Произведение «Любознательность, неофилия и неофобия, ведущие жизнь вперед» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 95 +1
Дата:

Любознательность, неофилия и неофобия, ведущие жизнь вперед

Любопытство исследователя присуще всем млекопитающим. Его сила зависит от количества способов выживания. Если в процессе эволюции шло усовершенствование какого-нибудь одного способа (специализация), то смысла проявлять повышенный интерес к сложности окружающего мира не было. Муравьед поедает муравьев, коала – эвкалиптовые листья. Пока есть листья и муравьи, все просто замечательно. Проблемы начнутся тогда, когда их не станет.

У специалиста нет проблем, пока работает его метод жизнеобеспечения. Приспосабливаться в изменившейся окружающей среде ему тяжело, подчас, весьма трагично.

У неспециалистов - приспособленцев жизнь более интересна, опасна и непредсказуема. Для того, чтобы найти пищу, им нужно хорошо знать местность (окружающую среду), постоянно изучать любые способы ее получения, проверять и перепроверять полученные знания и навыки, в любой момент быть начеку, готовыми к изменению ситуации либо в лучшую, либо в худшую сторону, удаче. Любопытство в данной ситуации поддерживается на весьма высоком уровне.

Важно знать и узнавать признаки опасности, пути отхода, кратчайший путь до безопасных мест, своего жилья. 

Все эти тяготы повседневности вырабатывают способность быстро приспосабливаться в изменившихся обстоятельствах. Не будет пищи в виде мелких животных, можно перейти на птичьи яйца, улиток. Фрукты, орехи можно заменить корешками и побегами. Люди являются весьма неплохими приспособленцами.

Наше любопытство стало надежным способом продолжения жизни. Мы любим исследовать окружающий нас мир, постепенно накапливая знания о нем. Ответ на вопрос рождает следующие вопросы. 

Накапливающиеся знания способствуют возникновению различных новшеств, внедряемых буквально во всех сферах жизнедеятельности человечества.

Любовь к новизне, всевозможнейшим нововведениям – это неофилия. Ей противостоит боязнь новизны – неофобия.

Незнакомое у нас вызывает страх. Оно может быть опасно, требует осторожности, которая подталкивает  того, что мы побаиваемся или откровенно боимся избегать. Тем не менее, желание познать неизведанное достаточно сильно. Оно преодолевает страх, ведет на исследование неизвестного, делая его известным и иссякает, когда это происходит.

Процесс познания дает нам размещаемый в памяти опыт, который в любой момент может быть востребован. Ребенок занят познанием постоянно. Играет с игрушками, ломает, разбирает их, придумывает какие-то игры, играет в них. Стремление к открытию мира настолько велика, что родители вынуждены его ограничивать. Правда, делать это трудно. Еще труднее ограничивать исследовательские наклонности подростков, молодежи. Взрослые, подчас, сравнивают такое поведение с поведением диких животных.

Именно, благодаря достаточному количеству взрослых, поддерживающих стремление молодых особей к исследованию нового, в популяции не исчезают изобретательность, пытливость, движение к дальнейшему развитию, прогрессу. Им противостоят поклонники примитивного, уютного консерватизма, победа которого способна поставить популяцию на второстепенное место в межгрупповой борьбе.

Интересно то, что мы готовы с огромным энтузиазмом исследовать новое, которое способно дать намного больше потраченного на изучение. Наибольшее удовольствие вызывает совершенно невообразимый, полученный минимальными усилиями результат. Принцип экономии энергии в действии. Мы очень любим шары, взлетающие высоко от малейшего прикосновения, материалы, которые легко обретают формы, механизмы, управление которыми минимизировано.

Любой исследовательский процесс способен принести человеку много различных эмоций, открытий.



Исследовательское поведение в мире живописи и графики

Нанесший на чистый лист бумаги точку, а затем и линию ребенок замирает от неожиданности и наглядности результатов сделанного. Это первые человеческие следы в неизведанном мире. Действия повторяются. Лист покрывается точками и линиями. Появляются раскрашенные в разные цвета каракули. Их сложность возрастает. Линии пересекаются, становятся толще, длиннее. Интерес к такого рода занятию растет.

Как правило, в три годика малыш уже уверенно чертит разного рода линии, пытается из них извлечь формы – крестики, кружочки, квадраты, треугольники, другие геометрические фигуры. Сочетание их друг с другом рождает простейшие абстрактные рисунки. Недалеко уже и от живописного изображения.

Однажды в результате экспериментирования в круге размещаются две линии и две точки. На ребенка смотрит лицо! Он потрясен. Начинает усовершенствовать полученное. Появляются новые рисунки. Качество изображения лиц улучшается. 

В возрасте от пяти до восьми лет постепенно появляются новые формы, фигура любимой мамы с головой, туловищем, линиями - ногами и руками. Голова дополняется волосами и ушами. Идет движение к правдивому изображению наблюдаемого. Используются более сложные формы, цвета.

Период игры с линиями, фигурами, цветами ради игры заканчивается. Исчезает удовольствие от экспериментирования с ними (изобретательность покидает область простых операций, переходя на новый технологический уровень). Во взрослой жизни оно у большинства появляется лишь во время присутствия на скучных докладах, совещаниях, ожидания приема у руководства (машинально делаемые зарисовки на листочках бумаги, в записных книжках).

При взрослении в результаты актов открытия, изобретения, проверки возможностей различных художественных приемов начинает вмешиваться социальная информация. Она оказывает влияние на развитие, усложнение творческого процесса.

Современность с помощью новых технологий (фото-, видеосъемки) освободила живопись от необходимости воспроизводства картин окружающей нас среды (информационная живопись). Исследовательское поведение продолжает проявляться и реализовываться через искусство творческого поиска уже на более «взрослом» уровне. 



Исследовательское поведение в мире звуков

Дети любят визжать, бить по тому, что гремит, звенит, топать ногами, хлопать в ладоши. С взрослением приходит желание этим заняться в составе группы. Такое поведение объединяет, будоражит, взвинчивает.

Групповое производство различных звуков, барабанный бой, рождение и прослушивание сложных музыкальных ритмов, хоровое пение – все это приводит ко всеобщему возбуждению. 

С помощью музыки (музыкального творчества) создается определенное настроение (выступает в качестве средства его формирования). Она же является синхронизатором действий толпы. Этот вид деятельности не передает подробной информации (исключение – барабанный бой, с помощью которого происходит оповещение установленными сигналами). 

Элемент поиска и изобретательства в области извлечения звуков не только сохранился, но и постоянно усиливается, что делает музыкальное творчество миром интересного эстетического экспериментирования. Как и в случае с живописью, ускорению этого процесса способствовало освобождение музыки от функции отображения бытия.



Исследовательское поведение в мире танцев

Человек способен совершать множество танцевальных движений. Раскачиваться из стороны в сторону, двигаться вперед и назад, др. Такого рода телодвижения совершаются во время музыкальных концертов. Танцевальное поведение все время усложняется. С ним связаны занятия гимнастикой.



Исследовательское поведение в мире физических упражнений

Физические занятия, благодаря изучению их возможностей, людьми превращаются во множество сложных упражнений, многообразие видов спорта. 

Ритмические физические упражнения нами названы гимнастикой. Ей занимаются как дети, так и взрослые. Стилизованные гимнастические упражнения – это аэробика. Строгая упорядоченность, структурированность формы сталкиваются в ней с человеческой индивидуальностью, которая привносит в движения элемент разнообразия.

Упражнения синхронизируют действия группы, являются средством сохранения и развития физических возможностей человеческого тела.



Исследовательское поведение в мире написания текстов и речевых конструкций

Написание текста представляет собой основной способ передачи и регистрации сведений, фиксации на материальном носителе вербализированной (воплощенной в слова) звуковой информации, формализированный вид творчества.

Умение писать выступает в качестве инструмента эстетических исследований. Примитивные первобытные звуки в результате нашего развития заменены сложной, наполненной символами речью, которая позволяет озвучивать наши мысли, создавать мыслеконструкции, экспериментировать с ними как в общении, так и на любом материальном носителе. 

Интересно, что основная часть человеческих размышлений, информационного обмена носит поучительный характер. 



Можно определенно сказать, что в разных сферах деятельности, играх, творчестве, спорте, речи, письме и т.д. люди в качестве исполнителей и наблюдателей продолжают испытывать устойчивое желание заниматься исследованиями и экспериментированием. Всякий раз открывая огромный исследовательский потенциал таких занятий.

Человек склонен исследовать незнакомое до тех пор, пока оно не станет знакомым. Стремится накладывать ритмические повторы на знакомое, различными способами их варьировать.  Выбирает, сочетает, комбинирует самые удовлетворительные варианты из имеющихся, развивает их в ущерб другим. Способен делать все перечисленное самоцелью (исследовать ради исследования).

Исследовательское поведение является важной частью борьбы за выживание. В таких известных ее способах, как обеспечение себя пищей, силовое самоутверждение (иерархическое продвижение, стремление к доминированию), сексуальные отношения (спаривание) в животном мире исследовательская деятельность подчинена потребительским, специфическим запросам. Она нацелена на решение конкретных задач выживания.

У человека тяга к исследованиям стала потребностью, призванной обеспечить более глубокое, разностороннее понимание окружающего нас мира, наших в нем возможностей. Подчас, мы исследуем мир не только для выживания, но и для общего развития. Полученные в последнем случае знания могут быть применимы в разных ситуациях, что, конечно же, придает нам большей устойчивости.

Работа исследовательских порывов


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама