Произведение ««Чёрные ирландцы». Кто они такие? »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 29 +1
Дата:

«Чёрные ирландцы». Кто они такие?

Все, кто интересуются историей Ирландии и её культурой, наверняка, не раз слышали такое понятие, как «чёрный ирландец». Или сталкивались с ним в фильмах, так или иначе касающихся ирландской тематики...

И наверняка не обращали на него внимания, считая то ли оговоркой, то ли неумной шуткой произносившего эти слова.

Однако в самой ирландской культуре и в крупных ирландских сообществах, живущих вдалеке от «Изумрудного острова» (как часто эвфемизмом называют Ирландию, где из-за обильной влаги, туманов и частых дождей, как и теплых течений, омывающих остров, круглый год растет зеленая трава и большую часть года зелёными стоят кустарники и деревья) выражение «чёрный ирландец» - неотъемлемая часть общекультурного национального кода, как прочие типично ирландские понятия, вроде классического ирландского виски или дня Святого Патрика.

Само понятие «чёрный ирландец» не несёт в себе никакой негативной оценки. И в стране, где испокон веков в подавляющем большинстве проживали люди с рыжими или светлыми волосами, обозначает лишь человека с черными или очень темными волосами, темными глазами и более смуглой кожей, чем у большинства населения Ирландии. Что, естественно, вносит определённый когнитивный диссонанс в стереотипное восприятия ирландца по всему миру, как человека с очень светлой кожей и медно-рыжими волосами.

В англоязычных странах этот «термин» так и звучит: «Black Irish».

Несмотря на то, что в самой Ирландии это понятие употребляется очень редко, но у потомков ирландских эмигрантов по всему миру — в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах, где живут этнические ирландцы, выражение «чёрный ирландец» было и остаётся в ежедневном «обиходе» уже в течение столетий.

А за «давностью лет», уже и сами ирландцы расходятся в версиях, откуда к ним пришло это понятие, настолько прочно закрепившееся в их культурном коде...

По одной из версий, циркулирующих в научных кругах, считается, что это понятие родилось вследствие того, что предки темноволосых ирландцев пришли на Британские острова с Пиренейского полуострова, то есть с территории современных Испании и Португалии. И случилось это в период то ли мезолита, то ли неолита. Иными словами — весьма условно — от 20 000 до 4 500 лет назад. Версия интересная, но, увы, труднодоказуемая.

Другая версия гласит, что постоянные переселения на остров различных групп людей из континентальной Европы, как и вторжения на остров тех ли иных завоевателей, также вносили определённые «корректировки» в облик определённой части населения «типичных ирландцев».

Многие считают, что системные вторжения на остров викингов, начиная с 8-го века и вплоть до 12-го века нашей эры, сильно преобразили стереотипно знакомый всем облик ирландцев, добавив в него основательное количество «южной крови». А учитывая, что викингов тогда называли «темные завоеватели» и «чёрные чужаки» (что отсылает, вероятно, не к более тёмному цвету волос и смуглой коже, чем у ирландцев, а ненависти к вооруженным захватчикам) эта версия до определённой степени также «трещит по швам».

Наконец, вторжения в Ирландию норманнов в 1170 и 1172 годах, как считается, еще больше добавили типичному образу некоторых ирландцев черты выходцев с юга континентальной Европы.

Причем, как гласит легенда, многие из «новоприбывших» на изумрудный остров, со временем стали считать, что они даже «большие ирландцы, чем сами исконные ирландцы». Впрочем, это и неудивительно: вся человеческая история в разных частях света полна подобных примеров, где новоприбывшие переселенцы пытались либо вытеснить коренное население, либо ассимилироваться с ним и объявляли именно себя (или себя в том числе) коренными жителями тех или иных мест...

Ещё одна теория относительно понятия «чёрный ирландец» гласит, что после Великого Голода в Ирландии в 1845-1849 годах в Новый Свет устремились сотни тысяч ирландцев, что вкупе с огромной смертностью в этот период сильно «обескровило» сам изумрудный остров. Пик голода в Ирландии пришелся на 1847 год, когда буквально весь урожай картофеля (который к тому времени уже стал едва ли не основной сельскохозяйственной культурой в Ирландии) был уничтожен непогодой. А большинство жизненно важных продуктов, очевидно, подгнивая, окрасились в чёрный цвет. Тот год до сих пор в англоязычной культуре официально называют, как «чёрный 47-й».

Эта версия гласит, что из-за огромного наплыва ирландских эмигрантов в Новый Свет, их якобы стали называть «чёрными», как бы намекая на то, что все они сумели избежать «чёрной смерти» из-за голода, нехватки продуктов и разного рода эпидемий со всем этим связанных.

Впрочем, по понятным причинам, и эта версия кажется сомнительной и никак не связанной с внешним видом темноволосых ирландцев.

И все же, наиболее вероятная, а заодно и самая «романтичная» версия гласит, что понятие «чёрный ирландец» появилось спустя несколько лет после того, как в 1588 году совместным англо-голландским флотом была разбита считавшаяся до того неуязвимой, испанская Непобедимая Армада (испанский королевский флот). К слову сказать, участником того похода был и великий испанский поэт, драматург и прозаик 16-го века Лопе де Вега, один из наиболее ярких представителей «Золотого века Испании».

Именно после того поражения, корабли Непобедимой Армады, спасаясь от преследователей, ушли в северную Атлантику, где у берегов Ирландии попали в страшнейшие шторма и в результате крушений были выброшены на северное и западное побережье Ирландии. Именно там нашли своё прибежище испанские моряки.

Как полагают многие историки, именно этот фактор и сыграл основную роль в появлении в ирландской культуре понятия «чёрный ирландец», после того, как тысячи испанских моряков нашли прибежище на берегах Ирландии, ассимилировавшись с местным населением.

Именно после тех событий конца 16-го века у «типичных ирландцев» наиболее явно и проявились внешние черты, присущие больше населению Южной Европы. Такие, как темные волосы, темные глаза и более смуглый цвет кожи, чем у североевропейских наций.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама