Произведение Виктора Зубарева относится к жанру сказки. Если обратиться к справочнику, то там можно найти информацию о том, что «Сказкой называется эпический фольклорный жанр, дающий информацию о мире, человеке, моральных ценностях того или иного народа».
Сказки, как правило, имеют очень большую эстетическую и воспитательную ценность, независимо от того, являются ли они фольклорным жанром или сочинены одним человеком. В сказках высмеиваются отрицательные стороны и пороки героев, в то время как положительным качествам придаётся особое, возвышенное, значение.
Попробуем сделать разбор сказки «Глупости».
Как любые литературные произведения, сказки делятся на те, которые читают маленьким детям, а так же на те, которые рекомендуются для прочтения детям младшего, и далее – среднего школьного возраста. В старшем школьном возрасте сказок, как правило, уже не читают. Исключения составляют сказки для взрослых, однако это – тема для отдельного исследования.
Итак, для какого же возраста может подойти данное произведение? Скорее всего, для среднего школьного, поскольку речь в ней идёт о мальчике, который учится уже в пятом классе. Следовательно, маленьким детям и даже тем, кто учится в начальной школе, она может оказаться непонятной.
Существует ещё одно деление сказок: на волшебные и бытовые. Данное произведение относится к бытовым сказкам. В бытовых сказках главный герой – обычный человек (в данном случае – мальчик школьного возраста по имени Вова). Кроме того, события бытовых сказок основаны на событиях реальной жизни. В произведении «Глупости» это так и есть: скрытыми событиями являются школьные уроки, которые не показаны в сказке, но о которых можно легко догадаться, поскольку Вова, судя по всему, не очень хорошо учится и постоянно допускает ошибки. Задачей бытовой сказки является высмеивание недостатков героя. Таким недостатком является нежелание учиться.
Автором очень удачно сделан переход из обычной жизни в сказочную. Вова, который захотел спать, положил книжку со сказками рядом с собой, и… внезапно оказался в незнакомом месте, в котором достаточно сказать или сделать глупость – и тебя сразу зауважают. Но вот что интересно: то, что в повседневной жизни кажется самым обычным – в сказочной стране оказывается не таким уж и лёгким.
Первое испытание – сказать глупость – на первый взгляд, не такое уж сложное дело, но, как ни пытается Вова – у него ничего не получается. Автор показывает, что некоторым людям для того, чтобы сказать глупость, не надо ничего придумывать. Глупости сыплются из них, словно сами по себе. Изобретения вроде тех, каким может быть ветер, за глупость не считаются. В то же время, когда мальчик честно сознаётся, что не может сходу придумать глупость из-за того, что он слишком умный – он сразу выигрывает спор с волшебной лягушкой.
Автор ненавязчиво показывает то, что «слишком умный» Вова не силён ни в одном из школьных предметов. Так, например, он неправильно образует множественное число от слова «сольдо». Математика тоже не входит в круг предметов, в которых Вова может показать отличные знания. Он не может решить простой, на первый взгляд, пример.
Меж тем, пока Вова гуляет по незнакомой ему территории, он узнаёт, что в том месте, куда он попал, ни литература, ни физкультура не входят в разряд «умных», то есть, нужных предметов. Новости в мире дураков узнают из сплетен, а такая популярная игра, как футбол, тоже попадает в разряд «глупых», поскольку даже игра в футбол требует мышления и логики, что в мире дураков не приветствуется.
Вывод, в чём состоит разница между умным и глупым человеком, автор помогает сделать читателю сам. «Неполный дурак, - повествует он, - это тот, кто при всём своём желании и старании не может сделать многих вещей». Доказательством этих слов служит то, что Вова, который как только не силится изобрести какую-нибудь глупую вещь – никак не может этого сделать. Таким образом, понимает читатель, Вова не относится к совершенно бестолковым людям.
Заканчивается сказка тем, что Вова, обнаружив на своей ладони запись того, как надо «правильно» решать примеры, сразу понимает свою ошибку. Но, самое главное, это то – что до мальчика постепенно начинает доходить понимание того, что чтобы не оказаться в глупейшем положении, всё-таки лучше ходить в школу и учиться.
Стилистических ошибок в произведении не найдено.
Лексически сказка соответствует среднему школьному возрасту.
Грамматических и пунктуационных ошибок не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что произведение «Глупости» заслуживает высокой оценки.
Ссылка на произведение:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=98395