Рецензия на произведение «Страх счастья» (автор Эдуард Вайнер)
Заголовок произведения всегда значит очень много. Недаром говорят: «Как корабль назовёшь – так он и поплывёт». В данном случае название содержит в себе противоречие – некую антитезу: два понятия «Страх» и «Счастье» стоят рядом. Такое можно встретить нечасто, поэтому это наводит читателя на мысль: Если внутри человека подсознательно сидит страх – счастья уже быть не может. Если же есть счастье – то причём тут страх? Как же эти два понятия могут ужиться вместе? И могут ли вообще?
Первые абзацы не вносят объяснения. Кто же на самом деле главный герой рассказа? Преступник? Человек без определенного места жительства? Странник, который заблудился и не может отыскать нужную дорогу? Вопросы остаются без ответа. «Наверное, всё вместе», - подытоживает автор, что пробуждает у читателя интерес: теперь хочется узнать более детально: кем же всё-таки является этот человек?
Дом, в который попадает главный герой, стоит на отшибе деревни. Автор проводит своеобразную параллель: окраина населённого пункта – и край жизни. Что-то в этом есть похожее. Примут ли его? «Вряд ли…» - осторожно вкладывает автор мысль в голову своего героя.
И вдруг происходит чудо. Мужчину не только впускают. Через какое-то время он ощущает тепло воды, о которой так долго мечтал во время своих скитаний. После бани его ожидает чай и пирожки, а под конец - чистая постель, чтобы уставший с дороги человек мог отдохнуть и как следует выспаться. И всё это время повествование так и кажется немного незаконченным. Автор продолжает держать в секрете, кто же это такой – ночной гость, появившийся так неожиданно в чужом доме.
Перемены, чего бы они ни касались, всегда влекут за собой рассуждения. Вот и здесь не обошлось без них. Смотрящий в потолок гость, мысленно сравнивает свою жизнь с калейдоскопом, в котором периодически меняются цвета. Так и кажется, что жизнь, странная и непонятная, вот-вот закончится и обретёт смысл. И станет такой же осязаемой и настоящей, каким является этот крепкий дом и добросердечные хозяева.
В течение рассказа так и не удаётся узнать, кем же на самом деле является перешагнувший чужой дом человек. Автор рассказывает только о хозяйке – и то совсем немного, словно скупится на слова. Или, быть может, замысел автора в том и состоит, что читателю не надо знать слишком много?
Казалось бы, как легко могла бы перевернуться жизнь незнакомого мужчины! Вполне возможно, что потом он и поведал бы что-то о себе, если бы остался.
А остаться, как показывает автор, очень хотелось. Желая выразить благодарность, главный герой оказывает посильную помощь: таскает воду в баню, подправляет забор, который давно требует мужских рук, колет дрова. И всё это, как подчёркивает автор – делается с желанием, с улыбкой. Кажется, ещё вот-вот... Ещё чуть-чуть… И непонятная жизнь может обрести вполне понятные черты. Нужно только найти в себе силы остаться. Но…Так внезапно появившийся человек уходит словно в никуда. Почему? Разве он не стоит лучшей жизни, чем та, которой живёт сейчас? Кажется, что даже погода меняется с его появлением: дождь стихает, вместо него появляется солнце. Так и хочется сказать автору: «Пусть незнакомец останется».
Тем не менее, секрет, с которого начался рассказ и который присутствовал на протяжении всего повествования, так и остаётся секретом. Читатель так и не узнает, кто это человек, какова его судьба, откуда он вообще появился. Мужчина всё-таки уходит, даже не простившись.
Что это? Неуверенность в себе? Или, как пишет автор, страх не суметь одарить этих добрых людей простым человеческим счастьем? Кто знает…
Что хотелось бы добавить ещё? Наверное, то, что рассказ проникнут добром и светом. Несмотря на недосказанность, после прочтения на душе остаётся теплота. История написана очень простым языком и такой же простой является сюжетная линия, которая, кажется, вот-вот сделает крутой поворот.
Автор предпочитает не раскрывать секретов, которых в рассказе много. Возможно, этим он хочет сказать, что жизнь часто даёт людям право выбора, и каждый человек пользуется этим правом по-своему. А, может быть, автор поставил перед собой другую задачу: показать наглядно, что жизнь любого из нас полна секретов, разгадать которые нам не всегда дано.
По стилистике замечаний нет.
С точки зрения грамматики, ошибки однотипны: в некоторых мечтах неправильно оформленная прямая речь.
«Оденетесь, когда выкупаетесь, а Вашу одежду я состирну и проглажу», - с этими словами она оставила его одного.
Вывод: произведение нуждается в исправлении ошибок пунктуационного характера. Однако ввиду того, что вышеуказанные недочёты не сильно влияют на повествование, произведение заслуживает достаточно высокой оценки.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=113979