата о полёте на орбиту и использовал его в своей дальнейшей карьере, ни разу не упомянув имя соавтора.
Те же ретрограды королевские чиновники прозрачно намекнули Иохиму Д’Карту, что покой Его Величества следует охранить от сумасшедших проектов сына, в противном случае отец лишится судейского кресла.
— Пора нашему Рене обучаться наукам, — торжественно объявил судья из Ренна, прибыв на очередное свидание с сыном, чем вызвал приступ гомерического хохота у обычно глухой бабушки Луизы-Генриетты.
— Трудно представить более достойное место, чем иезуитский колледж Ла Флеш, — продолжил судья, упрямо не замечая комичность ситуации.
— Конечно, отец, — скромно ответил Декарт.
Среди преподавательского состава колледжа были те, кто принимал участие в допросах небезызвестного Джордано Бруно и те, кто в текущий момент вели оперативную разработку господина Галилея. Существует документально не подтвержденная и критически оцениваемая серьёзными исследователями версия, что те и другие бились меж собой об заклад, каким образом закончит свои бренные дни юное дарование: на костре или в подземельях Ватикана? Впрочем, сведения о сумме ставок до наших дней не дошли.
Вместе с тем в колледже Декарту было хорошо. Место это было уединённое, далёкое от мирской суеты, текучестью вод небольшой речушки вдохновлявшее на созерцательность. Есть предположение, что начальные страницы «Рассуждения о методе» о том, что не стоит ломать старый дом, не подготовив новое жилище, Декарт сочинил именно в этом дивном месте.
Поселили его отдельно от прочих школяров, усматривая в хрупком теле миазмы страшной чахотки, сгубившей его мать. Именно в колледже Декарт впервые произнёс свои знаменитые слова «Я мыслю, следовательно, я существую. Господа, поберегите французскую кровь!», объясняя пустоголовым лекарям, что не стоит лечить пневмонию кровопусканием. В Ла Флеш у него появился и первый настоящий друг — Марен Мерсенн.
На личности этого человека и его роли в жизни и судьбе Декарта следует остановиться отдельно. В каждом веке есть персоны, определившие эстетический смысл эпохи. В восемнадцатом столетии такими были Вольтер и изобретатель парового двигателя Уатт. В девятнадцатом физик Максвелл и химик Пастер. В двадцатом непредсказуемый Тесла и неизвестная широкой публике домохозяйка из Цинциннати Анна Фришкот, развлекавшая себя в процессе приготовления яблочного пирога математическими изысканиями, которые в конце века легли в основу программного обеспечения WI-FI.
В первой половине семнадцатого столетия в Европе таким человеком оказался Мерсенн. Он был талантливым универсалом — математиком, лингвистом, композитором, благодаря ему криптография стала наукой, а не придурью магов, после его изысканий человечество вспомнило теорию гармонических обертонов. Но не это было главным. Мировая культура в его лице получила уникального топ-менеджера, равному которому не было ни до, ни после.
Мерсенн вёл обширную переписку с лучшими умами (бумага стала дёшева и доступна, гуси плодились в достаточном количестве, мысль больше не нужно было сокращать до технических параметров пергамента). Именно в письмах к Мерсенну Ферма изложил свою возмутительную теорему. Мерсенн успевал везде и всюду. Спасал Галилея (французский король с его подачи прозрачно намекнул в письме Папе Урбану, что от одного костра может вспыхнуть вся Римская церковь), добивался мира между гугенотами и католиками, полемизировал с Гоббсом и Гассенди о наилучших формах общественного устройства, реставрировал Реймсский собор, и каждый четверг, невзирая на погоду и самочувствие, собирал в своей парижской келье физиков, математиков, философов, священников, астрономов, врачей, ясновидящих, кабалистов и множество других одарённых людей. Так зарождалась Парижская Академия наук, юридически оформленная уже после смерти Мерсенна его учениками Кольбером и Паскалем.
Для Декарта Мерсенн оказался земным воплощением ангела-хранителя. Декарт был младше на восемь лет, но это совершенно не помешало им сразу подружиться.
— Всё понятно, — сказал проницательный Мерсенн. — Налицо логика обратного движения. Ты родился знающим всё, во всяком случае, в понимании нормальных людей. Следовательно, в их понимании ты ненормальный. Таким образом, тебя ждёт приют для душевнобольных, если ты проживешь тихим помешанным, или Священная Инквизиция, задачей которой станет усмирить твой буйный нрав.
— Быть может, мне сбежать? — сказал Декарт.
— Куда ты сбежишь, Рене? — усмехнулся Мерсенн. — К аборигенам Китая? Маловероятно, чтобы в этом пункте они являлись менее нормальными, чем жители Европы.
— Следовательно, я есть наказанье божье уже от рождения? — спросил Декарт.
— Наказанье относится к категории предопределения, — сказал Мерсенн. — Вопрос этот, как минимум, туманный, пожалуй, из области, что первично: курица или яйцо, — как человек, который готовился в священники, Мерсенн был очевидным атеистом. Явление вполне обычное для позднего Средневековья, да и не только. — Строго говоря, я не считаю существенным для жизни человека анализ небесных инстанций. Более важно разобраться, как прожить жизнь не бездарно, стараясь не наступать на грабли, которые маячат перед самым носом.
— Что ты предлагаешь? — сказал Декарт.
— Единственно разумное в твоём случае. Забывать. Сколько ты знаешь языков?
— Сорок три, — сказал Декарт.
— Надо оставить два, — сказал Мерсенн. — Родной и ещё какой-нибудь, например, немецкий. После совершеннолетия вспомнишь, пожалуй, несколько, не более пяти, вполне достаточно, чтобы слыть эрудированным человеком. Предлагаю составить таблицу, что и когда тебе следует забывать, и приступить к её воплощению.
— Это странно, — сказал Декарт. — Сознательно глупеть.
— Воспринимай это как игру, — сказал Мерсенн. — Ты же ребёнок. Когда повзрослеешь, полагаю, тебе будет забавно методом эксперимента и опыта открывать то, что уже было известно.
Следует заметить, что Декарт весьма преуспел в этом увлекательном занятии. К шестнадцати годам, к моменту окончания колледжа, он забыл почти всё из того, что знал с младых ногтей. Мерсенн давно жил в Париже, Декарт навестил родной дом, отец, удовлетворённый результатами иезуитского образования, с радостью согласился на то, чтобы сын продолжил учение в столице, готовясь к будущей карьере стряпчего. У него остался, правда, лёгкий осадок подозрительности, когда по чистой случайности заглянув в сафьяновую тетрадь, небрежно брошенную сыном у кровати, он обнаружил вместо романтических стишков малопонятные арифметические формулы, но выбора у Иоахима Д’Карта не было: сын вступил в тот возраст, когда имел полное право на самостоятельное плаванье.
Господином Байе, главным официальным биографом Декарта, периоду его парижской юности дана ёмкая и исчерпывающая характеристика: вёл рассеянный образ жизни, занимаясь, в основном, математическими опытами. Слово «рассеянный» можно трактовать двусмысленно, но вынужден разочаровать. Во внешних проявлениях его жизни не было ни капли чудачества, фривольные женщины были редкостью,
Праздники 13 Мая 2024День Черноморского флота 14 Мая 2024День фрилансера 20 Мая 2024Всемирный день метролога Все праздникиПомогли сайту Реклама |