Произведение «В какое время мы живем:Лев Гумилев-Дм.Балашов» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 1751 +3
Дата:
Предисловие:
Давние встречи, старое интервью, скорее, беседа с великими знакомцами, известными всему миру.
Думаю, стоит его перечесть и фабулянам.

С уважением,
Людмила Антипова

В какое время мы живем:Лев Гумилев-Дм.Балашов

Лев Гумилев - Дмитрий Балашов
Людмила Антипова


Журналистка Людмила Антипова записала беседу ученого Льва Гумилева с писателем Дмитрием Балашовым, автором повестей и романов о Московской Руси

ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Лев Николаевич, из предисловия к Вашей книге "Этногенез и биосфера Земли", написанной 15 лет назад и изданной в 1989-м, я с удивлением узнала, что в нашей стране у Вас нет последователей и учеников. Дмитрий Михайлович Балашов, однако, считает себя Вашим учеником и именно в этом качестве намерен участвовать в настоящем разговоре…
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: И таких людей еще пять или шесть, по крайней мере, мне известных. Что же касается моих последователей - я абсолютно, убежден, - их у меня порядка нескольких десятков человек. Имеется у меня аспирант (речь идет о Ермолаеве В.Ю., защитившем в 1991 г. диссертацию под руководством ЛЕВ ГУМИЛЕВ - прим. ред.), имеются у меня доктора наук, которые, я уверен, меня понимают и разделяют основные положения моей теории. И имеется Академия наук, представитель которой, академик Трухановский (В. Г. Трухановский [1914-2000], акад. РАН, специалист в области истории Великобритании и международных отношений, автор множества биографий британских деятелей, гл. редактор «Вопросы истории» в 1960-87 гг.), объяснил мне, почему меня там ненавидят. Три причины. Причина первая. Вы пишете, сказал он, оригинальные вещи, но это не страшно, все равно мимо нас Вы не пройдете, нам же их и принесете. Хуже другое: Вы доказываете Ваши тезисы так убедительно, что с Вами невозможно спорить, и это непереносимо. И, наконец, третье: оказывается, что мы все пишем наукообразным языком, считая, что это и есть наука, а Вы свои научные суждения излагаете простым человеческим языком, и Вас много читают. Кто же это может вынести?!
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Ваши читатели. Спросите библиотекарей, - Ваши книги давно уже пользуются популярностью, и спрос на них стремительно растет. И сугубо научное и "неудобоваримое" название - не помеха для не обученного древнегреческому и латыни нынешнего читателя. "Этногенез и биосфера Земли" в Ленинке нарасхват - я сама видела на столах у консультантов листки с крупно написанными шифрами этой книги, - настолько часто ее спрашивают читатели.
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: Выходит, академик прав!
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Тем более, что последняя книга Льва Гумилева и названа просто и ясно: "Древняя Русь и Великая степь". Правда, я не уверена, что она дойдет до заинтересованного читателя, - сужу по смехотворно малым тиражам предыдущих Ваших книг (мне уже приходилось писать об этом в "ЛГ" Вот и Ваша монография, "Этногенез и биосфера Земли" - практически, раритет с момента выхода - 11 тысяч книг… Сколько же экземпляров книги "Древняя Русь и Великая степь" сошло с типографских машин?
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: К сожалению, пятьдесят тысяч. Книги издавали в темпе, темп был спешный, и поэтому забыли поместить указатель. Я составил его и вовремя подал. Но, вместо того, чтобы поместить указатель, сняли фамилию моего редактора, Андрея Геннадьевича Шемарина. Он два года работал со мной вот за этим столом, задавал мне самые интимные, самые ехидные вопросы, мы с ним подружились. И решили выпить водки, когда книга выйдет. Но она вышла без указателя…и водка осталась не выпитой.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Остается надеяться, что когда-то за этим же столом, Вы раскроете новое издание "Древней Руси и Великой степи" с компасом-путеводителем по этим исчезнувшим пространствам истории. Впрочем, уже не исчезнувшим, потому что существует эта книга, и Ваш ученик, - Дмитрий Михайлович Балашов,…
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: …более известный, чем я…
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: …воссоздающий в своих книгах историю уже Московской Руси, художественный образ ее на прочной канве надежных научных данных. На природу Вашего творческого "союза писателей и историков", в одном лице, поможет пролить свет небольшая цитата из последнего романа Дмитрия Балашова "Отречение": "И потому - муравьиная ежечасная работа тех, кто творит и сохраняет память народа, кто не дает угаснуть традициям веков, безмерно важна. Без нее умирают народы и в пыль обращаются мощные, некогда гордые громады государств". Как было в жизни, Дмитрий Михайлович, - как свела Вас судьба со Львом Николаевичем?
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Все решил интерес к работам Льва Николаевича Гумилева. Сам я по специальности фольклорист. То есть, изучая, скажем, народную песню, я имею дело со множественностью - вариантами песни, записями ее. Эту множественность, чтобы изучить, надо "разложить спектрально", с учетом времени и места, где появился вариант песни или баллады. Таким образом, возникает необходимость в каком-то инструменте и, в свою очередь, невольно ставится вопрос об общих законах развития культуры. А этих законов нет. Есть высказывание Маркса в предисловии к "Критике политической экономии", быть может, самое гениальное у него, - о том, что никакой связи между прогрессом экономики и развитием культуры нет и быть не может.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Лев Николаевич, Вы придерживаетесь того же мнения?
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: Я вполне уважаю Маркса - за это и аналогичные высказывания.
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Так вот, этой связи действительно нет (хотя мы все эти десятилетия упорно пытаемся ее найти, залезая в вульгарный социологизм). Но это и не значит, что историю культуры можно представить просто как цепь фактов. Существует процесс. Значит, должны быть и законы, отражающие его развитие, не так ли? С чем он связан? Если считать, скажем, искусство фольклора, общим выражением народных духовных представлений, то связь впрямую должна быть с каким-то общественно-духовным развитием наций, по терминологии Льва Николаевича, - этносов.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: То есть, как ученый, Вы были готовы к восприятию главных положений учения Льва Николаевича?
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Я сразу увидел в нем великолепную возможность для построения, наконец, истории народной культуры (да и культуры вообще), как процесса осмысленного, со своими законами, связанного с разными стадиями в развитии этноса. Фольклористу проще простого было принять постулат гумилевской теории - этнос не состояние, а процесс, - интуитивно, я понял это. А чтобы понять суть явления, связать и обобщить уйму научного материала и сформулировать теорию этногенеза, что и сделал Лев Николаевич, - нужна была гениальность. Моего же таланта (допустим, я им обладаю) хватило, чтобы убедиться в правильности собственных смутных и полусмутных представлений, которые я бы за всю жизнь не свел воедино, в такую вот теорию, путем гениального обобщения… Точнее, эти представления получили основание. Вот тогда я решил встретиться с Львом Николаевичем.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Неблизкий путь для встречи людей, живущих в одном городе, ведь вы оба - питерцы…
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: У нас в России, между прочим, очень принята этакая, маслено-хамская, манера: идти знакомится с гением, а потом в прихожей тихо спрашивать - скажите, а что он написал?
Я поступил наоборот. Пошел в библиотеку, выписал все вышедшие из печати труды Льва Николаевича и внимательно их изучил. Потом отправился по Ленинграду искать автора. Прошел по всем учреждениям, где он работал, наслушался всяких околичных и, чаще, недружелюбных высказываний о нем и его трудах…
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: От кого же?
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: От научных сотрудников, от коллег, так сказать… А потом сам пришел домой ко Льву Николаевичу. Пожалуй, это единственный случай, когда я сам шел на встречу, меня просто привело, без всяких там гамлетовских вопросов.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: И как Вас встретил будущий Учитель?
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Достаточно недоверчиво. Было это … даже не помню, когда именно…
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: Семьдесят второй, по-моему, год.
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Наверное, да… Я тогда уже написал "Марфу Посадницу". И там я очень свирепо разобрался во всех социальных аспектах жизни Древнего Новгорода. И поставил точку, - понял, что это не главное, что это нужно просто учитывать и переходить к, более общим, категориям.
Страсти, классы и идеалы
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ (продолжает мысль): Так, категория этноса, патриотизма есть категория более высокая, чем категория классовой принадлежности. Последнюю можно сменить, - этническую принадлежность сменить нельзя.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: А как насчет тезиса о том, что История есть история постоянной борьбы классов?
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Это выдумка, хотя трения межклассовые существуют всегда и в некоторые эпохи обостряются, - когда класс перестает исполнять свое назначение в обществе. Ну, а любой класс, даже самые роскошные рабочие, - если им сказать, что они могут на завод не ходить, а зарплату получать будут, - сопьются и деградируют в ближайшие годы.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: А не обратятся ли они к творчеству, не создадут ли шедевры искусства, литературы?…
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Голубые мечты интеллигентов XIX века! Не к литературе и искусству они обратятся, а к водке и игре в домино. Вот.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Вы заговорили о дворянах, а они-то обратились к другому …
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Дворяне обратились к тому же самому, и не столько к шампанскому, по расхожему представлению, сколько к той же водке, что интересно. Затем, они травили зайцев на крестьянских полях, еще не убранных, ездили в Париж, бегали за крестьянскими девками,…
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: …а девки визжали и были очень довольны. Поэтому со временем образовалось большое количество носителей пассионарности среди крестьян и детей крестьян, которые по социальному положению, числились просто "подлым" сословием, но хотели выйти из него и занять ведущее место, потому, что законы природы и социальные законы никак не соответствуют одни другим.
ЛЮДМИЛА АНТИПОВА: Корень слова "пассионарность" латинский и означает "страсть". Лев Николаевич, для читателей, не знакомых с Вашей теорией, изложенной в книге "Этногенез и биосфера Земли", позвольте привести выдержку из нее, - ведь сам термин введен в научный обиход именно Вами.
"…Пассионарность - это биологический признак; а первоначальный толчок, нарушающий энергию поля, - это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, - потому, что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели". Поясните на конкретных исторических примерах Вашу мысль, Лев Николаевич.
ЛЕВ ГУМИЛЕВ: Возьмите, пожалуйста, такого человека, как граф Строганов. У него был сын, министр, довольно толковый, но ничем себя особо не проявивший, и другой сын, сводный брат министра, фамилия которого по женской линии Воронихин. Посмотрите на Казанский собор - весьма наглядно…
ДМИТРИЙ БАЛАШОВ: Я бы добавил несколько минорную ноту. Дело в том, что упадок пассионарности, обозначившийся в XIX веке, коснулся верха так же, как и низа, и значительное число помещиков передавали известным биологическим путем уже не пассионарность, а собственно, отсутствие оной тем же крестьянам. То есть, они плодили субпассионарниев, - особей, пассионарный импульс которых меньше инстинкта самосохранения.
В итоге же военное служилое сословие, которое прежде спасало Россию от многочисленных бед, в считанные годы, выродилось: с треском проиграло Крымскую войну, которую очень трудно было проиграть. Это не мое частное мнение.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:46 07.08.2011
Творчества Гумилёва никогда не понимал (может быть, потому что я слишком "приземлённый"), но мысли его в этом тескте понравились. Спасибо, очень интересно.
     00:35 10.07.2011 (1)
Спасибо Вам большое за то, что вы приготовили этот материал.
Я давно читаю и люблю умницу Балашова и пассионария Гумилева.
Мне было очень интересно, что-то я знала, что-то стало новым.

С уважением, И.Л.
     14:04 10.07.2011
Благодарю Вас, Ирина!
Гость      01:40 10.07.2011 (1)
Комментарий удален
Гость      01:44 10.07.2011 (1)
Комментарий удален
     13:59 10.07.2011
Опубликовано в книгах Л.Н.Гумилева и в сборниках по теме.
Зайдите в Интернет; и там найдете, если есть желание.
Реклама