Произведение «Морской аферист» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 965 +1
Дата:

Морской аферист

МОРСКОЙ  АФЕРИСТ

Почти детективная история.
         
Вступление.

Старший следователь транспортной прокуратуры Владивостока Виктор Ильич Завьялов, ещё раз перечитав дело и взглянув на фотографию основного фигуранта дела, – симпатичного молодого человека с шевронами старшего помощника капитана на погонах форменной куртки, захлопнул пухлую папку, завязал шнурочки и глубоко задумался.

Следствие было завершено, подозреваемый находился в СИЗО и дело можно было передавать в суд.

  Дело «сшито», частные определения подготовлены,- думал он, однако, ох как много работы ещё предстоит по раскручиванию всего клубка фальсификаторов документов! Подозреваемый Эдик , на которого указал подследственный – Глухов Лев Васильевич, видимо, «залёг на дно» и как его с того дна «сковырнуть» предстояло ещё голову поломать капитально.

  Завьялову, по роду своей деятельности, конечно, не раз приходилось заниматься фальсификаторами, но, в основном, это было мелочёвкой, по сравнению с теперешним делом. Что до этого было?

  Ну, бывали случаи подделки справок о плавании молодыми специалистами, медицинских книжек, но здесь....  Подделка морских дипломов и не только их, причём, качество подделки – изумительное, если можно применить это слово к мошенникам.

  Ранее, разбирая случаи с подделкой справок о плавании, ему пришлось вникнуть во все тонкости морского дипломирования и он помнил их все наизусть, без необходимости заглядывать в справочники.

  Система дипломирования судоводителей (а речь в данном случае идёт о «судоводителе»), согласно КТМ (Кодексу торгового мореплавания) СССР заключалась в следующем.

  Чтобы получить свой первый «рабочий» диплом (официальное название его – «диплом на морское звание») – штурмана малого плавания, выпускнику мореходки необходимо было (в то время – прим. автора) набрать 30 месяцев плавательского ценза. Причём, матросом на зарплате, во время производственной практики, плавценз шёл – один день к одному; практикантом на учебном судне – один к двум, а на учебном парусном – один к трём.

  Но, к окончанию училища, мало кто умудрялся набирать эти 30 месяцев, даже, если кто и попадал на парусник, его редко набирал и вынужден был, кто больше, кто меньше ходить рядовым матросом.

  Ну, а подтвердив заработанный плавценз справками о плавании, только тогда молодой специалист и получал этот самый свой первый рабочий диплом на звание «штурмана малого плавания» (ШМП).

Следующий свой рабочий диплом – «Капитана малого плавания» (КМП) судоводитель мог получить проходя в море 12 месяцев, из них – не менее 6 месяцев в должности старпома или диплом «Штурмана дальнего плавания» (ШДП), проходя в море 18 месяцев, из них не менее 6 месяцев в дальнем плавании в должности не ниже второго помощника капитана. Причём, звание « Штурмана дальнего плавания» (ШДП) считалось выше звания «Капитана малого плавания».

Ну, а чтобы получить высшее судоводительское звание «Капитана дальнего плавания», необходимо было безаварийно проходить в дальнем плавании старпомом на судне соответствующего тоннажа не менее 18 месяцев. Причём, в морской стаж или «плавценз» засчитывалось время «чистого» нахожденияи моряка в плавании с промежуточными стоянками в портах, продолжительностью не более одного месяца.

То есть, теоретически, судоводителю, окончившему ВУЗ, диплом КДП возможно было получить годам к 28-30, Но такие случаи были чрезвычайно редкими, поскольку, в таком случае, моряку надо было, практически, «безвылазно» болтаться в море и при этом безо всяких задержек двигаться вверх по карьерной лестнице.

На самом же деле, карьерное продвижение не всегда шло, как по-маслу: бывало, люди «зависали» то в одной, то в другой должности по-нескольку лет, да и вряд ли кто ходил в море без отпусков и отгульных дней, которых накапливалось за длинный рейс приличное количество.

Так что, получить диплом «КДП» годам к сорока считалось – нормальным карьерным ростом, хотя повторюсь, бывали и исключения, при которых люди, строящие свою морскую карьеру, но при этом, как правило, терпящие крах в жизни семейной, добивались этого звания и раньше. Но бывало и наоборот: разные жизненные обстоятельства, в том числе и аварийные случаи препятствовали продвижению судоводителя и раннему получению капитанского звания, а кто-то, кто не ходил в дальние плавания, не мог получить этот диплом никогда.

Кроме того, следует заметить, что не все судоводители, получившие звание «КДП», сразу занимали капитанскую должность. Некоторые продолжали годами работать старпомами с дипломом КДП в кармане, по разным причинам: кому-то не хотелось расставаться со ставшим ему «родным» экипажем или судном, другие – из-за устраивающего их на данном судне заработка, потому, как, при новом назначении капитаном на другое судно, данный старпом мог потерять в заработке, если это судно – меньшего тоннажа или другого назначения.
Ну, и по-причине того, что существовали такие «козырные» пароходства или судоходные компании, где ротация капитанов шла очень медленно из-за того, что всяк боялся потерять «тёплое» заработное местечко.

Была, правда, ещё категория старпомов, которые просто не хотели этой капитанской должности, поскольку высокое звание и, казалось бы, более лёгкая служба накладывала на человека гораздо бОльшую ответственность.

Все эти истины Виктор Завьялов прекрасно знал и оттого, что ему приходилось заниматься расследованиями, касающимися плавсостава, и потому, что его двоюродный брат ходил старпомом на плавбазе и, при необходимости, Виктора консультировал.

Брат Виктора - Михаил в настоящее время находился на берегу в отгулах и когда, при встрече, Виктор рассказал ему историю Глухова, тот сначала не поверил, настолько факты,  им изложенные,показались Михаилу невероятными!

С одной стороны – пронырливость и наглость афериста Льва Глухова и, при всей его, пожалуй, незаурядной сообразительности и глупая уверенность в своей безнаказанности, а с другой стороны – ужасающаяся халатность кадровиков, причём в разных организациях, давшая аферисту развернуться «на всю катушку».

Виктор сказал Михаилу, что сам, когда раскручивал это дело, всё больше и больше удивлялся, но факт – есть факт, и Глухов, пытавшийся примерить на себя шкуру Остапа Бендера, только современного, закончил печальнее чем его знаменитый предшественник.

Старший следователь Завьялов закурил сигарету, прикрыл глаза и в его мозгу, как в кино, начала прокручиваться вся эта невероятная история.

I

    Лёва Глухов родился в городе Хабаровске. Учился он на троечки, но не потому, что плохо соображал, а потому, что был лентяем. Окончив 8 классов и получив свидетельство об образовании, объявил родителям, что хочет поступить в техникум и перебрался в город Владивосток, где проживал его дядька, работавший на «Дальзаводе».

В техникум Лёва не поступил и дядька пристроил племянника на завод учеником слесаря, где Лев и проработал до того момента, пока не получил повестку в армию.

Глухов попал служить на флот, отучился в учебке четыре месяца на рулевого-сигнальщика, затем был направлен рулевым на водолазный бот, но прослужил на нём недолго – был переведён, по собственному желанию, свинарём на подсобную свинарню в своей части и считал, что служба – удалась!

Отслужив своё, парень вернулся на «Дальзавод», где и продолжил «слесарить».
Лев обзавёлся друзьями на ремонтирующихся судах, частенько навещал их, иногда с бутылочкой (следует заметить, что пронести спиртное на территорию «Дальзавода» было не так-то просто: вохровки с наганами на проходной не только проверяли пропуска, но и, буквально, ощупывали карманы лиц, следующих через проходную. Не разрешалось проносить даже пиво!

По-верх забора, ограждающего завод, была натянута колючая проволока, и по-периметру забора был прорыт ров, заполненный водой.
Завод считался режимным объектом, потому что, кроме крупных торговых и рыболовных судов на нём ремонтировались большие военные корабли. Вохровцы, почему-то, в основном, женского пола,  вооружённые карабинами, постоянно, днём и ночью, патрулировали обширную территорию завода, и, иногда, в ночное время были слышны выстрелы: «амазонки» принуждали к остановке нарушителей – как правило, пьяных рыбообработчиков, которых из-за их нетрезвого состояния, не пускали через проходную и они, невзирая на ров с водой, забор и колючую проволоку на нём, умудрялись преодолевать эти препятствия, чтобы попасть на родимую плавбазу.

Ну а у пронырливого Лёвы была хорошая, скажем так, знакомая - вохровка, которая закрывала глаза на то, что тот, порой, заявлялся на «Дальзавод» с «пузырьком».
Лёвины друзья-морячки знакомили его со своими судами, водили Лёву и на мостик и в машину; иногда мастер дизельного цеха, где было рабочее место Глухова, посылал его на ремонтную работу непосредственно на какое-либо судно, так, что он на этих судах ориентировался неплохо, поверхностно представлял себе кто чем на них занимается, завидовал штатному плавсоставу и у Лёвы даже мысль появилась - попробовать поступить в среднюю мореходку в Находке, поскольку во Владивостокскую принимали, только, лишь, с полным средним образованием.

В ту пору моряки у прекрасного пола пользовались довольно высокой популярностью и Глухов пошил себе морскую форму, правда, без знаков различия – постеснялся своих заводских коллег, которые могли поднять его на смех, встретив в городе в капитанских погонах.

Но Лёве и этого хватало: внешность у него была привлекательная, рост – выше среднего, а лапшу навешать девушке на уши можно было и не имея галунов на плечах – хватало и пуговиц с якорями.

И вот, однажды, посчастливилось Льву Глухову познакомиться с одной милой девушкой по имени Лариса во время перехода через залив Золотой Рог на пассажирском катере с мыса Чуркин в центральную часть города.

Лёва проявил любезность : подал ей ручку, когда она поднималась по сходням на катер, а потом – помог найти местечко в переполненном пассажирском салоне, сам встал рядом и за короткий переход успел познакомиться с девушкой и назначить ей на завтра, на вечер, свидание в ресторане «Арагви», располагавшимся в центре.
Зная о том, что попасть вечером в ресторан во Владивостоке довольно сложно, он этим же днём и заказал в «Арагви» столик на двоих на следующий вечер и в назначенное время «помытый и побритый» в своей отглаженной морской форме сидел за столиком ресторана в ожидании прекрасной Ларисы.

Время шло, а девушка не появлялась. Прождав час, Лев понял, что свидание не состоится, а девица пообещала ему встречу, чтобы он отвязался или, может быть что-то случилось?

Не дождавшись девушки, помрачневший Глухов открыл бутылку шампанского и налил себе бокал до краёв и, только поднёс он бокал к губам, как услышал мужской голос:
- У вас место свободно?

Лев поднял голову и увидел молодого – лет тридцати – мужчину, одетого в новые «техасы» ( так раньше в Союзе называли джинсы) и красивый яркий свитер, при этом взгляд у этого человека, как показалось Глухову был не то, что бегающий, а какой-то неуловимо-ускользающий: Лёва попытался помотреть мужчине в глаза, но

Реклама
Реклама