Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Нелегко быть султаном
Надежды не оправдались
"Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещеннее, а потому, что другая натворила слишком уж много глупостей"
(Антуан Ривароль)
Несмотря на неудачи во внешней политике, правление Абдул-Хамида оставалось крайне реакционным.
Пока шли заседания Берлинского конгресса, Абдул-Хамид, воспользовавшись тем, что внимание народа отвлечено от внутренней политики, распустил парламентскую сессию, и с тех пор парламент больше не созывался вплоть до революции 1908 года. Фактически конституция в Турции перестала существовать.
Понемногу султан взял в свои руки всё управление и страна вернулась к прежнему деспотическому строю.
В стране установился самодержавный деспотический режим насилия и произвола - "зулюм". (1)
Режим зулюма обернулся для империи взрывом реакции, фактической отменой всех завоёванных ранее прав и гарантий личности, разгулом беззакония и произвола, взяточничества и казнокрадства, доносов и арестов.
Издавна существовавшая в Турции национальная и религиозная вражда между мусульманами и христианами при Абдул-Хамиде достигла высшего напряжения.
Полурегулярная кавалерия хамидие (буквально "принадлежащие Хамиду"), исполнявшая жандармские функции и состоявшая из необузданных головорезов - башибузуков - наводила страх на население.
Особенно доставалось от них в нетурецких районах империи - Болгарии, Сербии, Грузии и Армении, где произвол и насилие оборачивались страшными погромами и десятками тысяч беззащитных жертв. (2)
Особенно жестоким преследованиям подверглись армяне - христианское население. Только за 1894-1895 гг. было вырезано несколько десятков тысяч армян, а всего за годы правления Абдул-Хамида погибло до 300 тыс. армян.
Убийства производились по прямому указанию султана с помощью фанатично настроенных софтов - юношей в возрасте от 12 до 25 лет, посвятивших себя духовному образованию. Так Абдул-Хамид использовал в своих политических целях реорганизацию школ и училищ.
Внутреннее положение страны стали определять ничем не ограниченный произвол чиновников, коррупция бюрократического аппарата, господство дворцовой камарильи.(3)
Страшным злом сделались огульные аресты по доносам и ссылки без суда и следствия людей, заподозренных в неблагонадежности.
Опасаясь переворота, Абдул-Хамид окружил себя бесчисленной стражей и наводнил столицу и провинции шпионами и тайной полицией.
Турецкий писатель Халид Зия Ушаклыгиль (4) писал в своих воспоминаниях об этом времени: "Тёмные улицы Стамбула застыли от страха. Шпионы, шпионы… Все боялись друг друга: отцы - детей, мужья - жён. Открытых главарей сыска знали, и при виде одних их теней головы всех уходили в плечи, и все старались куда-нибудь укрыться".
Каждый стамбулец, немного повзрослев, начинал ощущать, что ему не уйти от судьбы, и в конце концов привык воспринимать печаль как скромное, маленькое почти счастье. (5)
Ведь надо было жить, несмотря ни на что, растить детей и заботиться о куске хлеба. Но страх за свою жизнь оставался.
Абдул-Хамид II политикой угнетения народов Османской империи заслужил прозвище "Кровавого султана". (6)
"Не старайся научить деспотов отличать чёрное от белого - скорее они тебе покажут, что у тебя красное"
(Станислав Ежи Лец)
"Отец турецкой конституции" Мидхат-паша, благодаря которому султан получил престол, был обвинён в участии в заговоре и присуждён к смерти. Помилованный по настоянию иностранных держав, он был сослан в Аравию, где вскоре умер.
"Легко помимо всего понять, что войны и завоевания, с одной стороны, и прогресс деспотизма - с другой взаимно содействуют друг другу; что в рабски покорном народе можно вдоволь черпать деньги и людей, чтобы порабощать другие народы; что со своей стороны война создаёт предлог для финансовых поборов, а также не менее серьезную возможность иметь всегда под рукой большие армии с целью удерживать народ в повиновении"
(Владимир Гаков)
Абдул - Хамида II можно поставить в ряд с султаном Мехмедом II. (7) Стоит вспомнить события середины XV века, когда пала Восточная Римская империя.
Последний византийский император Константин XI Драгаш (8) 28 мая 1453 года совершил в Софийском соборе Константинополя последний молебен.
После слов: "Город пал, а я ещё жив", Константин сорвал с себя знаки императорского достоинства и бросился в бой, как простой воин. Он сражался до конца и был убит.
29 мая, несмотря на героизм защитников, Константинополь был взят турками, разграблен и залит кровью.
Мехмед II со своей свитой ворвался в собор святой Софии. Перебив молящихся, искавших в храме убежища, он вытер руку о колонну. Следы кровавой пятерни султана сохранились до настоящего времени.
Кровавый султан!
Повсюду обман...
Погромы армян,
Греков резня...
Побольше огня!
Нет выше меня!
(стихи автора)
Но с другой стороны султан Абдул-Хамид, как двуликий Янус, мечтал иметь вокруг себя надёжное, образованное сословие чиновников и потому немало сделал для развития турецкого просвещения.
При нём появилось большое число новых училищ, как военных так и гражданских. Абдул - Хамид способствовал развитию Стамбульского университета, основанного ещё в 1453 году султаном Мехмедом II.
Чтобы заполнить новые заведения студентами и преподавательским составом была значительно расширена сеть начальных и средних школ, а также колледжей по подготовке преподавателей.
Благодаря усилиям Абдул-Хамида к концу его правления в Турции сложился слой профессионально подготовленных гражданских служащих. В тоже время продолжалось крупномасштабное железнодорожное строительство.
В годы царствования Абдул-Хамида главные города империи были один за другим связаны между собой железными дорогами протяженностью в несколько тысяч миль, а в 1888 году железная дорога впервые соединила Турцию с Западной Европой.
По иронии именно на поезде Абдул-Хамида с семьёй после свержения отправили на поезде в Салоники.
"Мудрый всё ищет в себе, глупый - в чужой судьбе.
Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать"
(таджико - персидская мудрость)
Ни одна из обещанных султаном реформ не была осуществлена.
Упадок торговли и промышленности, плохое состояние финансов, отдача налогов на откуп привело к тому, что в 1882 году Турция объявила себя банкротом и перестала выплачивать проценты по займам. Была образована комиссия иностранных кредиторов под названием "Совет директоров османского государственного долга". Она состояла из 5 членов, назначаемых на 5-летний срок: синдикатом держателей иностранных облигаций в Лондоне, торговой палатой в Риме и синдикатами кредиторов Османской империи в Вене, Париже и Берлине, которая получила контроль над некоторыми государственными доходами.
Хорошо зная, как смещались его предшественники в результате дворцовых переворотов, Абдул-Хамид стал проявлять сильное опасение за свой престол и свою жизнь. Ему всюду начали мерещиться заговоры и измена. Не доверяя никому, окружив себя бесчисленной стражей, Абдул-Хамид II стал безвыездно жить в своем дворце, показываясь народу только раз в год на традиционном селямлике.*
* селямлик - торжественное шествие султана в мечеть.
В 1905 году Абдул-Хамид II пережил покушение, организованное Христофором Микаэляном, являвшимся одним из основателей АРФ "Дашнакцутюн". (9)
Покушение было совершено в мечети Йылдыз 21 июля 1905 года. Подготовка к покушению проходила в Болгарии. Планировалось взорвать султана Абдул-Хамида, когда он будет на богослужении.
Но Микаэляну не суждено было осуществить свой план. Вместе со своим приятелем Кендиряном он погиб во время пробного взрыва в горах Болгарии.
Но нашлись люди, которые продолжили работу Микаэляна. Исполнителем покушения стал Зарех, принимавший участие в захвате Оттоманского банка в сентябре 1896 года.
Теперь местом взрыва стала гамидовская мечеть Йылдыз. Абдул -Хамид каждую пятницу приходил в одно и то же время в мечеть и молился. Планировалось оставить бомбу на выходе из мечети, чтобы она взорвалась, когда султан покинет мечеть.
Бомбу Зарех подвёз к мечети. Таймер был поставлен на 42 секунды, но Абдул-Хамидмид задержался из-за разговора с Шейх Уль-Исламом* Мехмедом Джемаледдином Эфенди. (10)
*Шейх-уль-ислам (араб."старейшина ислама") - титул высшего должностного лица по вопросам ислама.
Взрывом было убито много людей, включая и самого Зареха.
"Когда проливают кровь во имя гуманности, или религии, или во имя чего-нибудь еще, это неизбежно приводит к террору"
(Исаак Башевис Зингер)
Полицейский террор был так силён, что никто не был гарантирован от неожиданного ареста и тайной насильственной смерти, а в лучшем случае - от безвестной ссылки или заточения.
Все сторонники реформ вынуждены были бездействовать или эмигрировать за границу. Печать была почти уничтожена, так как цензура дошла до невероятных размеров. Гражданское управление страны находилось в руках невежественных чиновников, характерною чертою которых были безграничный произвол и продажность. Торговля и промышленность пришли в упадок, пути сообщения были крайне неудовлетворительными, земледелие находилось в жалком виде. Финансовая система была в хаотическом состоянии: взимание налогов отдавалось на откуп, вследствие чего в казну поступала лишь половина того, что платило население.
Поступившие в казну деньги расходовались без всякого контроля, по усмотрению султана, главным образом, на содержание двора и полиции. Самые насущные потребности оставались без удовлетворения за недостатком денег в казне.
Дошло до того, что офицеры и чиновники не получали жалованья по полгода. Кроме того, жалование выдавалось в половинном размере, так как расчет производился на ассигнации вместо золота.
Взяточничество было так распространено между турецкими чиновниками, что за взятку можно было обойти любой закон, а без уплаты известного процента нельзя было получить никакой крупной казенной поставки.
Если было плохо положение самих турок, то положение христиан, населявших Турецкую империю, было так тяжело, что восстания, бунты и мятежи не прекращались во все царствование Абдул-Хамида.
Среди всеобщего расстройства и разложения резко выделялась в лучшую сторону жизнь турецкой армии. Абдул-Хамид принимал все меры, чтобы поставить её на один уровень с западноевропейскими. В армии был произведен ряд крупных реформ по организации, комплектованию, управлению войск, улучшению подготовки солдат и офицеров. Была введена всеобщая воинская повинность для мусульман.
Был приглашён германский генерал Кольмар фон дер Гольц, который много сделал, чтобы поднять общее и специальное образование командного состава.(11)
Для подготовки офицеров были образованы 4-х классные военные школы, программа образования в которых соответствовала современным, для того времени, требованиям военного дела.
Преподавателями в этих школах были иностранцы,
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Жуткая история.Спасибо,Анечка.