Произведение «Кыргызстан и 40-воровка» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 216 +2
Дата:
«Сорока, иллюстрация книги 2015 года»
Предисловие:

Кыргызстан и 40-воровка

      Размышления о названии Кыргызстан или как «40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы» и получился Кыргызстан, так назвали свои земли. Об этом интересном факте мне сообщает википедия. Первое, что вспоминается так это детская сказка, как 40-воровка (или сорока-ворона), как она кашку варила и всех угостила, только пальчику-мальчику ничего поесть не досталось. Ты в лес не ходил, ты дрова не рубил, ты печку не топил и кашу не варил! Есть ещё за сороку-белобоку в том же ключе, но правильно будет вариант от предков исстари: сорока и ворона варили (две руки человека), а вот в книге 1915 года отличия начинаются с первой уже строки: Сорока, воровка, кашку варила... Следом в песенке должны появиться детки, но автор пропускает их и переходит к дележу кашки. Четырём «этим» дала, а  пальчику - не дала каши (потому что не хватило, или из воспитательных целей - неизвестно). Однако последней строкой автор старается сгладить печальный финал: «Но мама всё-таки дала». Ни автор, ни издатель книги о Тане неизвестны. Прошу прощения за отвлечение, но мифы и сказки - это наша жизнь, всё остальное - басни с телевизора. Я же пытаюсь понять предысторию этой земли и народа её заселяющего. А название страны - это как имя девушки, как название любой вещи, оно расскажет сразу всё, если ты понимаешь, какой смысл вложили в имя предки. А есть люди, которые стараются изменить смысл преданий старины глубокой, или переименовать улицы с неизвестной нам целью, но с благими намерениями. Или поставить памятник, указать тем самым на ориентир в жизни - на что равняться, кому носить цветы, перед кем произносить клятву. Далее следует пояснение, что тюркское кырк - «сорок», а кыз «девушка», поэтому так. Странный случай для племени Хань, усомнился бы любой узбек, ведь кырк - церковь. В чём и цирк.

      Кыргызстан - государство в Азии. Киргизы составляют большинство населения страны, наиболее крупными этническими меньшинствами являются узбеки и русские. Большинство населения — мусульмане-сунниты («люди сунны и согласия общины») — последователи основного и наиболее многочисленного направления в исламе. Одно из главных значений слова сунна — «путь». Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад). Также признание общины и миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа. Киргизский язык активно используется и тесно связан с другими тюркскими языками Центральной Азии, Кавказа, Поволжья и Южной Сибири, хотя русский язык также широко распространён и является официальным языком.

      Этноним «кыргыз» (др. кырг.  Qïrqïz‎), тоже узб. - Кыркыз этимологически восходит к общетюркскому глаголу кыру-/кырку- со значением «истреблять», «перебить», «вырезать», «стричь»... Ну не совсем уж так, позволю усомниться, представляя трудолюбивых и верующих в высший разум людей, неожиданно жестокими. Ни с того, ни с сего. А если резать, то кого? Вот именно, барана на шашлык. Но этого показалось мало, знающие филологи не угомонились на том, как уже вырезали и постригли (источник не указан). Продолжили:  «уничтожать», «сражаться ожесточенно», «воин», «сражение» - дополняя название и подливая воинственных красок. А точно с таким же названием озеро Кыргыз Нур - в Монголии. Более того, скажу и на Брянщине есть «кыр/кур» и на Орловщине есть «воин», а белорус узнает его в слове «тур». И на Мамаевом Кургане (уши есть, так услышит каждый), и в селе Курганье, и на реке Кура в Грузии, и в Сибирском городе Кургане, и у кого фамилия Курочкин. Или кто держит кур. Даже испанский священник и то (la cur).

       Вот только этноним страны - от кырк и от кырг - это разные вещи, господа-товарищи. В одном случае - это церковь, в другом - резня (буквально). Мечеть? Так что этноним «кыргыз» (кирг.), тоже что кыркыз (узб.), как уверяют меня - это не одно и то же. Далеко не одно и то же. Это как «два по сто в одном стакане», только за соседний столик (др. кырг. Qïrqïz‎), ваши «сорок сороков». Наконец-то, разгадал эту белобоку, не дававшую покоя лет 7 уже, аж спать не мог и кушал без аппетита. Qïrqïz - «сорок» с узбекского, где qïz - девочка, де-юре: ïr - мистер.  Для племени Хунь неразрешимая игра слов. Особенно - "девочка мистер", ну это куда ни шло, у немцев и вовсе девочка средний род (от неё - модель). А вот - ïr - подозреваю, это что эр времён возрождения, но не «красного эроса», а так раннего-раннего средневековья в зачатке - времён строительства церкви Ирины в Византе (ныне район Султанахмет в Стамбуле), на языческом ещё холме. Ирина - не мир, как сегодня трактуют славяне, но свет миру по-турецки, естественно за пошлину - уплатив дань за проезд через Босфор.  А посещение бухты Золотой Рог - уже бесплатно, и выезд (с товаром) в море Чёрное - тоже. Я бывал в одной такой церкви/мечети, где общий двор - налево обувь снимают, а направо - нет. В мечети всё как обычно, да и в церкви (армянской) как всегда, только выходят армяне (стамбульские) из церкви пятясь задом, пока не переступят порог. Тут они пересекаются с мусульманами и через общую арку покидают двор. Почему задом? Думаю, что это древняя традиция не поворачиваться к Богу спиной, а других примеров и более цивилизованных временем вариантов они не видели. Тут время замерло в любви и дружбе. Думается, подобный тому пример я сейчас разбираю, пытаясь рассуждать без претензий на истину. Мне просто сказки нравятся. 

      Выражение «сорок сороков» иногда толкуют как указание на то, что в дореволюционной Москве было примерно 40х40=1600 храмов. Согласно Стоглавому собору, каждая московская церковь входила в ту или иную церковно-административную единицу под названием сорОк (иначе староство - от слова рок). Таких сороков в Москве первоначально было, с конца XVII века по начало XX века - 6 штук. Поэтому следует уточнение: «Конкретное число церквей в составе каждого из сороков превышало 40 по крайней мере в конце XVII века». Лукавое уточнение, ибо дотянуть до 1600 штук математическим приёмом уже край неприличия, ведь это чуть ли не по 300 штук - на один сорОк, а могло бы получиться и больше чем домов вообще. На середину XVII века в Москве было около 30 тысяч дворов всего, из них  начитали 300 каменных домов (на конец века). Вот такая занимательная математика получилась с сороками-воровками. Тогда напишем так, уже отрицая собственную легенду: «Сорок сороков - фразеологизм, обозначающий всю совокупность московских храмов, многочисленность церквей в старой Москве. В переносном смысле (сороконожка имеет не сорок ног), выражение «сорок сороков» используется для обозначения предметов и явлений, связанных с московскими храмами». Также существует версия (богата земля русская на забавных людей), что в миллионной Москве начала XX века было около тысячи шестисот храмов - поэтому её и называли златоглавой, городом сорока сороков. То есть через три века количество могло подрасти, случай прямо как с той дамой, что сдавала багаж и вместо собачонки получила пса (по приезду на поезде). Однако по данным Московской епархии на сегодня числится - 1230 храмов. А чем знаменателен XVII век? Смутой и сменой династии с приходом Романовых (то есть католиков), и сменой столицы в скором времени на Петербург. В детской сказке о сороке и вороне (как они варили кашку), о том и рассказывается, и даже были попытки на XX век её переписать. Иные примеры от теологов и политиков (с подменой понятия) попросту несостоятельны и глупы, оскорбляющие чувства здорового человека.

       Ещё мне понравился глагол «кыру-/кырку-»  со значением «истреблять», от которого выводится существительное (так заведено в науке филологии). Если по-русски выводить существительное от глагола истреблять, то существительное ему напрашивается... блять? Шатун в просторечии (см. "О происхождении слова блять"). И что-то там вначале, не суть, но с - st - очень святое на букву и. Народная этимология возводит название киргизского народа к числительному «сорок»? Дайте только срок, будет вам и белочка, будет камень-рок (моё). Ровно столько шёл по пУстыне Моисей, или тут чистое совпадение? Ибо «сорокаплеменный народ», как продолжают утверждать учёные (от тюрк. кырк «сорок» и -ыз — древний суффикс множественного числа, или кырк+гыз «сорок огузов»). Замечательно, но занимательно тем, что факир уехал - цирк остался. Очень напоминает, как выводят суффикс из слова русский князь Кий. Хотя Кий - существительное (князь, палка, шест). Словом, "рус-с-кий" остался без него. Так и здесь, в слове кыркыз сначала разорвали корень (кыз - дочь) и получили цифру, потом на базе «сорока» сочинили легенду. Хорошо бы Соломона ещё до кучи, таки, есть такой и здесь! Кто-то из местных вспомнил, что в Юань ши приводится легенда как «40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы (верхний приток Енисея). По этому значению и назвали свои земли» (тюрк. кырк «сорок» и кыз «девушка»). Спасибо этому, кто сеет, Енисею батюшке. А не разорвали бы корней, то и вышло бы: край+девушка (кыр+гыз). Правда, без сорока. Даже спорить не буду, наверняка кто-то считал и отбирал самых достойных и целомудренных из племени Хуань. Одно только замечу в таком случае: «кырк-кыз» - не будет. Не получится так. Объясню почему. С цирком разобрались, теперь с женским полом разберёмся, тут или "церковь-девочка", или "сорок-дочь", решая тождество с четырьмя неизвестными: церковь=сорок, а девочка - дочь. Сорок это не цифра, соответственно, а рок/камень или звезда (востока). По аналогии с именем Ситора - звезда (корень тора), и в солдатский мешок сидор добавим к молодцу с именем Сидор - ещё и яблочный напиток (сидор).

      Слово кыз (кирг.) - «дочь», а на языках соседей - девочка, девушка. А слово гыз (оригинал киргизский) - «девочка» на всех тюркских языках (тадж., татар., казах.). Понятия близкие, но не совсем, в трёх словах есть такая разница: дочь, девочка, девушка. Родственница по крови, целомудренная, молодая женщина. Трудно объяснить эвенку или долгану что такое хлеб, поэтому в библейских притчах меняли на рыбу (кому-то на рис). Точно так же невозможно Петербуржцу объяснить значение названия озеру Долгое (да ещё трёх штук в цепочке), а уж москалю про основателя князя Долгорукого - хохол точно не сможет. И даже ханских корней не упомнит, от каких сам. Поэтому «сорок огузов» (кырк+гыз) вышло из вольного применения термина к басне с вопросом, что оставить? Где ставить запятую? Смысл раздваивался между буквами к и г. Две не вмещались. Но объединяла начальная - о. Если быть точным: Кыркыз = «Отрезать» (разница как между «300 спартанцев» и 300 резанцев). Никакой тут цифры «сорок» нет, если звук «кыр-гыз», это «резать девочка» буквально (но не в прямом смысле), ибо кыр - край. Как следует из поучения, см. статью: Амазонка вдова Каменщика.  Летописец Нестор взял поучение у Георгия Амартола, оно упоминается в древнерусском летописном своде «Повести временных лет», вот эта цитата о


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама