Заметка «Сын Солнца. Памяти Виктора Цоя» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Статьи
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 568 +1
Дата:
«Цой»
Предисловие:
Прошло уже 30 лет после трагической гибели певца, музыканта и поэта Виктора Цоя. Но его помнят до сих пор. Почему? Здесь изложена одна из версий этого. Она несколько мистическая, но... имеет право на существование

Сын Солнца. Памяти Виктора Цоя

Виктор Цой – фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким... Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.

  Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.

  Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку. О музыке надо сказать отдельно. У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер. Это редкое качество, очень редкое. Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.

  Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи – что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например…

  Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу – ни разу! – не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.

  Сильная личность брала своё и только своё...

  Да и разве это плохо, подражать положительному герою? В том что Брюс Ли именно положительный герой, со мною наверное многие согласятся. Ведь то, чем он занимался на экране – борьбой с отпетыми злодеями и негодяями – есть дело вообще-то позитивное. Это не что иное, как богатырское занятие защищать слабых и обиженных. И в жизни защищать и на экране. Ведь у Брюса Ли не было особого эстетического смакования жестокости, чем, к сожалению, отличались и отличаются многие и многие его последователи по актёрскому ремеслу.

  Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению.

  Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.

  Вот фрагмент его песни под названием «Война»:

          МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
          И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
          ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ –
          МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!

          МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
          ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
          ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.

  А что – правильно. Действительно ведь война... Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь. Пока не случилась грандиозная космическая катастрофа. Да и у нас было нечто подобное, и не раз, хотя и не в таких чудовищных масштабах. А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно – и что-то необходимо делать для исправления этого положения – это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.

  А вот далее в песне «Мы хотим танцевать» он сказал так:

          В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
          И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?

  Кто наделал дыр? И притом до рождения? Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники.

  Хотя со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:

          В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
          В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
          Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
          КОГДА ТАНЦУЮ.

  Говорят, что танец – это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот – вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной. А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни. Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует.

  Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел.

  А Цой добавил к вышесказанному следующее:

          СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
          ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
          Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, –
          ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.

  Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми...

  Уже вирусы в незапамятные времена объявили войну бактериям. А те друг другу… И так дошло до нынешних военных блоков и союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг против друга. Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых людей:

            ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
            И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
            ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
            А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
            И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
            ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
            ЧТО ПОСТРОИТЬ,
            А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
            И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?

          ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
          А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
          И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
          И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
          И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
          И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
          И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
          И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.

  О своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт,  дурит:

          В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
          В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
          В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
          ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
 
  Звёздная ночь в наших с вами глазах – это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай – чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!

  Здесь, на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству – наркоте. Хотя это путь в никуда. От собственных кандалов не убежишь. Их можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи. Неудовлетворение, печаль, тоска и скука – неотвратимые спутники этой земной жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по своей разбитой вдрызг жизненной колее...

          ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
          ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
          ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
          И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
          И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
          ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
           
  Эта печаль – удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение. Или обволакивающая сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:

          ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
          КРИЧАТ: «НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!»,
          КРИЧАТ: «ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!»

  Мятущиеся люди... Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания… Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях.

  А некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут зажечь в достатке  света в огромной массе мрачных человеческих душ.

          И ПУСКАЙ ФОНАРИ
          СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
          ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.

  Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари… Лишь звёзды – которые светят и тогда, когда Земли уже не будет – будут также светить и


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:55 20.04.2023 (1)
Владимир, я пробудился чуть меньше десяти лет назад. Не мало знаю, но думаю, что и не сильно много. То-есть хочу сказать, что куда мы идём и к чему все мы движемся. Статья сильная, и правильная. БЛАГО ДАРЮ Вас за то что Вы есть.
     11:15 09.10.2023
Иногда слушаю Цоя и удивляюсь его глубине. Таких всегда было очень и очень мало.
Спасибо!
Гость      21:52 15.08.2020
Спасибо Вам за память об этом замечательном
талантливом человеке!
Очень впечатляет Ваше видение!
Интересные разборы его текстов!
Что-то такое знал Цой-и от этих знаний ему было тяжело.
Так как поделиться ими- тогда-было трудно-знаний таких мало у кого было.
Гость      21:43 14.08.2020
А как же песня-символ
     11:29 14.08.2020 (2)
Весь русский рок заимствовал музыку на Западе. Группа "Кино" не является исключением. 
 
 
     13:23 14.08.2020
     13:01 14.08.2020
1
Имеете право на такое мнение.
У меня оно другое.
Дискутировать не буду.
     08:29 14.08.2020 (1)
Хорошо написали.
     13:03 14.08.2020
Спасибо! Автор писал от души.
Гость      09:29 14.08.2020 (1)
Комментарий удален
     13:02 14.08.2020
Спасибо! Я рад. Цой достоин нашей памяти.
Реклама