Ссылка на первоисточник: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=149964
Историй подобных той, что описана в произведении «Кузя», на самом деле очень много. Действительно, люди по доброте душевной часто подбирают бездомных кошек и собак и обеспечивают им сытую жизнь. Конечно, иногда беспородных животных могут приютить, руководствуясь меркантильными интересами – собаку заставить охранять жилище, а кошку или кота взять с целью ловить мышей и крыс. Но даже в этом случае, животному, которое провело долгий период жизни на улице, где каждый день надо отстаивать свое право на существование, будет с человеком намного легче. По крайней мере, пища и теплый угол им обеспечены.
В общем и целом рассказ написан хорошим языком, читается и воспринимается тоже достаточно легко. Завязка рассказа заставляет сердце тревожно забиться буквально с первых слов: мать не появляется, поэтому приходится ждать её на бетонной плите. О ком речь? Неужели о ребёнке? К счастью, ситуация проясняется достаточно быстро: всё-таки история эта про котёнка. Читатель облегченно выдыхает, но тут же возникает новая, полная горечи, мысль: как же малютка, который и ходить ещё как следует не научился и которой провел несколько суток на семи ветрах, будет жить дальше?
Как правило, драматичность сюжета ведет к полноте высказываний, и данный рассказ не является исключением. Автор со всеми подробностями описывает то, как крошечный пушистый комочек попадает в теплый дом, где живёт четыре человека и две собаки. Естественно, дети сразу начинают тискать малыша. Он пищит, но уже не от холода, а от чрезмерного внимания со стороны людей – он не привык ни к ласке, ни к обилию пищи.
Автор опускает описание походов к ветеринару, ограничиваясь только тем, что котенка свозили в вет.клинику. На этом информация о кошачьих недомоганиях заканчивается. Впрочем, это не так уж важно. Главное – котенок сумел справиться с тем, что его беспокоило. Любовь членов семьи, в которую он попал, и хорошее питание сделали своё дело – малыш вырос в красавца, которого все полюбили.
Животные долго помнят хорошее, поэтому кот отвечал людям взаимностью. Правда кошачья независимость проявилась и здесь. Из всех членов семьи кот особенно (скорее всего, инстинктивно) привязался к самому маленькому, выказывая ему своё расположение. Милый, добрый момент, при чтении которого теплеет на душе.
Не обошлось без юмора. «Как же кузнец с фамилией Кузнецов мог назвать котёнка?» – спрашивает автор. И тут же сам отвечает на этот вопрос – что в семье Кузнецовых все должны каким-то образом быть причастными к кузнечному ремеслу. И котёнок в том числе.
К сожалению, концовка смазывает приятное впечатление как о самом изложении, так и о котёнке, который прижился в доме и стал равноправным членом семьи. Описание не вылеченной болезни резоннее было бы вставить в середину рассказа, избегая при этом всех подробностей. Однако автор предпочел не очень приятный штрих поставить в самый конец, что тянет за собой след такого же неприятного восприятия.
Стилистический анализ текста.
Можно сказать, что с точки зрения стилистики данный рассказ специально создавался автором с намерением воздействовать на читателя. Всё произведение в целом является повествовательным, то есть фактически – это монолог от первого лица. Перед читателем возникает информация за определенный промежуток времени, при этом в тексте прослеживается не просто рассказ – изложение проникнуто впечатлениями и чувствами.
С одной стороны, повествование идет от имени автора, с другой – читатель проникается теми ощущениями, которые испытал котенок. То есть автор словно примеряет всё то, что пришлось пережить маленькому пушистому существу, на себя. Котёнок не боялся, а замирал от ужаса, лапки у него были не просто замерзшими, а деревянными. Холод был настолько сильным, что кроме как беспощадным его назвать нельзя.
Далее автор рассказывает о переменах в жизни котенка, что приближает автора к читателям. Грубоватый в поведении и не очень аккуратный в привычках кузнец (он не пошёл в кузницу, а попёрся, не просто поставил машину, а наспех бросил) оказался, в общем-то неплохим человеком . Далее идет описание того, что во время управления машиной кузнец не просто испугался, а чуть не обделался. Пока что небольшие вкрапления просторечий не портят общего впечатления от рассказа. Тем более, что дальше идет описание, как котенок стал приживаться в доме, и внутри у читателя постепенно спадает напряжение: всё должно закончиться хорошо. Жизнь кота сравнивается с тихой идиллией, и это добавляет уверенности, что рассказ окончится на позитивной ноте.
Последний абзац, к сожалению, не оправдывает ожиданий читателя. Автору хочется показать, что некоторые болезни у домашнего любимца так и не прошли, поэтому он описывает то, как тот чихает, и при этом картина вырисовывается не очень приятная. Позитивные людские качества – любовь, понимание - перечеркнуты в рассказе всего одним словом – «отвращение». Всё то хорошее, что было написано выше, фактически сминается.
То, что кот остался не совсем здоровым, можно описать, не прибегая к контрасту и к эмоционально окрашенной негативной лексике – "сопли", свисающее из носа «богатство». Так ли необходимы в данном случае эти подробности? Умение хорошего писателся в том и заключается, что не очень красивую картинку, взятую из жизни, можно обрисовать более нейтрально или применив юмор, чтобы и повествование, и впечатление от него осталоиь на хорошем, достойном уровне.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А рецензия твоя, Линочка, как всегда, - на отлично!!! Восхищаюсь!!!
С теплом души!