Заметка «Современное российское кино о войне» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Читатели: 242 +2
Дата:
Предисловие:
У нынешней России трудная история. Есть история Царской России, есть история Советской России и есть история нынешней России. Между ними связи нет никакой. К сожалению.

Современное российское кино о войне



Предисловие:

Прошли майские праздники, когда наши ТВ по всем своим  программам буквально завалили всех нас  современными фильмами о войне. Из старых фильмов были лишь «В бой идут одни старики»  и  «В  августе 44 года». Великолепные Советские фильмы с такими же великолепными советскими актерами.

Говорят, что было указание Минкульта об избавлении российских граждан от советского тлетворного влияния через прошлые военные фильмы.

Но то, что массово прокатилось 8 и 9-го мая по всем каналам ТВ России, никакими приличными словами охарактеризовать не получится. Это были не фильмы о Великой Нашей Войне,  это были обыкновеннейшие  военные боевики, снятые по голливудским методикам и их технологиям. Слава богу, что сейчас хоть одежду и обмундирование стали использовать похожую на то, что одевали и носили граждане СССР  в те годы. Других изменений я не вижу.

Поэтому я не стал писать свою статью на эту тему, я здесь привожу выдержки из статьи под названием «Проблемы современного российского кино о войне» Александра Долбыш,  опубликованного в интернете.
Публикую ее целиком, без исправлений. Вот она.

Почему так лживы современные фильмы России о войне?

Прошли наши Великие Праздники 8-9 мая,  когда по давней традиции ко Дню Победы российские телеканалы  показывали  множество военных фильмов, посвященных в основном Второй Мировой войне и реже другим конфликтам, в которых участвовала наша страна. Однако с каждым годом количество негатива от новых российских военных фильмов у населения только растет. Как развивалось российское военное кино? С чем связано недовольство общества современными творениями о войне? Какие основные мелкие и масштабные ошибки совершают современные киноделы? Читайте в нашем материале.

Военному кино в России государство всегда уделяли большое внимание. В СССР на снятие картин о войне выделяли государственные деньги, предоставляли помощь Министерства обороны и военных консультантов. Многие советские фильмы про великую отечественную войну стали настоящими шедеврами и получили широкую популярность у населения. Например: «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Освобождение» и многие другие. В кинофильмах СССР про войну широко раскрывались такие понятия как чувства долга и преданности своей Родине, героизм советского народа, тяжесть борьбы с врагом и огромная цена, отданная за победу.


После распада СССР кино о войне в России приобрело иные акценты. Современные режиссёры стали стремиться показать «альтернативный» взгляд на войну, нежели чем просто победу и героизм советских граждан. Повлиял на это развернувшийся в 90-х процесс массового исторического ревизионизма, перемешенный с фальсификацией и передергиваниями фактов, когда сомнительные личности, называвшие себя «экспертами» или «историками» переписывали целые исторические нашей страны, смещая акценты внимания на негатив. Постепенно это стало менять представление о войне и ее участниках как в нашей стране, так даже и за рубежом. Пожалуй, в свое время, результатом столь активной пропаганды образа кровожадного СССР стал выход зарубежного фильма «Враг у ворот». Кино, посвященное советскому снайперу Василию Зайцеву, вышло со всеми навязанными в 90-е годы штампами, мифами и откровенной «идиотией».

Во время своего выхода фильм стал настоящей консистенцией «новой правды» о войне. Здесь были и «одна винтовка на двоих», с минимальным количеством патронов, и набег живой массы советских солдат на немецкую оборону, оснащенную танками и пулеметами. При этом солдат красной армии гонят прямиком на убой, без всякой попытки даже подавить огневые точки противника или зайти во фланг вражеской обороны. Зашкаливающее количество в одном кадре советских знамен, которые должны были обозначать собой диктатуру и тоталитаризм в СССР, а не символы Победы. Все советское руководство в данном фильме было представлено в виде тупых комиссаров с пропитыми лицами. И конечно же фильм запомнился появлением заградотрядов НКВД, в том виде как их хотели представить в ходе новых «правдах» о войне. Безжалостные упыри, хорошо вооруженные, расстреливающие своих уцелевших солдат, выживших и отступивших с заранее обреченной атаки. При этом сами бойцы РККА зачастую показаны в виде ничтожного быдла.

Возможно, выйди этот фильм в современное время он бы не сыскал того успеха, который он получил в 2001 году. Однако хорошо снятые батальные сцены, отличная музыка и в целом удачно наложенный на «новый взгляд на историю войны» сюжет принес фильму успех и сделал его в какой-то мере культовой картиной, особенно на Западе. К сожалению, в России не попытались как-то осудить данный фильм. Напротив, отечественные творцы, вдохновленные «Врагом у ворот», принялись клепать на его основе свои поделки.

И в нынешних  военных кино, начиная с двухтысячных годов активно навязывался термин «войны вопреки», в фильмах демонстрировали все самые вычурные штампы и мифы. Одним из первых таких фильмов можно назвать, пожалуй, сериал «Штрафбат», в котором основными героями военного кино стали бойцы штрафбатов, уголовники и незаконно репрессированные заключенные. В то же время главными антагонистами порой становились даже не немцы, а собственные офицеры и представители власти. Навязывались штампы о кровожадности заградительных отрядов, тупости комиссаров и трусости командиров. Данный фильм также приобрёл определенную популярность в России за счет его показа на центральных телеканалах страны и раскручиванию в СМИ. А талантливая и правдоподобная игра актеров компенсировала с овершеннейшую тупость сценария и весьма скромные для военного кино батальные сцены. После определенного успеха «Штрафбата» очень долгое время основными героями многих российских фильмов о войне стали штрафники, уголовники, политзаключенные на фронте.

Все это вылилось в «очернение» собственной истории и подвига народа, в ложном представлении о событиях войны и тяжёлому удару по облику советской армии и населения. Фактически современные режиссёры создали впечатление, что народы, проживавшие на территории СССР, представляли собой забитую и трусливую массу, которую гнали в бой фанатичные идиоты в виде комиссаров и командиров Красной Армии, под угрозами расстрела из пулеметов заградительных отрядов и НКВД, по прихоти кровожадного Сталина.

Стоит отметить, что пока российские кинодеятели всячески пытались показать свою страну и армию в ходе войны в наиболее непристойном свете, в США выходили военные фильмы, демонстрирующие американскую армию в лучших чертах и создающие героический образ войск союзников, спасших весь мир от фашизма.

Так, в широкий прокат был выпущен фильм «Спасти рядового Райана», который несмотря на спорный сюжет показывал героизм и доблесть солдат армии США в сражениях с немецкими войсками. В то время, когда в России снимали сериал «Штрафбат» на Западе показывали 10-ти серийный фильм «Братья по оружию», демонстрирующий храбрость и самоотверженность американских десантников на Западном фронте Второй Мировой войны. Тем самым, пока в России активно разрушали созданный в СССР образ советского солдата-освободителя, на Западе укрепляли идею о том, что основными героями ВМВ стали подразделения союзных войск.

Однако в России не обращали внимание на западные картины, продолжая клепать клюквенные творения про собственную историю и армию. Правда впоследствии тема штрафников начала утомлять отечественного зрителя, и киношники начали  искать новых героев для зарабатывания денег и показа очередных опусов новой «секретной правды о войне». Следующими персонажами стали разведчики. Однако и такую, казалось бы, геройскую тему отечественные творцы умудрились испохабить вкраплениями все тех же антагонистов из особых отделов армий. Теперь герои разведчики наводили шорох в немецком тылу, а возвращаясь в советский тыл отбивались от вездесущих и везде нос сующих сотрудников НКВД.

Началась целая вереница фильмов и сериалов с подобным сюжетом. «Диверсант», «На безымянной высоте», «Апостол», «Топор», «Танкист» и прочие. При этом, как только определенная тема начинала надоедать зрителю, российские творцы съезжали на другую. Так, отечественные экраны пережили наступление современных фильмов про снайперов, партизан, летчиков, агентурных разведчиков, пограничников и т.д., однако в большинстве новых этих фильмов и кинопроизведений все также старались поведать о «новой правде о войне» и упырях из НКВД, которые так и хотели отправить на подвал или расстрелять очередных героев.

Пожалуй, апогеем штампов и мерзостности, собранных в одном фильме, который переплюнул даже «Врага у ворот», стали творения Никиты Михалкова «Утомленные солнцем «Предстояние» и «Утомленные солнцем Цитадель». Здесь штрафники ходили в безнадёжные атаки на немецкие позиции по прихоти пьяных генералов и под угрозой расстрела заградотрядами. Массовые убийства, творимые сотрудниками НКВД, переплетались с массовой трусостью и скотством солдат и офицеров РККА, Сталин был показан в образе угрюмого, безумного упыря, готового слать на убой собственное безоружное население чисто для красивых фотографий в газетах. Помимо этого, в фильмах присутствовали: танки с парусами, священник, молитвой сбивающий самолеты, инфантильные кремлевские курсанты, трусливые и жадные партработники и чиновники. И просто тонны прочей «идиотии».

Однако положительную роль как ни странно данный фильм сыграл, став в какой-то мере переломным для российского зрителя и «творцов». После провала в прокате, обильной критики и даже требования ветеранов запретить фильм к показу, в отечественном обществе произошел определённый слом. Люди начали замечать, что, по сути, во всех вышедших ныне  российских фильмах о войне в той или иной мере присутствуют какие-либо штампы «Утомленных солнцем». То, что ранее казалось страшным и злобным теперь казалось просто нелепым и смешным. Зритель перестал верить образам злобных сотрудников НКВД и СМЕРШ, тупых офицеров и трусливых комиссаров, благородных уголовников и быдло солдат. В итоге фильмы, где подобные штампы присутствовали, уже не вызывали требуемого эффекта сопереживания и не удовлетворяли зрителя.

Уже в 2010-х годах многие отечественные творцы старались снимать фильмы, в которых злобные особисты перестали являться жизненно важной составляющей для военного кино, а основной темой становились попытки показать героизм советских солдат. Однако здесь у отечественных киношников не хватало других составляющих, крепкого сценария и умения снимать на советском уровне качества. Привыкнув в фильмах выезжать на штампах и темах показа злобных НКВДшников, современные режиссёры разучились снимать хорошее кино о войне, как его снимали в СССР, и как того хотел зритель, который темами упырей в синих фуражках и «незаконно репрессированных солдатах» был сыт по горло. В итоге практически весь период 2010-х нас ждали фильмы, которые можно было охарактеризовать как «замах на рубль, а удар на копейку». При этом зачастую, еще во время пиара военных кинокартин, их


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:34 13.05.2022 (1)
Правильно ли я понял, что автор статьи - Александр Долбыш?
Надеюсь, что правильно.
Так вот, Александру хотелось бы заметить о фактической неточности, а, вернее, о допущенном им искажении фактов во вступительных строках его текста:

Прошли майские праздники, когда наши ТВ по всем своим  программам буквально завалили всех нас  современными фильмами о войне. Из старых фильмов были лишь «В бой идут одни старики»  и  «В  августе 44 года».


Из "старых фильмов" были показаны (привожу выдержки из программ передач российских телеканалов только лишь за один день 9 мая 2022 года):
Первый канал:
"На войне как на войне"
"Перед рассветом"
Россия-Культура
"На всю оставшуюся жизнь"
"Был месяц май"
"Тишина"
ОТР
"Истребители"
"Судьба человека"
"Баллада о солдате"
ТВЦ
"А зори здесь тихие"
"На безымянной высоте"
СПАС
"Аты-баты шли солдаты"
"Баллада о солдате"
"Отец солдата"
Звезда
"Живые и мертвые"
"Батальоны просят огня".
Фильм "В августе 44-го" никак нельзя отнести к "старым". Снят он в 2000-м году. Видимо, то ли автор не в теме, то ли не видел его.
К слову, 10 мая по каналу "Пятый" была целиком показана киноэпопея "Освобождение".
А вот "В бой идут одни старики" как раз не был поставлен (уж слишком напрашиваются параллели с нынешними событиями на территории Украины) в программу передач, а прошёл "под шумок" в рамках общего "Праздничного канала" на Первом. И больше нигде.
     20:06 13.05.2022 (1)
А.К.!
Я не фанат ТВ и потому не смотрю программы наших телевизионные передач и фильмы, показываемые на них.  Вы смотрите. Хвала вам! Ничего другого сказать не могу - поражен вашей пунктуальностью. и величиной вашего свободного времени. У меня его нет. И я не смотрю фильмы по ТВ.  А вот  " В бой идут одни старики" посмотрел в сотый раз с удовольствием. Вы же - с раздражением.
ЗНАЧИТ, РАЗНЫЕ МЫ С ВАМИ.   И потому видим все вокруг нас ПО ПО РАЗНОМУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
     20:12 13.05.2022 (1)
По-моему, Вы дурак, Макар Николаевич.
Но это только моё оценочное суждение.
     21:21 13.05.2022 (1)
А.К.!
Знаете, но мне абсолютно все равно, как вы меня назовете. На себя в зеркало посмотрите и увидите там именно дурака. Моя статья написана про идеологию показа фильмов по нашему ТВ, а вы мне программы ТВ суете! Видно, на больший уровень мышления вы неспособны
     21:28 13.05.2022 (2)

Моя статья написана

Так это опять Ваша статья?

Вы - Александр Долбыш?
     10:30 14.05.2022
А.К.!
Есть такое понятие "псевдоним" при публикация. Поэтому при публикациях я могу назвать себя, как угодно. Если пропустит модератор. "Макар Николаевич" мой псевдоним для Фабулы. На других сайтах у меня другие псевдонимы.
     23:47 13.05.2022
Н-у-у-у-, пошел черт по бочкам! В вас умер сам красный Ежов! Вот вам где место - на столе палача с топором в руках.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама