Предисловие: Байка из моего артистического прошлого
С давних пор в артистической среде существует добрая (а может и не совсем добрая) традиция – «ЗЕЛЁНЫЕ» концерты. Для непосвященных: в конце гастролей на последнем концерте артисты шутят, а точнее — подшучивая друг над другом, создают разные не шутейные ситуации. Ничего не подозревающий зритель, в особенности пришедший впервые на этот концерт, спектакль или представление попросту недоумевает. Разного рода казусы актеры исподтишка подстраивают коллегам по «цеху», причем те, находясь на сцене, что называется «при исполнении», взрываются от раздирающего их изнутри смеха.
Нечто подобное, правда, не всегда запланированное, происходит на утренних «елках» 1-го января любого года. Артисты тоже люди, и в большинстве своем тоже отмечают приход Нового года. Посему, бессонная, развеселая Новогодняя ночь плавно перетекает в Новогоднее утро и подуставшие артисты, выступая на детских утренниках, начинают сдавать. Примеров тому множество. Об одной такой смешной истории хотелось бы вам рассказать.
Случилось это первым новогодним утром четверть века назад в Южно -Уральском городе Златоусте. В ту пору я была активной участницей художественной самодеятельности Дворца Культуры машиностроительного завода. Завод наш был богатый (кстати, по части ракетостроения, он был партнером НИИХИММаша в подмосковном городе Пересвет), потому и очаг культуры был тоже великолепный. Строили его пленные немцы в конце войны в стиле барокко по своей архитектуре. Залы были просторны, а потолки настолько высоки, что, казалось, внутри дворца свободно могли барражировать вертолеты.
Дружная семейка из участников различных художественных коллективов под чутким руководством культработников ежегодно ставила новогодние представления для детей и взрослых Машгородка. В тот год театральный коллектив, при участии цирковой студии (которую посещала я) и ансамбля эстрадного танца поставили спектакль «Необыкновенные новогодние приключения пионера Васи».
Сюжет постановки был примерно таков: неугомонный двоечник Вася был активистом и с удовольствием выполнял все общественные поручения, однако в силу его природной несобранности с ним частенько происходили странные истории. Так отряд пионеров накануне новогодней ночи собрался в лес для того, что бы подыскать подходящую елочку для школьного утренника и запастись хворостом для камина в зале школы. Вася, одержимый идеей, мчался впереди всех в надежде найти первым лесную красавицу. Внезапно налетела Тётушка Метель и Вася заблудился в заснеженном лесу. Потеряв надежду найти своих друзей, он замерзает и, засыпая на огромном пушистом сугробе, видит разные сны и иллюзии, такие как: космический пришелец и беснующееся в лесу пламя. Поиски пропавшего товарища продолжаются всю ночь. Под утро один из школьников находит уснувшего Васю и пытается его разбудить, но это ему не удается. На выручку к опечаленному мальчику прибегает тетушка жара и согревает окоченевшего Васю вихрем жаркого веселого танца. В конце как водится хеппи -энд: друзья находят друг друга и Новый год приходит в их школу.
Роль Васи исполнял долговязый молодой человек из театрального коллектива – Александр Филин. Я же была «космическим видением» замерзающего Васи — «инопланетным пришельцем». Новогодняя ночь выдалась у всех нас очень насыщенная: с вечера отыграли последний предновогодний спектакль для взрослых, потом обширная новогодняя развлекательная программа. К утру мы весело гуляли в разноцветном, подсвеченном огнями ледовом городке, и наши взрослые товарищи по художественной самодеятельности дабы не замерзнуть ( морозы на Южном Урале серьезные – градусов так под 40) выпили спасительную дозу горячительного. Незадолго до начала представления мы вернулись в свой уютный теплый Дворец и, немного вздремнув (кто где смог примоститься), стали готовиться к первому утреннему выходу на сцену. Усталость брала свое. Сон окутывал сопротивляющийся организм и приводил в оцепенение сознание.
И вот зрительный зал наполнился веселым ульем – разодетые ребятишки со своими родителями расселись по местам. Представление началось. К тому моменту, как «пионер Вася» укладывается отдохнуть на высоком сугробе, был мой выход. Спросонья, за кулисами (в кромешной темноте), я наощупь пыталась вставить в розетку шнур подсветки моего столика для пластического этюда. Но кто–то накануне повредил розетку, и я случайно ткнула пальцы в оголенные провода. Искры из глаз и из поврежденной розетки летели в разные стороны, как кошмарный фейерверк. В трансе, я вылетела на сцену в бешеной крутке, словно ошпаренная. Фонограмма уже пошла, приходить в себя было некогда, да и по сценарию «гостья с Голубой планеты» должна была появиться на сцене приблизительно также. Постепенно я заставила себя успокоиться, угомонились от смеха и коллеги за кулисами и «пионер Вася», уткнувшийся в «сугроб» на сцене. Красивая медленная музыка убаюкивала, блестящие декорации уносили мысли куда–то далеко в космические дали. В конце номера, а длился он 8 минут, сквозь музыку до меня стали доноситься странные звуки не то храпа, не то сопения. С ужасом я осознаю, что Саня уснул не понарошку. Раскланявшись, я покинула сцену и сообщила новость артистам в гримерке. Далее все шло по сценарию: работали силовые акробаты, воздушные гимнасты, коллектив эстрадных танцев, да только сон у «Васи» был глубок. Наконец выбегает «тетушка жара» и начинает метаться по сцене в бешеном танце, то и дело «случайно» пихая Филина ногой и приговаривая шёпотом: «Саня, проснись».
Новость быстро облетела Дворец, дошла она и до работника сцены, электрика, который обеспечивал бесперебойное питание рамп вдоль авансцены. Окошечко его суфлерской будки было чуть приоткрыто. Находясь глубоко внизу под сценой, он захотел взглянуть на все происходящее сам. Для этого на стол он поставил лавку, а сверху треногий стул – инвалид. Осторожно осветитель взобрался наверх, и его нос показался над сценой. Он вмиг оценил обстановку, несколько секунд наблюдал за беспомощными потугами разбудить горе–актера и, не удержавшись от смеха, полетел с грохотом вниз, уцепив за собой все провода. На сцене и в зале воцарилась полнейшая темнота. Филина, улучив момент, за ноги утащили за кулисы. Да он и сам наконец-то начал просыпаться. Родители в зале давно, похоже, смекнули что к чему, крепко обняли своих слегка испуганных, заинтригованных чад и всхлипывая от смеха начали выводить их наружу к свету в фойе. Представление было окончено. Оставалось провести новогодние викторины вокруг елки, участниками которой были действующие персонажи спектакля. Приходить в себя опять же времени не было, хотя мы дрожали и от хохота и от мысли о предстоящей взбучке от худрука. Упавшему с высоты свето-режиссеру оказали первую помощь, и он «в темпе аллегро» пытался восстановить нарушенную электропроводку к следующему представлению для малышей.
Кажется, все потом прошло, что говорится «без сучка и задоринки». Но этот случай надолго запомнился всем нам. В моей дальнейшей артистической деятельности (не со мной — так с моими коллегами) еще не раз на концертах в новогоднее утро, по каким – то загадочным законам артистического мира, происходили странные смешные истории.
2006 г.
|
С теплом