Рецензия ««Главное в жизни – это уметь любить!» (Рецензия на произведение «Второй шанс». Автор Нурия Шагапова)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Второй шанс
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 145 +2
Дата:

«Главное в жизни – это уметь любить!» (Рецензия на произведение «Второй шанс». Автор Нурия Шагапова)

Перед тем, как писать рецензию, вспомнила я рассказ Аркадия Гайдара «Горячий камень». В нем мальчик Ивашка – благодарная душа – вспоминает добрым словом сторожа, который не наказал его, когда поймал в колхозном саду. Более того, старик даже не тронул пальцем озорника, не отругал, а отпустил с миром в надежде, что тот сам поймет, что забираться в чужие сады и воровать яблоки не очень хорошо. Когда Ивашка натыкается на волшебный камень, который возвращает молодость, он спешит сообщить об этом старику-сторожу, искренне надеясь, что тот снова сделается молодым и начнет жить сначала. Однако к удивлению мальчика, сторож не воспользовался волшебными свойствами камня и отказался начать жизнь заново. Объяснил он это очень просто: ему дорог каждый момент, который пришлось прожить. Суть рассказа в том, что жизнь должна быть такой, чтобы никогда не было стыдно за свои поступки, чтобы поведение всегда было достойным.
Это рассказ. А в жизни? В жизни не всё совпадает даже с самыми лучшими и правильными рассказами.
Чего уж греха таить, если не всем, то многим хотелось бы начать жизнь с чистого листа. Кто-то был бы не против снова оказаться в детстве, ощутить тепло родительских рук. Кому-то хотелось бы исправить ошибки юности или молодости. Возможно, что нашлись бы и такие, кто захотел бы повторить жизнь просто из любопытства – а вдруг что-то новенькое откроется за тайной завесой жизни?
Главная героиня рассказа «Второй шанс» не задается такими вопросами. Она многое пронесла через свою жизнь, многому научилась, многое вытерпела. Казалось бы, кому, как ни ей мечтать о более лучшей жизни – ей, детдомовке, чья жизнь с детства состояла из проблем и сложностей? И, тем не менее, женщина, достигшая весьма преклонного возраста, не задумывается о том, чтобы повторить жизнь и сделать её более комфортной. Она – как тот самый сторож из гайдаровского рассказа – считает, что жизнь её прожита достойно. Ну, а трудности… Да у кого их нет?

Перелистывая в памяти всё то, что пришлось пережить, старушка вспоминает бабушку, которая на самом деле была ей совершенно чужим человеком. Вспоминает свои годы, проведенные в детском доме, как ей приходилось стоять за себя, как её зачислили в категорию «трудных детей», как ничто в этой жизни не сулило ей хорошего и светлого будущего.
Однако правду говорят, что любой человек – сам кузнец своего счастья. Главная героиня рассказа не озлобилась на весь мир, как это часто бывает с воспитанниками детских домов. Она, любившая детей, постаралась сделать свою жизнь действительно достойной. Своими усилиями старалась ковать своё счастье.
Однако даже достойная жизнь рано или поздно заканчивается. Переход в другое измерение для Надежды, как её звали в предыдущей жизни, оказался перерождением и возможностью прожить жизнь снова. «Кто-то наверху, видимо, решает, что некоторым дан второй шанс», - думает она, когда до неё дошло то, что она не умерла. И вот тут-то автор показывает, что такой второй шанс прожить жизнь снова дается не тем, кто совершил большое количество плохих поступков, а именно тем, кто своей правильной (так хочется написать «праведной») жизнью зарекомендовал себя человеком, не поддающимся ударам судьбы. Тем, кто смог стоически пережить несправедливость, неурядицы, кто пытался справиться с проблемами самостоятельно. Тем, кому в жизни не везло, и кто, тем не менее, не опустил рук, обретает возможность жить заново. Вот такая своеобразная награда за терпение.

А далее в игру вступает жанр фантастики, без которого последующее повествование потеряло бы смысл. Чудесным образом переродившись, женщина обнаруживает себя в роддоме, сохраняя при этом ясность ума взрослого человека и воспринимая мир осознанно, а не как новорожденная. Зачем это сделано? На мой взгляд, этим приемом автор одновременно хотел показать то, как мир взрослых выглядит  в глазах ребёнка, и  – наоборот – как уже опытный, повзрослевший человек воспринимает жизнь с пелёнок. Сделано это для того, чтобы показать, что иногда дети воспринимают мир взрослых совершенно серьёзно, хотя окружающие люди этого не понимают. Детские души, как показывает автор, являются своеобразной «шкатулкой с секретом». Там, где им кажется, что ребёнок ещё слишком мал, что он многого не поймет, жизнь говорит об обратном: дитя бывает мудрее взрослого. Наверное, не зря великие педагоги В.В. Сухомлинский и К.Д. Ушинский справедливо считали, что взрослым есть чему поучиться у детей. «Воспитывая ребёнка, ты, прежде всего, воспитываешь себя», - эти слова Василия Сухомлинского известны любому выпускнику педагогического института. Ушинский же считал, что  как только ребёнок появляется на свет, он сразу же начинает воспринимать мир через систему ощущений. Ситуация в рассказе «Второй шанс» один в один перекликается с этой точкой зрения педагога и учёного. Акушерка в роддоме, которой «показалось», что малышка не хочет брать грудь матери, конечно, лицо выдуманное. Однако, если посмотреть на ту же самую ситуацию глазами только что рожденного «обычного» ребёнка, картина будет той же: неизвестно, каким чувством, но дети понимают свою ненужность родителям, которые не любят их. «Отказники» в палате новорожденных, как правило, более спокойны. Будто понимают: кричи – не кричи – помощи ждать не откуда. Капризничают и кричат во всё горло те, кто словно знает: сейчас их отнесут к маме. Этот нонсенс замечен уже давно, хотя научного объяснения ему так и не нашли.
И, конечно, центральной нитью через весь рассказ проходит тема  любви и взаимопонимания. Только терпением и любовью решаются проблемы в семье, только хорошее отношение приносит желаемые плоды и отдачу тем же.

Стилистический анализ.
В рассказе наблюдается параллельное повествование от лица главной героини и прямой речи остальных героев рассказа. Стиль – разговорный, при этом автором намеренно каждому герою придаются свои слова, своя точка зрения, что делает речь индивидуальной, а это  в свою очередь помогает лучшему раскрытию каждого пероснажа. Постоянный крик «а-а-а» не даёт читателю забыть, что главная героиня обрела новый статус – статус новорожденной. С другой стороны, «беседа» только что появившихся на свет Андрея и Марии придает ситуации немного комичный характер: с одной стороны – они ещё не могут говорить, с другой – их никуда не исчезнувшая память позволяет им общаться на равных. Ну, а прозвучавший ответ «Конь в пальто», от другого младенца на вопрос Марии «кто там?»  довершает комический эффект.
В рассказе можно увидеть и характерную для детей непринужденность, что выражается просторечиями и словами разговорной лексики: «орал», «затянула песню», «учительница была в шоке», «ой, держите меня крепче» и вполне «взрослую» лексику, характерную для более старшего поколения: «извращенец», «это будет проблематично», «миссия перерождения».
Эмоциональность, без которой невозможно обойтись при описании взросления детей, также присутствует. Если картина дня рождения восьмидесятипятилетней женщины несколько тусклая и представляет собой немного грустные рассуждения умудренного опытом человека, то описание детских отношений куда как более красочны. Так, например, девочка стесняется своего брата и всеми силами дает понять родителям, что ей не очень комфортно, если он видит её без одежды. Когда Мария догадывается, что их чрезмерная сообразительность может привести к обратному – не к постоянному восхищению их умом, а к тому, что их могут «отправить на опыты» она предлагает брату «тупить» - глагол молодёжной лексики пришёлся очень кстати.
Если принять во внимание  пунктуацию, то эмоциональность выражена большим количеством восклицательных знаков, а детская неосведомленность о многих событиях – вопросительным.
Содержание грамматических ошибок минимально, их количество не влияет на восприятие.
С точки зрения стилистики и лексикологии текст выстроен правильно.
На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ «Второй шанс» заслуживает высокой оценки.


Ссылка на первоисточник:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=149040

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     22:01 03.06.2024 (1)
1
Прочла и рассказ, и рецензию. И скажу так: обе на высоте!!!
     22:33 03.06.2024
Спасибо. Ты зря не скажешь. 
     16:19 03.06.2024 (1)
Я читала рассказ, и он мне понравился очень. Я бы сказала, что это не фантастика, а фантазия. Я смогла себе всё это представить, и мне бы хотелось родиться заново. И хочется помнить свою прежнюю жизнь. 
Спасибо, Магдалина, за такой разбор произведения. Очень интересная рецензия. 
     17:12 03.06.2024 (1)
Взаимно, Ирина.
Я ещё раз повторюсь, наверное (потому что уже писала ниже), что когда произведение интересное, когда оно ложится на душу - на него и рецензию легко и приятно писать.
Наверное, не столько рецензент молодец, сколько автор. 
Или оба сразу))) 
     17:15 03.06.2024
Оба молодцы! 
     23:33 02.06.2024 (1)
С удовольствием прочла фантастику Нурии и твою рецензию, Линочка!
Вы обе большие умницы! Отличная работа!!!
С теплом души, дорогая, и восхищением, Роза 
     23:47 02.06.2024
Это было такое произведение, что на него просто ЗАХОТЕЛОСЬ написать рецензию. 
Хорошо оно сложено. 
Вот знаешь, именно не "написано", а "сложено".
     21:58 02.06.2024 (1)
1
Кратко довольно и по делу.
     22:35 02.06.2024
1
Ну, не особо кратко, конечно.
Но то, что по делу - радует. 
     13:16 02.06.2024 (2)
2
Браво автору рассказа и рецензенту!
Рецензия, как рассказ заслуживает высокой оценки!
     13:59 02.06.2024 (1)
1
Спасибо, дорогая Клавдия. Такое произведение замечательное, мне было очень легко с ним. Сразу как-то на душу легло. Наверное, на рецензии это тоже сказалось. 
     14:43 02.06.2024
1
Несомненно! Стопроцентное проникновение в суть!
     13:38 02.06.2024 (1)
1
Спасибо, дорогая!
     14:00 02.06.2024 (1)
1
Пишите ещё! У Вас хорошо получается. 
     14:09 02.06.2024
1
Уже закинула житейскую историю)))
     14:11 02.06.2024 (1)
1
Достойная рецензия. Браво, Магдалина!
     14:19 02.06.2024
1
Спасибо, Андрей!
Приятно, когда труд не пропал даром. 
     12:33 02.06.2024 (1)
2
Спасибо, Магдалина, за то, что всё, что я хотела выразить, вы поняли правильно и это дорого стоит.  За высокую оценку. Эта первая рецензия на прозу, конечно, волновалась, но теперь я в эйфории. Спасибо, спасибо, спасибо. С уважением, Нурия.
     13:57 02.06.2024 (1)
1
На хорошие, легко читаемые произведения очень приятно писать рецензии. Я редко читаю фантастику, не очень большой любитель этого жанра. Но у Вас всё получилось так целостно, всё настолько органично, что я писала с большим удовольствием. Перечитывать, конечно, пришлось много раз, но каждый раз был в радость.
Вам спасибо за лёгкость изложения. За стиль тоже. 
Я первый раз попыталась сделать стилистческий анализ. Хочется надеяться, что получилось.
     14:12 02.06.2024
1
У вас все получилось, главное, вы прониклись состоянием ГГ.  За это низкий поклон, хочется писать. Бесконечно благоДарю.
Реклама